Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Неоведантисты и натхизм.  (Прочитано 665 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Андрей ПМ

  • *
  • Сообщений: 25
Неоведантисты и натхизм.
« : Декабрь 27, 2009, 00:40:16 »

 Йог может войти в самадхи разными способами. Когда он достигает просветления то всё равно остаётся при своих мыслях и методах достижения блаженства. Рамакришна не очень заботился о теле, он говорил, что у него на это нет времени. Свами Шивананда наоборот говорил, что надо заботится о теле так же как и о духе:
"Ведантисты боятся практиковать Асаны на Земле, так как это интенсифицирует физическое тело и мешает их бесстрастию. Я видел многих Ведантистов, живущих в плохих условиях и с плохой физической конституцией. Они с трудом делают какую-либо грубую Садхану, и лишь механически, через губы, не вкладывая души повторяют: "Ом, Ом, Ом". У них недостаточно сил, чтобы достичь Брахмакара Вритти." Хотелось бы узнать о разности путей просветления. Почему у йогов достигших высших знаний, нет какого-то обобщенного пути? Я так понимаю человеческая индивидуальность, какие-то черты характера, наклонности, интересы всё же остаются.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Неоведантисты и натхизм.
« Ответ #1 : Декабрь 29, 2009, 20:45:27 »

Свами Шивананда был нео-ведантистом, тем более, это уже больше прослеживается у Сатьянанды Сарасвати, который практиковал тантризм. Вообще, по правде говоря, в истории самих сампрадай очень много такого, что говорит об их склонении (со временем) в область сектарности. Шанкарачарья, по одним источникам, был тантриком, по другим - адвайта-ведантином, то же самое и относительно Матсьендранатха, Горакшанатха, причем, вероятно, версия, что Горакшанатх создал хатха-йогу, далекую от каулизма Матсьендранатха, несколько раздута. Ведь классические тексты Горакшанатха и тексты Гхеранды, Сватмарамы уже несколько отличаются. Я не беру поздних Учителей, которые прямым или косвенным образом были связаны с натховской традицией. К тому же в реформациях всегда были и свои позитивные стороны. О них можно много рассказывать.
Я не вижу, например, ничего плохого в подходе Сатьянанды Сарасвати, с одной Ведантой он бы далеко не уехал; но из натховских источников, из тантры они взяли далеко не все, что можно было взять, в этом их минус. В общем, сектантское мышление - вот причина всех проблем. Есть, правда, и другая сторона, когда, например, ценятся глубины той или иной традиции, и представитель одной воспринимает другую на уровне, близком к тому, как это учение видел бы нью-эйджевец. Так, например, фанатичный иссконовец-кришнаит йогу истрактует исключительно как заботу о теле или развитии сиддх, что есть материализм, и не идет ни в какое сравнение с "бхакти"; натх-неофит в Индии увидит тантру как то, что погружает в тамас и т.д. Вот это я называю секторным мышлением, от которого возникают многие проблемы.
« Последнее редактирование: Декабрь 29, 2009, 21:50:10 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

shivananda

  • *
  • Сообщений: 174
Re: Неоведантисты и натхизм.
« Ответ #2 : Декабрь 30, 2009, 09:40:51 »

Цитировать
Свами Шивананда был нео-ведантистом, тем более, это уже больше прослеживается у Сатьянанды Сарасвати, который практиковал тантризм. Вообще, по правде говоря, в истории самих сампрадай очень много такого, что говорит об их склонении (со временем) в область сектарности. Шанкарачарья, по одним источникам, был тантриком, по другим - адвайта-ведантином, то же самое и относительно Матсьендранатха, Горакшанатха, причем, вероятно, версия, что Горакшанатх создал хатха-йогу, далекую от каулизма Матсьендранатха, несколько раздута. Ведь классические тексты Горакшанатха и тексты Гхеранды, Сватмарамы уже несколько отличаются. Я не беру поздних Учителей, которые прямым или косвенным образом были связаны с натховской традицией. К тому же в реформациях всегда были и свои позитивные стороны. О них можно много рассказывать.
Я не вижу, например, ничего плохого в подходе Сатьянанды Сарасвати, с одной Ведантой он бы далеко не уехал; но из натховских источников, из тантры они взяли далеко не все, что можно было взять, в этом их минус.

Адеш!

А что , например, не взял Сатьянанда Сарасвати? В чем минус подхода  описанных им практик? Имхо 3х томный курс может дать просто очень много... ведь в них, например, содержится и тратака и шамбхави и бхучари мудры и т.д., которые сами по себе очень мощные техники и даже если практиковать только их это может дать очень сильный прогресс в садхане. А у него в 3х томах рассматривается очень много всего... все в ключе постепенного развития, там есть практически все, начиная от бхакти, заканчивая раджа, нада, кундалини йогой(крийя-йогой). Очень интересно узнать, что мог упустить этот великий йогин... Гуруджи, напишите, пожалуйста, чего не хватает в этих книгах, ведь это очень важная информация, для тех, кто занимается по его книгам, можно восполнить недостающее в садхане!

С уважением,
Шивананда
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Неоведантисты и натхизм.
« Ответ #3 : Декабрь 30, 2009, 15:11:09 »

Здравствуйте, Шивананда.
Много пишут представители школы Свами Сатьянанда Сарасвати. В свое время почерпнул много интересного и полезного.  Но, к сожалению, он не может передать через книгу дикшу Гуру Горакшанатха мантры, не может через книгу видеть состояние каждого отдельно взятого читателя и передавать силу Парампары, нет Гуру пудж и Горакшанатху, нету хомы. Без этого, книга может дать хорошее оздоровление и неплохую теоретическую базу для преподавателей йоги, которые преподают оздоровление с элементами философии и духовности. 
« Последнее редактирование: Декабрь 30, 2009, 15:25:26 от Алламанатх »
Записан

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Неоведантисты и натхизм.
« Ответ #4 : Декабрь 30, 2009, 16:55:21 »

 Книги ,действительно замечательные,а к сказанному Алламанатхом,от себя добавлю,что Сарасвати задаёт очень верные ориентиры для практики,но в книгах нет и не может быть духовной сути,которая может быть раскрыта только Гуру.Нет и не может быть духовной идеологии,которая может рассматриваться только в контексте той или иной традиции.Наверное, Свами Сарасвати и не ставил перед собой таких задач,да и как возможно выполнение этих задач через книги.Очевидно всё было написано для какой-то категории учеников.Думаю,что для большинства,подавляющего большинства и то,что есть очень и очень много и предоставленная в книгах информация является наиболее корректным входом в йогу,особенно на фоне того,что есть на русском языке.Информация на просторах нашей необъятной оставляет желать лучшего.Конечно же, Свами Сатьянанда Сарасвати бесконечная благодарность и признательность.
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re: Неоведантисты и натхизм.
« Ответ #5 : Декабрь 30, 2009, 19:33:19 »

Гуруджи ко Адеш!

В целом согласен с участниками обсуждения.
Книги Свами Сатьянанды Сарасвати - действительно неплохие.
Вот только, на мой неискушенный взгляд, именно духовная суть, передаваемая через дикшу, Гуру, и Парампару - делает йогу - Йогой.
Без этого, она есть только некий разрозненный комплекс (свод) различных упражнений и практик, посредством которого нельзя прийти ни к чему. Ни к чему - в духовном плане (отношении) - ибо к этому может привести лишь только Гуру, Парампара, Традиция.
Мало ли мы знаем примеров, когда люди самостоятельно практиковали, обретали первые (некие необычные) опыты, а затем, либо бросали занятия, просто не зная, что дальше с этим делать, либо продолжали, с непредсказуемыми последствиями...
А слабО без опытного инструктора научиться пилотировать самолет?!...
Вот только Йога - она (еще) посложнее будет...
Убежден в том, что «наиболее корректным входом в йогу» - является как раз непосредственное знакомство с живой духовной Традицией, а не приобщение к Йоге посредством «йоги для здоровья» (ничуть не хочу преуменьшить значение йогатерапии в предупреждении и лечении множества заболеваний, (в том числе и тех, с которыми плохо справляется современная медицина)), «йога-фитнеса», и «йоги для собак».

Благодарю за внимание.

С уважением, Виктор.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Неоведантисты и натхизм.
« Ответ #6 : Декабрь 31, 2009, 05:14:00 »

Адеш!
Наверное, ко всему перечисленному можно добавить еще ряд вещей, связанных с вопросом Шивананды. Во-первых, освещение темы тантры в книгах крайне поверхностное, там только даются сами мантры с дхьянами, но не объясняются ньясы, многие правила, необходимые для мантра-йоги, например, освящение места, где совершается практика, подбор мантр по специальным чакрам (схемам). Не дается, как уже говорил Алламанатха, описание хомы, хотя бы самой элементарной, а без этого многие мантры, которые изложены в книгах либо надо слишком много повторять, либо они не смогут принести сиддхи. Есть мантры натховские, шабар-мантры, там также масса своих правил, про них ССС и его ученики вообще не упоминают. Впрочем, это все и понятно, потому что то, что я перечислил, на самом-то деле секретное и передается только дикшитам (получившим инициацию), и то не всем.
Еще, что касается йога-нидры, санкальпы и т.п., ССС это все излагает в модернизированном виде по сравнению с тем, как это дано в тантрах, а он эти элементы взял именно из них. Так, ньясы - это не просто пробежка вниманием по телу, а практики куда более непростые, с массой духовных значений.
В книгах ССС, однако, очень немало и хорошего, что можно использовать в преподавании, но для серьезной личной практики желательно основу тех техник, которая в этих книгах дана, копать глубже. Так, например, где-то в книгах Бихарской школы объясняется бхута-шуддхи также в неполном варианте (например, с которым вы можете ознакомиться в "мантра-маходадхи"). Где-то неплохо рассматриваются техники дхараны на пять элементов, на чакры, на вьомы, однако, не описаны адхары в теле, и как их использовать. Хотя, конечно, источники, откуда он это взял, известны, и в них написано намного больше всего. Это только часть из того, о чем бы можно было бы сказать, я просто всего не беру на рассмотрение, чтобы неподготовленным не было тяжело читать сей форум.
Ну и еще, ряд практик все-таки не мешало бы поподробней объяснить, например, крии, где описана работа с каналами арохан и аварохан, скрещивание каналов в области вишуддхи и др. В Сиддха-сиддханта паддхати, конечно, говорится о соединении иды и пингалы в вишуддхе, но, думаю, у ССС там свое изложение того, как устроена энергосистема человека.
Переводы и комменты некоторых текстов, например, Виджняна-бхайрава тантры, не идут в сравнение с Джайя Дева Синхом. Впрочем, вероятно, Бихарская школа и не ставит задач глубоко все разбирать, они знакомят в самых общих чертах. Что-то из их книг я бы действительно назвал неплохим и соответствующим классической практике, а что-то - нет. Бихарская школа, в принципе, направлена как на Индию, так и на международный уровень, плюс сейчас и время не то, когда писалась хотя бы Хатха-йога Прадипика, многое изменилось, поэтому, конечно, к практикам, изложенным в книгах ССС, можно отнестись с полным пониманием.
« Последнее редактирование: Декабрь 31, 2009, 17:04:10 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

shivananda

  • *
  • Сообщений: 174
Re: Неоведантисты и натхизм.
« Ответ #7 : Январь 01, 2010, 12:48:46 »

 Адеш!
Спасибо Гуруджи и участникам форума за ответы. Согласен во многом. Особенно с тем что никакая книга не заменит живого Учителя  :10: ...
Записан