Что души, которые превратились по мере своего пути в ракшасов или дэвов (попали в божественные или демонические миры) перестают развиваться и лишаются возможности слиться с Абсолютом даже во время махапралайи. Как вообще в правильной йогической науке
Не знаю, можно ли назвать Ведантасутру строго йогическим текстом или йогической наукой, но в любом случае сутры 1.3.26-33 хорошо отвечают на задаваемые вопросы.
Тема 8: дэвы (боги) также имеют возможность изучать Веды и медитировать на Брахмана
I.3.26 (89) Также и [существа] выше их (т.е. людей) [имеют право на изучение и практику Вед] вследствие возможности [для этого], согласно Бадараяне.
I.3.27 (90) Если будет сказано, что [телесность богов влечёт] противоречие жертвоприношениям; [то мы скажем, что это] не так, ибо в [в священных писаниях] мы обнаруживаем принятие [богами] многих [форм в одно и то же время].
I.3.28 (91) Если будет сказано, [что возникнет противоречие] в отношении слова, [то мы скажем, что это] не так, ибо [мир (вселенная)] возникает [из слова], как известно из непосредственного восприятия (шрути) и умозаключения (смрити).
I.3.29 (92) Из этого же следует вечность [Вед].
I.3.30 (93) Вследствие подобия имён и форм ("нама" и "рупа") в каждом новом цикле нет противоречия [в отношении вечности слов Вед] даже при наступлении очередных циклов мироздания, как видно из шрути и смрити.
I.3.31 (94) Вследствие невозможности [для богов совершать] мадху-видью ("наука сладости", название мистической доктрины) и т.д. Джаймини [полагает, что у богов] нет возможности [ни для упасаны (связанной с поклонением религиозной практики), ни для Брахма-видьи, или познания своей высшей Сущности].
I.3.32 (95) И [боги не обладают возможностями для разных форм видьи], потому что [слова "солнце", "луна" и т.д., обозначающие соответствующих богов], используются в смысле простых сфер света (джйотиши).
I.3.33 (96) Но Бадараяна, с другой стороны, [полагает], что существует [возможность для богов изучать Брахма-видью]; ведь есть [тексты, указывающие, что тела, желания и т.д. – дающие способность к постижению Брахма-видьи – существуют и у богов]. Какие законы действуют на пути развития индивидуальной души относительно её попадания на ту или иную локу при перерождении?
вопрос, конечно, обширный; можно посоветовать просмотреть Ведантасутру, третью и четвертую часть. Если интересуют именно "фатальные случаи навсегда", то такого что-то не встречалось. Если не могила, дак пралая любого горбатого исправит. Кажется, термин "фатальный случай" соответствует христианскому понятию "смертный грех".
Используя вышеприведенные сутры 28-30, можно на вопрос
Так же представляет животрепещущий интерес то, что происходит с Самим Абсолютом при Махапралайе?... Утрачивает ли Он (и в какой "степени" / "части") Свое Самоосознание в момент (после) Махапралайи??...
ответить так, что вселенная существует всегда, но просто на разных уровнях выражения, разных уровнях изечения, речи. Вообще, Брахман и Вак - это практически синонимы. При пралае джагат и Веды проявлены скорее как паравак (пара-пашьянти?), в виде голой таттвы ("таковости" - вот же ж подходящее слово), архетипа, а не его вариаций. Дживатман тоже существует в своем архетипном, идеальном виде (только чит и ананда), без воли-иччхи и прочих пракритичных атрибутов.
Такая простая иллюстрация: белый луч сначала разлагается призмой на широкий спектр оттенков, а затем слагается обратно в белый луч; семь цветов и их оттенки существуют всегда, но просто на разных уровнях выраженности. Ну а для особо-особо интересующихся можно посоветовать комм. Шанкары и Рамануджи: http://www.sacred-texts.com/hin/sbe34/sbe34097.htm http://www.sacred-texts.com/hin/sbe48/sbe48126.htm
Вообще, даже вайшнавские тексты говорят о том, что в АдиНараяне унмеша и нимеша (подымание и смыкание век), творение и растворение имеют место одновременно, в Нем одновременно есть и парак-дришти (смотрение дальше от себя, вовне), и пратьяк-дришти (смотрение в себя). Что уж говорить о шиваизме.
трагическая неувязка:
Если я - Шива, и я - несовершенен, значит, и Шива - несовершенен.
Думаю, в несовершенстве нужно винить пракрити, материю, а не на себя, дживатмана; винить проявление идеи, а не саму идею. Отношение между Шивой и дживой, душой и конкретным человеком такие же, как между мадхьяма- и вайкхари-вак, как между намой и рупой, как между платоновой "идеей" и ее вариациями, конкретными субъектами/объектами. Или, скажем, как между скульптурой в уме ваятеля и скульптурой в глине. Идея одна и та же, просто материал исполнения разный, и если в глиняном варианте скульптура выглядит неказистее, чем в уме, пенять нужно на материал исполнения.
Что вообще происходит с различного вида (типа / уровня) душами при Махапралайе??...
пушут, что дживатман формируют десятая и одинадцатая таттвы, ограничение чит и вимарши; с этого пункта и нужно плясать дальше. Те дживатманы полностью пратьягатманны, обращены в (заняты познаниием только) себя, высвобождены от всех пракритичных подмен (упадхи), но имеют анавамалу. Вообщем, что-то наподобие глубокого сна.
махапралайя.
честно говоря, слабо понимаю разницу между пралаей и махапралаей. Махапралая названа "махой" только для важности или все же отличается по интенсивности от пралаи?