Адеш!
Тараканатха, я не большой специалист в буддизме, но насколько мне известно, мерить Натхизм системой меры Буддизма не совсем верно. Буддисты создали в своем направлении свою систему взаимоотношений, кто-то идет путем тхеравады (хинаяны, как уничижительное понятие для тхеравадинов), кто-то путем махаяны (с состраданием ко всем живым существам), а кто-то глубоко мистическим тантризмом ваджраяны. Но существующий вокруг мир не подстраивается только под какую-то одну форму веры и воззрения людей, и одна религия под другую как часть мира, который она отражает и в котором находится. Также мне встречались тантрики, которые натхов относили к анава-упае. Но все это некорректно просто потому, что структуры разных учений свои и они не могут быть совсем похожи на другие, и их неверно мерить рамками других учений. ... Аналогично и для Натха Йоги есть яма и нияма, там так же есть идеалы жертвования, сострадания, прощения и т. п. но есть и практики хатха, лайя, раджа-йоги, тантрические и др. И наличие этих высоких по уровню методов не отменяет базовый уровень ямы и ниямы. ... Тексты - это самое третье-степенно-важное в натховской линии. ... Учитель должен ответственно ко всему относиться, и ученик тоже должен также относится к своему Гуру. Понимание важности ямы и ниямы в процессе садханы может меняться, йоги ведь не являются варварами, которые рушат все позитивное в своей и других традициях. Яма и нияма по праву принадлежат йогической системе практики и мировоззрения, мы ее ставим для себя как основу духовного пути.
Гуруджи, благодарю за ответы.
Я и не думал относить учение Натхов к буддийской Хинаяне, я только сравнил и то в отношении к воззрению.
Из вашего ответа я понял, что яма-нияма - это основа мировоззрения Натхов. Вероятно, я еще не сильно постиг их глубину..
Да, ясно, что одно мировоззрение не стоит подгонять под другое, хотя не редко ум к этому подталкивает. "Книжное знание" для меня не самоцель, но всего лишь средство, тут проблем нет. )) Но все-таки я не совсем понял, что вы думаете конкретно о словах Мачиг Лабдрон. Для меня ее авторитет неоспорим (как и Ваш), потому я не ищу в ее словах крамолу на "иные учения", чем обычно не брезгуют даже великие деятели. Я изучал гороскоп и жизнеописание Мачиг и как астролог могу подтвердить достоверность ее происхождения и заслуг, если кому интересно )) А она имеет божественное происхождение. Меня зацепила ее метафора, которой она описывала состояние достигших реализации йогинов. Слишком уж ярко и наводит на размышления. Когда хотят облить грязью чужих богов, то говорят о них уничижительно и совершают над ними непотребные действа.. тут не так. Конечно, реальных причин ее слов может быть множество.. может быть, она имела ввиду конкретных йогинов, которых осуждала.. или еще каких-нибудь.. но остается только гадать.
К слову сказать.. приобрел таки на неделе "6 йог Наропы" Гленна Муллина.. вещь стоящая! В ней я нашел подтверждение некоторым своим догадкам, но главное, нашел много полезной информации. В частности там черным по белому пишется, что в процессе тантрической садханы наше тело становится "обителью" божеств и дакинь.. Для меня это уже ответ на многие вопросы.
В процессе чтения я понял (предположил) еще и то, что, вероятно, 6 йог отличаются по своему механизму от методов Натхов.. т.е. я теперь не очень уверен, что их можно как-то совместить, ели говорить по крупному. А кроме того, пришел к стойкому ощущению (которое еще надо подтвердить), что 6 йогами Наропы\Тилопы великие йоги не заканчиваются )) Просто, другие методы проникшие в Тибет оказались менее яркими, и то, что тибетцы получили махасиддхов (за золото!
) они очень оценили и берегли. Это похвально и здорово, но все-таки делать выводы о том, что именно эти методы Ваджраяны сильнее и глубже методов, допустим, Натхов было бы, мягко говоря, ошибочно. Таково мое ощущение, которое, по видимому, коррелирует с Вашими, дорогой Гуруджи, словами:
"Но существующий вокруг мир не подстраивается только под какую-то одну форму веры и воззрения людей, и одна религия под другую как часть мира, который она отражает и в котором находится."
@ Враджанатха
Честно говоря, мало я вижу общего с Дзогченом и Ньингма.. Ньингма - это буддизм Падмасамбхавы. Да, он имеет очень много методов непосредственно из уст Гуру Римпоче, так и из его терма, но практичность - это для меня не критерий. Дзогчен - это только верхушка айсберга (воззрение как раз по большому счету), под которой лежат либо бон, либо методы Ньингма, либо и то и другое.. да может быть еще и третье. Многие не без основания сравнивают Дзогчен с Адвайтой.. я тоже нахожу очень много общего между ними.. но тогда различия с Натхами становятся еще более очевидными, не правда ли?
Если искать подобия в буддизме, что, по моему впечатлению, натхизм, конечно, прекрасно сочетается с Ваджраяной, которую во многом и создал.