Сурадж, а в тибетских практиках с "вычислением смерти"-это только работа с тенью или еще что-то, называется также "Чхайя-садхана"? Дело в том, что в Шива-свародае тоже немало сказано о тени в соответствии с вычислением смерти, но там же есть информация и о вычислении других предсказаний. Это то, что, как я понял, в виде задаваний вопросов или даже бесед с тенью (не сочтите меня за крезанутого), т.е. т.н. ясновидческие задачи "дивья-дришти". Что тоже интересно, ведь созерцающий "драшта" - это Атман или Пуруша, там же в практиках с тенью еще говорится и о том, что это практика, ведущая к мокше. А интересную идею я еще встретил, в переводе Аманаска-йоги Шри Баджаранга Сингха, он описывает семь уровней шамбхави-мудры, где отражение созерцаемого как "пратибимбадришти" связывает с тенью. То есть тень означает отражение "пратибимба", но непонятно почему, если тень темная, а во многих тантрических практиках "кхечари", например, отражение-это "мудра" - печать света и переживание (знак) недвойственности.