Кто-то считает наоборот, что я очень критично описываю Индию, и что там кругом одни святые, и если я этого не вижу, то это "проекция моего несовершенства на мир", есть такие люди. Обычно так рассуждают те, кто не жил в Индии и мало ее повидал или просто мало повидал все прелести этого мира. Но большинство людей рано или поздно понимают правоту того, что я им говорил, когда на своем опыте все проходят и взрослеют. Безусловно, в Индии очень много разных Гуру, и много настоящих хороших Учителей, но есть две категории Гуру: есть те, кто просто дают какие-то знания (кармакандачарья, аюрведачарья, джьотишачарья, йогачарья и др.), а есть те, кто способны привести к Мукти, т.е. освобождению, таких Гуру называют Садгуру. Сложнее всего найти Садгуру, потому что многие себя преподносят таковыми, но очень мало тех, кто ими являются. И, конечно. многое, как я уже сказал, зависит от наших устремлений, ибо при желании можно найти все, было бы такое желание. Например, я единственный из всего постсоветсткого пространства, кто нашел культ Кубджики, хотя было и есть много разговоров, что это нереально. Просто очень хотел найти и нашел.
Насчет "йога только для индийцев", всякое бывает, у меня есть ученик – индиец из Австралии, который туда 15 лет назад иммигрировал из Тамилнаду по бизнесу, и который у меня принял посвящение. В Индии, на самом деле, многое перемешалось в колониальные времена, даже до появления христианства там, оказывается, были мигрировавшие джуиш, например, я слышал про народность пуштунов в Кашмире, Афганистане, по крайней мере, генетические исследования это подтвердили. На севере или северо-востоке, где Индия граничит с Китаем, Бирмой, тоже традиции смешались. В Индии полно религий, и у всех свои правила, йога же существует во многих из них, поэтому невозможно сказать, что йога только для индийцев, ибо индийцы могут относиться к разным направлениям.