Не знаю, было ли у Тагора посвящение в какую-либо традицию, но писал он, казало бы, простые, но очень правильные вещи (по моему восприятию, конечно). Решила поделиться отрывком из его статьи "Проблемы образования":
"Учителя в древней Индии жили в лесу. Что представляли собой их обители - трудно сказать, потмоу чт ов сведениях, дошедших до нас, есть много неправдоподобного. Несомненно одно: гуру были людьми семейными и ученики жили с ними как члены семьи. Эта традиция сохранилась до нынешних дней в санскритских школах тол и чатушпати.
Даже при беглом знакомстве с этими школами мы узнаем, что книжное обучение в них не самое главное. Главное там - процесс познавания, в котором активно участвуют и сами учителя. Живутони простой жизнью: ни жажда денег, ни стремение кроскоши не владеют их помыслами; у них достаточно времени и возможностей проникнуть в самую суть вещей, которым их обучают.
В древней Индии считалось необходимым, чтобы ученики жили в доме учителя и проходили период брахмачарья.
Не следует понимать брахмачарью очень узко, лишь как воздержание. Ведь если мальчик воспитывается в обществе, на него влияет решительновсё: события, люди, что, разумеется, мешает его естественномуразвитию. Воздействие искусственных стимулов может привести к слишком раннему пробуждению чувств, находящихся в зачаточном состоянии. А это повлечет за собой растрату физической энергии, умственное истощение и разочарование. Чрезвычайно важно уберечь юное существо от всего, что может его развратить. Брахмачарья охраняет ещё несформировавшегося юношу отпреждевременного пробуждения желаний, которые вызывает изнеженная жизнь.
Как правило, мальчики весьма довольны таким режимом жизни. Воздержание помогает им полностью развиться и вкусить радости настоящей свободы, а тела их одновременно с развитием разума наливаются силой.
<...>
Брахмачарья прививает правильное отношение к религии, не отягощая душу заповедями и догмами. И тогда вера становится опорой души, а не врагом её. Не нравоучения нужны для духовного воспитания, а дружеское руководство и благоприятное окружение.
Необходимо также, чтобы мальчики жили на лоне природы".