В принципе, первое время будет сложно заводить язык за нёбо, поэтому можно практиковать набхи-мудру. Есть три положения языка, один у основания верхних зубов, это воздействует на вайю, так как вата доша больше проявлена в области живота, чуть ниже пищеварительного тракта. Второе положение, когда язык касается верхнего нёба, это контролирует область огня (солнца) и вишну-грантхи. Третье связано с элементом воды и сомой, соответственно с областью головы и рудра-грантхи, это сфера акаши. Третье положение – это предпосылка к полной кхечари-мудре, фактически, ее первый уровень освоения.
То же самое насчет ваджроли, я видел ее простейшую форму, кажется, в одной из книг Свами Шивананды, он там рекомендует ваджроли сочетать с ашвини и мула бандхами. Это просто сокращение области мочевого пузыря. Если кому-то сложно делать ваджроли в жестком варианте, в виде введения катетера и т.д., то могу порекомендовать такой вариант. Но есть и другие из простых, в виде задержания мочи на несколько секунд, когда ходишь по-малому, эти манипуляции помогают регулировать апана-вайю, взять ее под контроль. Другие, из простых вариантов, описаны в Тантрах, где сексуальный союз соотносят с вайю. Мне говорил мой друг Джон Д., что у Абхинава Гупты это описано, там еще есть соотнесение с понятием "виша", как яда или Шакти (силы расширения), хотя я это видел в Кубджике и в Шривидья Тантрах также. Это все кажется простым, но там нужен настоящий Гуру (не подделка), который может посвятить в соответствующую традицию и серьезно учить этому. Всем остальным вариантам с серебряными катетерами и т.д. должен учить тот, кто сам в этом достиг реализации, и хороший специалист в этом предмете, так как процедура рискованная. Я видел нескольких людей, кто этому учит в Индии, один из них – Ракеш Пандей джи, правда, он никому не показывал как он это делает,
и я не видел, чтобы он кого-то этому учил, но знаю, что может. Есть еще пара известных Гуру в Сиккиме, Айодхье и несколько человек среди натхов, но среди последних я только слышал, что один из них раньше делал, сейчас "физику" оставил. Некоторые техники, такие как сахаджоли, амароли берут свое начало из вамачары, но в «Хатха-йога прадипике» и др. это все урезано технически, из тантризма там в основном осталась суть и символизм. По текстам йоги самому это все практиковать нереально, нужен Гуру, который лично все расскажет в деталях. Кстати, интересная вещь относительно ХЙП: есть текст, написанный раньше нее, это «Матсьендра-самхита», и немалую хатха-йогическую часть ХЙП просто копирует из МС. Однако есть и поздние тексты, например, "Вивека-сагар" Сиддханатха, одна из частей текста также содержит описание практик с небольшими дополнениям, что и в ХЙП. То же самое встречается в и "Аштанга-йоге" Чарандаса, там выдержки из ХЙП и Упанишад. Видя все это, мне проще такое знание воспринимать просто как знание хатха-йоги, не замкнутое на конкретные тексты, но, правда, тексты порой привносят какие-то свои тонкости к основным методам.