Горакшанатх джи ко Адеш!
Гуруджи, конечно я согласен и понимаю, что я сам омрачен и даже отдаю отчет в том, что мои намерения не совершенны, иногда проскальзывает желание не свободы, а именно мирских сиддх, для облегчения жизни, но я пытаюсь с этим бороться.
Они сублимируются, очищаются постепенно, если практика регулярная.
Я сам разделяю буддийскую дхарму и цель моей практики избавление от страданий, но я придерживаюсь того мнения, что без растворения праны в центральном канале никакого осознавания анатмы, дуккхи и анитьи быть не может, т.к. нет достаточной концентрации, т.е. дхьяны. К такому растворению кончено ведет и чисто созерцательная практика, по моему мнению, т.е. ум связан с праной и если останавливать ум, то останавливается прана, но это слишком неэффективная, на мой взгляд методика.
Ваджраянская практика, конечно, очень разная, так как у них тоже много своих пантхов, однако у них есть основные ступени: ньёндро (подготовка через очищение), кьерим (почитание мандал разных Деват), дзогрим (то, о чем вы говорите, практика с каналами, пранами, тигле и т.д.) и Махамудра, или Дзогчен (просветление через спонтанное осознавание и т.д.). Это основной образ Ваджраяны. Все элементы связаны друг с другом, т.е. практически невозможно один дзогрим вычленить из остального, хотя современным "йогам" нравится именно он, потому что он больше соответствуют тому, что они понимают под йогой, тем образом, который у многих сформирован.
Что касается индийской хатха-йоги, ее в Индии очень много, так что не каждый разберется, что чем является. Есть йога, которая просто заимствована с Запада, такой йоги много в туристических йога-шалах, это влияние транснациональной хатха-йоги, практикуемой по всей планете, примеры: Аштанга-виньяса, Бикрам, Айенгар, Бихарская Школа и др. Далее, есть хатха-йога, которая в разных видах практикуется в рамках той или иной традиции, ее практики описаны в Упанишадах (больше поздних), пуранах, Тантрах (агамах) и йога-шастрах (натховских, к примеру). Вы можете найти или частичное описание асан и пранаям в Тантрах, или даже посвященные йоге какие-то главы. Однако многие главы в Тантрах не говорят, что вот это конкретно хатха-йога, а просто йога, с разными ангами, почему и у тех же натхов акцент на хатха-йоге очень условный, для них просто есть садхана йоги. Основные элементы йоги встречаются в тантрических, пуранических пуджах, есть рекомендации по принятию асаны (обычно – падмасана, сиддхасана, свастикасана), рекомендации пранаямы в качестве очищения праны и ума перед пуджей, как правило, описывается только нади-шодхана пранаяма с обилием мантрических элементов. Иногда встречаются рекомендации по основным бандхам и мудрам, таким как мула, уддияна, джаланхара, шамбхави, но это бывает реже, если речь идет о пудже. И, конечно, йога натхов, там чаще идет акцент на хатха-йоге и ее разделах, однако мирские люди сформировали заблуждение, что натхизм – это исключительно данные элементы в их гипертрофированной форме. Элементы, конечно, есть, но это явно не Аштанга-виньяса, не Бикрам и т.п. Сейчас, когда сансарные интересы людей кругом заставляют придумывать йогу, ориентированную на мирское, какой только йоги вы не найдете: йога для собак, йога на велосипеде, йога для геев, йога для детей, беременных и т.д. и т.п. Я не борец с такой "йогой", но людям, воспитанным на всем этом, крайне тяжело объяснить, чем натховская йога отличается от подобной самодеятельности. Основное отличие в ориентирах практики: у натхов почти нет меркантильных целей, они реализуются скорее как побочный результат. В текстах говорится, что при практике улучшается пищеварение, увеличивается сияние и сила тела (теджас, оджас), слышатся более отчетливо звуки нады и др. От тантры йога натхов отличается смещением акцентов, в тантре элементы йоги носят иногда подготовительный характер для практик поклонения, где множество ньяс, особых подношений и т.д., они также несут дополнительное очищение и в основном являются главными, поэтому там йога играет второстепенную роль. У натхов она, в связи со смещением акцента, играет основную, есть два варианта: или обильная и тонкая ритуалистика, или обильная йогическая очистительная и созерцательная практика. Ведь само по себе ничего просто так не произойдет, в чем-то надо сделать много усилий, или в ритуалистике, или в тапасье. Однако практики очищения мантрами натхи оставили в какой-то степени, просто сделав их более приемлемыми для большинства практикующих, хотя в натховских мантрах есть и своя символика, свой смысл. К тому же, тантризм в правильном виде – очень сложный; если его не имитировать, а им обретать чистоту и сиддхи, то это путь, где надо много учиться у Гуру, нужен реализованный махасиддха в этой области, Садгуру. Ведь если тантре учит недоучка, шарлатан, то это может принести вред психике и энергетике садхака. Например, если садхака практикует неправильное почитание Угра-деват, он может получить очень печальный результат в социуме, по здоровью и т.д., или если самодельно с ошибками практикует панчамакары, вместо сиддх он может получить одержимость пишачами (пишачавеша), накопить грехи (папа) и заработать карму адских миров. Но если мы говорим о натхах, я хочу подчеркнуть, что они не есть некий упрощенный вариант Санатана-дхармы или аналог йоги из среды фитнеса, натхизм – это особый вид Санатана-дхармы и йоги с целью обрести мукти.
Т.е. может получиться так, что человек пыжится всю жизнь, останавливает ум, концентрируется на дыхании, как в школе тхеравада, но остается ни с чем, так и не сумев достичь совершенства.
Насчет Тхеравады, Махаяны и Ваджраяны, я думаю, это сложная тема, боюсь быть категоричным в этих вопросах и погрузиться в невежество, что есть некая одна панацея, а все остальное полностью бесполезно в духовном плане. Просто я не проводил исследование, где сиддхов было больше, в какой из этих традиций.
Когда с другой стороны контролируя прану с помощью асан, мудр и бандх можно направить прану в центральный канал и достичь совершенной дхьяны намного быстрее и эффективнее, а уже потом только практиковать раджа йогу по типу тхеравадинской, тогда будет результат несомненно.
В Тхераваде, насколько я знаю, нет таких понятий, как чакры, Кундалини, амрита и т.д., а в Раджа-йоге это есть, поэтому не уверен, что однозначно можно их практики соотносить, хотя есть и что-то общее в них.
Вот, собственно, почему у меня такой интерес к практикам йоги и тантры. Но опасность соблазна, конечно, велика контактируя с такими энергиями, может быть я действительно не готов. Но все же! Это не повод бросать практику, в любом случае, даже если она недостаточно рабочая, неполная, я хотя бы зарожу санкальпы для будущих воплощений и найду таки настоящий метод, в этом нет сомнений.
Надо осмысливать все и вследствие этого углублять практику.
Еще по кхечари. А высунутый язык Кали и чаша (с нектаром видимо?) как-то связаны с кхечари символически? Могу ли я читать одну из мантр Кали для разрушения препятствий в практике и обретения метода?
Да, мне доводилось слышать о таком объяснении, что растягивание языка вниз (одно из подготовительных действий в кхечари-мудре) связано с образом Кали, тем более, что кхечари – это также имя Богини, и кровь, которая важна в образе Кали, – это символ праны, которая поглощается практикой кхечари в сушумне. Однако такого символизма может быть много, у индийцев с этим точно нет проблем.