Адеш!
Я Вам отправил скан его книги, было бы интересно, если бы Вы высказали свое мнение по ней. Еще я читал интервью, которое Вы брали у Ракеш Пандея, он говорил что хатха-йогу Дхирендра Брахмачари изучал не у Свами Картикеи, а у некоего Раджбали Мишры, что они оба вьяямы, асаны и остальное учили именно у него. Кстати говоря, вьяяма у Рейнхарда отличается несколько от той, что у ДБ, и мне как-то непонятно то, что Рейнхард всего несколько раз видел ДБ, как за несколько встреч можно было чему-то научиться.
Вообще книга интересна тем, что он там как раз описывает ваджроли и сахаджоли (для женщин), кое-что на эту тему писал Сатьянанда Сарасвати. Ну и он там еще немного описывает технику подрезания языка. Честно говоря, у меня от книги такое впечатление, что вьяямы, дыхательные техники с бандхами по ней еще можно делать, а вот остальное, не знаю, или я напуган и описание там на самом деле полное, или там просто многое недосказано, а может автор и просто не все знает.
Спасибо, получил и немного просмотрел. Хотя мне уже ученики выслали. Эта книжка по сукшма-вьяяме и не более. Я знаю, что Рейнхард также делает и какие-то простые пуджи Дурге, но именно простые, конечно, это лучше, чем просто быть гимнастом, и это хорошо. Да, вы правы, нескольких встреч с Гуру недостаточно для обучения, и к тому же я склонен верить Ракеш Пандею насчет того, что Дхирендра Брахмачари не учился хатха-йоге у Свами Картикеи, хатха-йоге он учился у Раджбали Мишры. Но я думаю, это бесполезно говорить тем, кто хочет себя убедить в обратном. В книге есть нормальные стандартные моменты, как и во всех остальных книгах, но что касается описания мудр, особенно самых интригующих для большинства людей, я имею в виду ваджроли, сахаджоли, амароли, ничего нового и ценного в книге нет. По кхечари-мудре также стандартная информация. Я когда говорил с Ракеш Пандеем о ваджроли (а он любит поговорить о катетерах, втягиваниях и т.п.), как-то он далеко зашел и стал более откровенным, и, видя, что я знаю достаточно много в области вамачарских обрядов, он мне так и сказал, что эти практики на самом деле оттуда, но сейчас это мало кто понимает. Все, что я видел ценного в этой области, это только в Индии, что лично получил от действительно знающих Гуру в области тантризма. Чего уж там говорить про Рейнхарда, который у Дхирендры Брахмачари учился, всего несколько раз с ним встретившись, если даже многие ученые тантрологи не делали никогда такого рода садхан, они ограничены философией. Или я видел экспериментаторов в России, которые выучили санскрит, надергали сами из текстов, хоть и традиционных, элементов практики, но с ошибками и серьезными перекосами, недоработками, потому что НИКТО в Индии не передавал им этого. Понимаете, тут недостаточно просто что-то делать и смотреться профессионалами в глазах тех, кто знает не все, недостаточно и быть начитанным. Нужен Садгуру, мастер в настоящей Традиции, кто реализован в этой практике, и который вас выбрал и доверил такую практику, а это бывает крайне и крайне редко. Это же ведь не просто практика, которая смотрится адекватной в глазах большинства людей, большинство людей могут быть и пашу, и их правильность не интересует, у них правильно то, к чему привыкли все простые люди, но не те люди, которые перешагивают рамки простых людей. Более того, большинство тех, кто интересуется йогой, под словом "традиция" понимают "традиционный ширпотреб", то, что экзотерично, или же вообще используется не в традиционных целях, но применяет такое название. Мне люди пишут периодически, как у натхов в Индии "позаниматься йогой", я устал говорить всем, что там йогой никто не занимается. Ей невозможно заниматься, мы же не говорим что мы русские – мы занимаемся христианством, или мы занимаемся исламом, даже буддизмом не занимаются. И не факт, что вы поедете в Индию, допустим, и, даже посвятившись в какой-то крупной сампрадае, сразу начнете учиться тому, чего ждете. Вы и в сампрадае можете встретить тех, кто не знает ничего о каких-то особых практиках, как и у нас. Если вы христиан спросите, что такое исихазм, практики непрестанной молитвы и т.д., не думаю, что все это знают. В индийских сампрадаях так же. Плюс, какие-то практики держатся в самом строжайшем секрете, ученик должен быть готов, так как если ему, будучи неподготовленным, откроют их – не факт, что у него эти все методы не вызовут шока, отвращения и прочих чувств. Если я опишу детально все тонкости этих методов, то те, кто живут торговлей асан, дыхательных техник и прочего, скажут, что это маргинально и пошло и такие подходы не есть правильные и истинные. А если я, допустим, не стану их описывать, они скажут, что я ничего не знаю. Значит, получается во всех случаях, в общении с этими людьми финал один. И давайте тогда честно посмотрим правде в глаза, а хотят ли они знать что-то и учиться? В лучшем случае, если эти йога-тичеры хоть немного порядочные люди, они честно скажут, что не знают и им на данном этапе их пути ничего особо и не надо, кроме того, что выгодно для их жизни, которая их устраивает, а кто и что там может или не может знать – они не могут говорить.
В книге много есть вещей, с которыми я не согласен, но я не хочу критиковать, потому что лучше давать свою альтернативу. Наверное, в будущем я напишу труд именно по практикам ваджроли и тому, что с ними связано, потому что вся информация, что есть, – она никакая. Я не согласен с тем, что Рейнхард говорит про шанмукхи-мудру: он говорит, что неправильно, когда переводят "мудра, перекрывающая шесть отверстий", он говорит что "мукха" – это лицо (шесть лиц получается). Зачем такое говорить, не зная санскрита и тантрических текстов? "Мукха" может переводиться не только как "лицо", но и как "рот", например, мы можем сказать, что знание изошло из ликов Шивы, а можем, что из его ртов. Когда мы в хоме предлагаем подношение огню, кормим его, там может быть как рот, так и лицо агни. В связи с этим интересно и то, что практики Кундалини-джагаран садханы (пробуждения Кундалини) и есть пробуждение внутреннего огня, или света сознания, который поедает чувства и их объекты. Поедание – означает "ахара", так же, как мы говорим "прати-ахара" (обратное поглощение). В шанмукхи достигается пратьяхара и сознание возвращается внутрь, в Атман.
Далее. Кто не любит "пошлые" вещи и причисляет себя к "чистым, адекватным йогам", тем лучше не читать дальше. В тантрической майтхуне секреции мужские и женские смешивают цветком, помещают в разные патры (сосуды), читают специальную амрита-мантру и делают подношение на янтру, часто помещается малая часть, и это вино в тантре принимают (выпивают). Это и есть поглощение или втягивание, в самом простом варианте. Другой вариант – это просто "вдыхание тонким телом" энергий, которые при майтхуне излучают практики: мужчина вдыхает энергии женщины, а женщина – мужчины, и это производит "обновление, встряску (мантхана), трансформацию" энергий и мужчины, и женщины. Но, конечно, все эти тонкости и многие другие происходят в состоянии пуджи (почитания), и контроль семени происходит за счет того, что в состоянии почитания сознание становится тоньше и "потеря семени", которая происходит при грубом чувстве, приостанавливается. Только так это реально, только работая глубоко с санскарами через почитание, возможно контролировать и физиологию, уже как следствие, но не просто одними техническими способами в виде втягиваний живота, сокращений и т.д. Более того, в текстах часто говорится не о контроле семени, а шукра-ракшана или шодхана, что означает защита или очищение, но многие переводят это как контроль. А контроль без чистоты бессмысленен. Чисто технарские книги, где описана голая техника, можно любить потому, что это проще продвигать простым людям, это хлеб для инструктора, но это все красиво и правдиво только до того момента, когда эти инструктора не попытаются на самом деле в сексе останавливать семяизвержение чисто техническими методами. Конечно, они понимают, что никто у них не спросит подтверждения (проверить инструктора йоги профессиональными инструкторшами
), мол, давай, покажи, как ты не испускаешь семя.
Никто этого проверять не будет, и они это знают, поэтому и пишут "технические небылицы" в книгах. Если бы это все могли проверять, то они выбрали бы тантру и учились бы сначала менять сознание, пусть и с выходом семени, но очищение этого процесса ритуальной практикой, а потом уже можно честно идти и к тому, что дается в некоторых описаниях по хатха-йоге. Но, опять же, и в эти практики получить инициацию не так и просто, так, чтобы Гуру все детали рассказал. В Традиции есть такое понятие, как чистое отношение, понимание, что практика – это священный процесс, если это традиция, то, нравится нам это или нет, это необходимое требование для правильной практики. Если для нас это неприемлемо пока, то надо честно признаться, что ты не традиционный практик и на данный момент не готов еще. На самом деле у тебя нет Гуру, а если и есть, то пока это еще рано называть полноценным обучением. Я могу объяснить все описания практик ваджроли и прочих, которые в текстах изложены вскользь, но для этого надо предварительно человека развивать в традиции какое-то время, в более простых вещах, и когда будет уверенность, что человек адекватно все воспринимает, без примеси ханжества или же, наоборот, без крайнего материализма, тогда его можно учить.