Matsyendranatha писал(а):
Джая Гуру Горакшанатх!
Болезни могут иметь физические причины (травмы), ментальные и духовные. Некоторые практики йоги устраняют физические болезни на короткое время, если более интенсивно и стабильно практиковать, то устраняются и ментальные проблемы. Духовные и кармические болезни устранить намного сложнее, но тоже возможно. Не все хотят их лечить. Часто причины не всегда видны. Такж не всегда кармические болезни человек может устранить сам, полагаясь только на свои способности. Если бы это было легко, то у тех, кто даже в йоге достиг каких-либо результатов не было бы проблем. Однако даже наличие сиддх еще не показатель того, что это уже абсолютная свобода от всего. Болели очень многие духовно продвинутые Учителя, например Шанкарачарья, Рамакришна, могу привести пример с вайшнавским Гуру Бхактиведанта Нараяна Махараджем, у нас на сайте есть его фото. Ему не так давно делали операцию на сердце, и когда под действием наркоза врачи стали зашивать ткани, он поднял голову и сказал спокойно: "Вы заканчиваете уже?" Да, еще при этом он в процессе всей операции не переставая читал полушепотом мантру. Он вайшнавский Гуру, но его уровень тянет на йога, который способен контролировать себя, при этом он болеет, но он не придает телу большого значения.
Абсолютно здоровых во всех отношениях людей нет, само то, что ваше тело стареет уже можно списать как признак нездоровья. Вспомните историю с Иисусом Христом, когда он на кресте оставил тело. Было много святых в христианстве, совершающих чудеса, среди которых были исцеления и тем не менее они сами болели. Даже основатель Pейки - Микао Усуи, который исцелял, сам умер от сердечного приступа во время лекции. Невозможно досконально ответить на такой простой вопрос: "откуда берется болезнь", и дать исчерпывающий ответ. Можно сказать что болезнь возникла по каким-либо простым причинам (неправильное питание, климатические условия и т.д.), можно сказать что ваше здоровье - результат чьих-то недугов, т.к. в этом мире всегда равное количество страданий и счастья, здоровых и больных. Не может быть так, что бы все были или здоровыми или больными. Можно сказать что на это все воля Бога, что создает еще массу вопросов. Поэтому ваш простой вопрос на самом деле очень сложный. Неслучайно в текстах хатха-йоги говорится, что Махамудра лечит болезни и она же дает великие сиддхи, то же самое по поводу других техник. Здоровье часто упоминается вместе с обретением сиддх, как такое возможно? Учитывая то, что болеют даже серьезно практикующие йогу, то почему бы и нет? Следoвательно абсолютное здоровье, на самом деле роскошь не всем доступная. Поэтому не стоит оздоровительный эффект йоги окончательно задвигать, называя его низшим уровнем. Чаще всего именно в самых простых частях практики у большинства и есть много проколов. Например, есть те, кто говорят, что Яма-Нияма не нужна, потом они начнут говорить что и асана и пранаяма не дают здоровья, пратьяхара вообще символическая, про дхарану и дхьяну, помолчу пожалуй. Сначала убирается из индийской йоги, из Ниямы Ишвара-пранидхана, пуджа и т.д., затем не уважаются священники в храме, шикша-гуру, и так постепенно, не остается вообще ничего святого и как результат появляются апарадхи в адрес дикша и мокша-гуру. Более того, есть те, кто термин "Гуру" вовсе предлагаeт не использовать, а если и использовать, то в совсем другом контексте "Гуру Вася", "Гуру Толян". Все это формирует у людей неправильные санскары. В йоге нет ничего того, что надо окончательно задвигать, хотя многие именно так и поступают. Поэтому, что собственно удивительного в том, о чем вы говорите. Да, болеют. Если вы вообще на этот мир довольно трезво посмотрите, то поймете, что на самом деле серьезно совершенствующих себя людей не так много. Человеческой природе не так много и надо, научился делать пурна-чакрасану и значит ты уже не такой как все. Хатха-йога вышла из тантры, это более чем очевидно, и то, что в тантре подразумевалось под асаной, мудрами и т.д., сейчас современные йоги называют теорией и бесполезной софистикой. В "Тирумандирам" мы встречаем, если не ошибаюсь, около восьми асан, в Хатха-йога-прадипикe - 16, потом - 32, сейчас их в поздних текстах бесчисленное множесто, я не беру в счет динамические техники вьяям, Йоги Бхаджан например, мог каждый день новую Крию составлять. А сколько книг где описаны варианты для излечения болезни с сочетанием нескольких асан, где асана обрела исключительно прикладной смысл, уж точно не тот, о котором написано у Патанджали или у Горакшанатха. Я не вижу смысла утверждать окончательную правильность или неправильность того или иного изобретенного стиля, или говорить, что мы, как представители традиционной йоги должны отрицать какую нибудь "виньясу или айенгар-йогу". Просто нужно знать, что ими йога не ограничивается. Все что разумно, нужно использовать, не превращаясь в замкнутых фанатиков. Почему болеют? Потому что привязаны к причинам болезней, вы один, а причин много. Поэтому для кого-то тело может послужить как повод для духовной практики. Вполне можно сочетать "йога-фитнес" с духовностью, если знаешь как. Если один может очиститься через вегетарианскую диету, то для кого-то принятие агхоры и кушание испражнений и всего что попадется, окажется результативней, есть и такая категория людей. Кто то сочетает дакшина и вама-маргу и ради Бога, "флаг в руки". Если кто-то так умеет, почему бы и нет? Мне встречались люди с сиддхами, которые с виду вообще ничего не практикуют, "просто живут", понятно что только Богу и им самим известно, как они к этому пришли. В самом начале, когда этот форум только начал свое существование, я рассказывал о том, что встречал людей, которые устраняли заболевания казалось бы такими методами, которые на вид никак не связаны ни с медициной, ни с хатха-йогой и видел "йогов", которые занимаются конкретно только физическими аспектами и не способны вылечить себя. Парадокс скажете? Нет. Есть анекдот о том, как один человек рыб в аквариуме пытался гипнотизировать, после чего сам перенял их повадки. Ситуация примерно та же с "йога-терапевтами". Вы могли заметить, что болезнь проходит, когда вы о ней забываете и переключаетесь на что то другое, вы переключились на другой энергетический источник. Задача йоги достичь трансцендентности, осознания единства Параматмы и Атмы, а сиддхи - побочные результаты. Они по любому у вас при стабильности в садхане появятся, здоровый вы или больной, это не повод останавливать практику. Все это как погода и облака на небе, но не обращая на все это внимания, йог продолжает практиковать.