Матсья-Сварупа - Шива - Джйоти-Сварупа. Первая пара отнсится к древнему периоду Вед, завершаясь Упанишадами.
Чандра - Шива - Парвати. Вторая пара чуть по моложе, но всё равно относится ко времени до нашей эры, время Пуран, Ведант. Главные тексты Рамаяна, Махабхарата.
Ганеша - Шива - Брахма. Третья, ещё более молодая пара, начала нашей эры, время Шиваизма и Мистическо-Тантрического Шактизма. Этот период мне ближе всего. Время сиддханты.
Ананта-Шеша - Шива - Вишну. Четвёртая пара отражает современную картину, и лидирующую позицию Вайшнавизма, с его обновлённым собирательным образом.
Думаю, что с классификацией текстов шрути/смрити, тантры, а также их периодами не все так просто. Змееподобные Деваты были и у дравидов (это я про архетип Ананта-шеши) и шактийские Деваты у них же, дравидская культура была раньше написания вед. Именем Ганапати в Ведах называют Агни, Индру, Праджапати, но, правда, там фактически нет ничего о его "слоноголовости". Да и по поздним историям он изначально не был с головой слона, это Шива ему голову "приделал".
Хотя, конечно, тантра базируется на текстах (тантрах, агамах) и они символически связаны с лицами Шивы, направленными на разные стороны, или его ртами. Эту теорию мы можем найти также в Ведах. Лики Садашивы послужили очень мощной предпосылкой для трактовки разных элементов ритуала, чакр внутри тела, теории пяти таттв, связи с разными Деватами. В тантре в этом плане очень много детализаций, подробных описаний, что с чем связано. Но их настолько много, что простой смертный за всю жизнь не сможет все изучить. Поэтому у натхов подход в этом плане проще, и если подход правильный, то он может быть очень эффективным. У натхов основа всего - Шунья и принцип Гуру, Гуру может кратко изложить то, в чем можно копаться веками и не вылезти из тьмы писаний.
По поводу перечисленных Деват, натхи верят в то, что они все вышли из пустоты, которая всегда существовала и будет существовать, а Горакшанатх является сыном пустоты "Шунья-путра". Горакшанатх существовал до сотворения мира, и всех Богов. Различные Боги, такие как Шива (Пуруша как Джьоти-рупа, Адинатх), Парвати (Пракрити), три их гуны: Брахма (раджас), Вишну (саттва), Рудра (тамас) - все появились из единства Пуруши и Пракрити. А также появился Ганеша, Чандра, Шеша Нага, много других Богов, которые не входят в списки Девяти Натхов. Эти Боги могут разными сектами по-разному рассматриваться, как и связи между ними, их иерархия. Натх, если примет один из принципов той или иной секты, автоматически себя ограничит и станет враждовать с противоположностью своей привязанности. Поэтому все концепции натхи принимают, но они принимают их все в равной степени. Горакшанатх был сиддхой и бессмертным йогином, он посвятил всех этих Богов, дав им йога-видью, и поэтому они стали Девятью Натхами. Он также посвятил не только Богов, но и разных мудрецов в йогу, он посвятил Бхагиратху, который стал Ганганатхом, он основал Ганганатх-пантх, посвятил Ханумана, и тот стал Махавирнатхом (Бирбанканатх), основал Дхаджа-пантх, он посвятил Капилу Риши, тот стал Капилнатхом и основал Каплани-пантх. В общем, вы найдете всю хинду-дхарму в натховской традиции, но эта дхарма рассматривается в йогическом контексте.
Что касается Матсьендранатха, это Майя-сварупа, Майя как чистое знание - Шуддха-видья, и как аварана-шакти, или авидья (иллюзорная сила), он основал культ каулов, и это знание считается очень важным. Однако оно по причине человеческих несовершенств так же в Кали-югу пришло в упадок, так как люди не контролируют своих страстей, таких как мада (гордыня), моха (очарование), кама (вожделение), рага, двеша, абхинивеша, ахамкара и т.д., многие даже сильные тантрики пришли в упадок. Поэтому Горакшанатх (имя которого "Го" - чувства, "Ракша" - покровитель, управитель (контролирующий чувства)) стал настоящим тантриком и йогином, он также стал учителем Матсьендранатха. В Горакхбани он говорит: "Даже Сам Бог является моим учеником".
Доктрина Горакшанатха опирается на изначальную пустоту, проявленную в форме, и посредством пустоты Натх управляет формой, так, например, во многих вайдика и тантрика пуджах вы поклоняетесь Деватам, а в Шабар-тантре вы можете даже подчинить Деват. Это сильно отличается от многих представлений, как ведических, так даже и тантрических. Горакшанатх передавал то, что в тантре считается самым высоким, он отбрасывал все второстепенное, собственно, так Шабар-тантра и появилась, а также его йогическая традиция.
Собственно по соответствию божество-чакра вопрос отпал.
Но появился следующий вопрос: достаточно ли распутать все Грантхи, не углубляясь в бесконечную детализацию чакр? И какие доступные тексты можно по этому поводу прочитать, чтобы избежать крупных ошибок?
Это одновременно происходит, так как грантхи и чакры имеют взаимосвязь.
Вы преодолеваете тамас и развязывается брахма-грантхи, вы преодолеваете раджас - развязывается Вишну, преодолеваете рудра-грантхи - и освобождаетесь от трех гун.