Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Йога и аюрведа.  (Прочитано 12609 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Йога и аюрведа.
« : Март 04, 2010, 09:06:00 »

Автор praktik писал на своем форуме
 
Цитировать
ХАТХА ЙОГА ПРАДИПИКУ, ГХЕРАНДА САМХИТУ читал, и вам же цитировал вот здесь http://forum.dharmanathi.ru/index.php/topic,810.30.html, если вы тот же Алламанатх конечно, неужели забыли? По поводу этих же текстов можно сказать, что линии от них нет, и учеников у авторов нет. Я не профессор конечно, сами тексты не видел, но есть данные, что в одном тексте разные стили письма и они редактированы. http://forum.dharmanathi.ru/index.php/topic,1210.0.html, http://forum.dharmanathi.ru/index.php/topic,1211.0.html.
Но...! Когда я писал «Качества Дош», я имел в виду именно Качества. Например:
Качества Ваты: АХС- tatra rūkṣo laghuḥ śītaḥ kharaḥ sūkṣmaś calo 'nilaḥ |
• rūkṣа сухой, обезвоженный высохший,
иссохший | простой, неукрашенный | не проявляющий
эмоций.
• laghu легкий, ловкий, шустрый |
непринужденный, не обремененный, беззаботный,
свободный, естественный, не обременяющий или не
затрудняющий | без сопровождения или свиты | слабый,
нерешительный, слабовольный, неубедительный,
немощный, хилый | скромный, простой.
• śīta холодный, мерзнущий | равнодушный | бесстрастный, объективный.
• khara неровный, грубый, шершавый | суровый, грубый | незаполненный,
полупустой | жесткий, бессердечный.
• sūkṣma мгновенный, моментальный | мелкий, мельчайший,
незначительный, маленький, небольшой | тонкий, утонченный, субтильный |
незначительный, неважный | проницательный, неуловимый, едва различимый,
трудно уловимый | тонкий, аккуратный, ясный, тщательный | неосязаемый,
непостижимый | неосязаемая сущность, дух.
• cala неустойчивый, перемещающийся, подвижный | дрожащий,
трепещущий | колеблющийся, болтающийся, шатающийся | обеспокоенный,
потревоженный, расстроенный, смущенный, спутанный.
Может Натховские Доши другие? Мне интересно. Где описание? Я имею ввиду фундаментальные принципы уравновешивания, а не частности в виде маюрасаны. Например: (Ч.С.1.1.44). : "Причина возрастания и увеличе¬ния качеств, субстанций и действия всегда Сходство, а причина их убывания и уменьшения - Разли¬чие. Оба являются причинами из¬менения субстанций". Это является одним из основных принципов лечения всех дисбалансов.
А так как вы не признаёте брахманические науки (ту же Йога Сутру http://forum.dharmanathi.ru/index.php/topic,1216.0.html ) и настаиваете исключительно на своей линии, мне и хотелось бы НАТХОВСКИЙ текст.
По поводу методов передачи: думаю «вся ведическая традиция не текстовая сама по себе», везде нужен Гуру.

Цитировать
"По поводу этих же текстов можно сказать, что линии от них нет, и учеников у авторов нет. Я не профессор конечно, сами тексты не видел, но есть данные, что в одном тексте разные стили письма и они редактированы. "

В ссылке говорится про то, что тексты принадлежат всецело к Сампрадае (она и есть линия), а не ответвлениям (пантхам).

Цитировать
"Но...! Когда я писал <<Качества Дош>>, я имел в виду именно Качества. Например:"
Качества дош и по натховским, и по аюрведическим источникам - одинаовые, есть тексты изданные недавно в Харидваре Йоги Виранатхом, по дошам и лечению. Разницы в подобных иточниках нет. Она только в трактовках с чем эти доши связаны.

Цитировать
"А так как вы не признаёте брахманические науки (ту же Йога Сутру")

Нет, вы неверно понимаете. В отличие от буддизма, брахманическая наука натхами признается, но натхи верят в "Сукшма Веду", ведь сначала Веды не были записанными и передавались устно. Веды изошли из Шабда-брахмана, из "нады" и поэтому натхи почитают "наду" посредством практики йоги. А разные мантры: шабар, тантрика, вайдика и др., могут использоваться в зависимости от вашего йогического опыта. Само по себе повторение ведических мантр, тантрических, без наличия йогической реализации может быть, по сути, неверным. Что касается Йога-сутр, они - философская даршана, а не "прикладное паддхати". Еще, в Индии сложились представления о том, что труд Патанджали - дуалистическое воззрение, а от воззрения зависит и то, что садхака практикует. Так как натхизм в равной степени приемлет двайту, адвайту и то, что за пределами их обоих, по Патанджали может быть максимум одним из аспетктов натховской традиции, но конечно не наоборот. Естественно вы можете встретить много современных направлений, которые, очевидно, всегда появлялись и исчезали, которые ссылались на Патанджали, но реально, на практике пользовались натховскими технологиями, а то и вообще просто фитнесовскими. Но название и суть - это разные вещи.
« Последнее редактирование: Март 04, 2010, 09:17:10 от Алламанатх »
Записан

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Re: Йога и аюрведа.
« Ответ #1 : Март 03, 2011, 12:34:01 »

Адеш!

Изучаю по-немногу аюрведу по тем источникам, которые есть в наличии. Основная суть такая - человек целиком состоит из трех дош, но одна из них (или две) могут выходить из равновесия, что вызывает те или иные психосоматические отклонения.
Доши формируются изначальными первоэлементами:

Вата - Пространство и Воздух
Питта - Огонь и Вода
Капха - Вода и Земля

В связи с такой постановокой вопроса интересно было бы узнать следующее - выходит с самого начала стоит сперва уравновесить все доши и йогические практики должны выполняться исходя с такой "позиции", чтобы уравновесить отклонения дош прежде всего?
Например, самые частые отклонения происходят в Вата-доше. Она ветренная, подвижная, это ветер. Значит если она увеличена по отношению к двум другим, то не рекомендуется выполянять много пранаям и такие практики как сукшма-вьяяма тоже нежелательны и скажем акцент должен быть сделан на асаны или что-то еще, чтобы снизить Вату и уже затем продолжать практику. Для Питты в таком случае не будут рекомендованы бандхи. 

Я так понимаю что традиционно с этой целью изначально и стоят на первом месте шаткармы и панчакарма, чтобы прежде всего установить равновесие дош на более грубом уровне.

Как в йоге уравновешиваются доши? Скажем Вата понижается за счет каких-то практик или путем повышения Капха-доши.
Интересно мнение участников форума.  :05:
Записан

Shankar

  • *
  • Сообщений: 61
Re: Йога и аюрведа.
« Ответ #2 : Март 03, 2011, 19:20:34 »

Jagat Bandhu, лично я не встречал таких утверждений, что при переизбытке Вата, пранаямы нежелательны, наоборот тот же сукх-пурвак уравновешивает доши и это делает любой правильно подобранный комплекс состоящий из асан, пранаям, бандх... всё это работает в комплексе без особых предпочтений или перекосов (когда освоено полностью). Сукшма-вьяям это целостная система, если не ошибаюсь её практиковал Дхирендра Брахмачари, реализованный йог в балансе дош которого сомневаться никому не приходилось, хотя по типу сложения это преобладание Вата, в меньшей части Питта и потом уже Капха. Грубый уровень понятие относительное, называть так некорректно, матчасть :) подойдёт даже больше, регулируется в том числе и питанием. К примеру в некоторых случаях просто чай из молотого имбиря может привести в норму дошу Питта.
Записан

Shankar

  • *
  • Сообщений: 61
Re: Йога и аюрведа.
« Ответ #3 : Март 03, 2011, 19:26:52 »

Гораздо интересней другое - есть ли у натхов рецепты с применением и использованием препаратов из ртути? Или такие р. где насчитываются несколько десятков ингредиентов? Понятие кайа-садханы это миф?
Записан

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Re: Йога и аюрведа.
« Ответ #4 : Март 04, 2011, 15:47:41 »

Цитировать
лично я не встречал таких утверждений, что при переизбытке Вата, пранаямы нежелательны, наоборот тот же сукх-пурвак уравновешивает доши и это делает любой правильно подобранный комплекс состоящий из асан, пранаям, бандх... всё это работает в комплексе без особых предпочтений или перекосов (когда освоено полностью)

Я читал что пранаямы увеличивают Вата-дошу. Ну и писал я не о том, что пранаямы нежелательны, сколько о том, что не рекомендуется делать их много и стоит больше внимания уделить другим техникам - это что касается йогических практик. Насчет правильного подобранного комплекса для той или иной доши наверняка верно, это и хотелось бы выяснить. Могут (не)рекомендоваться те или иные пранаямы в зависимости от преодбладающей доши. Например, Питте рекомендуется больше делать пранаям через левую ноздрю,  Капхе  - через правую, а Вата - анулома - вилома. Тоже может касаться и каких-то практик асан. Вобщем понимаю что вопрос сложный и надо бы обращаться к специалисту, но где его взять?   

Насчет сукшмы вопрос тоже хотелось бы выяснить, мне тоже кажется она дает избыток Ваты. Хотя ее и рекомендуют как очистительную технику.

Цитировать
Грубый уровень понятие относительное, называть так некорректно, матчасть :) подойдёт даже больше, регулируется в том числе и питанием. К примеру в некоторых случаях просто чай из молотого имбиря может привести в норму дошу Питта.

Я и имел ввиду, что сначала наверное надо регулировать доши на более грубом уровне через питание и шаткармы, а потом переходить к более тонкому. Имбирь насколько известно мне более подходит для Вата. Имбирь горячий, и он повысит горячность Питты, а Вата холодная, поэтому ей имбирь само то.  :05:
Вообще идея в том, чтобы как раз начинать более с уравновешивания дош к более грубого уровня и потом постепенно переходить к более тонкому. Для примера на Вата-доше - если ее избыток и делать много пранаям, то это может привести к росту праны, но в тоже время это что называется уносит Вату, - дает больше состояние возбужденности и беспокойства. Если Питта будет увлекаться бандхами, то это тоже будет давать болезненный "эффект кундалини". Капхе рекомендуется больше динамики и пранаям. Мой вопрос больше касается снижения Вата- доши.
Цитировать
Гораздо интересней другое - есть ли у натхов рецепты с применением и использованием препаратов из ртути? Или такие р. где насчитываются несколько десятков ингредиентов? Понятие кайа-садханы это миф?

Ну Вам может гораздо интереснее про ртуть. Мне бы хотя бы для начала с этим разобраться.  :05:
Еще интересно узнать есть ли понятие Сомы в Аюрведе. Есть в сети всевозможные оописания рецептов приготовления Сомы из трав
Записан

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Re: Йога и аюрведа.
« Ответ #5 : Март 04, 2011, 19:13:00 »

 :05: Только что как бы случайно нашел на ютуб видео по пранаямам с Гуруджи в главной роли, где он показывает и объясняет выполнение пранаям. Есть там пранаямы для уменьшения излишнего влияния той или иной доши.
http://www.youtube.com/watch?v=DrSP6kZZHNw&NR=1

Вопрос к Гуруджи - можно ли делать за один раз все показанные на видео пранаямы при избытке Вата-доши? Или какие-то стоит исключить? Один опытный йог говорил мне что делать можно не более 4-5 пранаям за один раз.
На видео Вы говорите что, например, анулома- вилома выполняется в пять серий. Это т.е. не более 5 раз на каждую сторону? Заранее спасибо
Записан

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Re: Йога и аюрведа.
« Ответ #6 : Март 04, 2011, 19:36:22 »

Про циклы в анулома-виломе понял. Там Вы говорите про определенное количество повторов. Как определить когда можно переходить на большее количество серий выполнения каждой пранаямы, чтобы не было перебора?
Есть ли какие-то асаны для уменьшения вата-доши?
Записан

Yuri

  • *
  • Сообщений: 225
Re: Йога и аюрведа.
« Ответ #7 : Март 04, 2011, 22:35:37 »

Привет, Jagat Bandhu. Все пранаямы есть на www.nathi.ru . Количество только по самочувствию и длительность кумбхаки тоже. Один пять минут пранаямы сделает и будет головокружение и головная боль, а другой час бхастрику с кумбхаками делает и ничего. Надо очень осторожно, т.к. кумбхаки очень влияют на сердце.
Записан

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Re: Йога и аюрведа.
« Ответ #8 : Март 04, 2011, 23:23:04 »

На видео Гуруджи говорит что традиционно предписывают пять серий. По самочувствию - понятно. Только симптомы не совсем понятны - они настолько тонки что понять причины изменения самочувствия не так просто. Один раз просыпаюсь рано утром полным сил и хочется практиковать с самого утра, в другой раз хочется поваляться побольше в кровати и лень делать что-то. Похоже на периодическое увеличение капхи. И еще усматриваю некоторую зависимость от пранаям и задержек - стоит поделать днем и вечером, - на следующее утро какая-то лень.  Получается нерегулярность. Что уже приводит к дисбалансу Ваты.  Отчего приходят такие пресыщения - надо отдохнуть или делать меньше пранаям или что-то еще? Я бы не сказал что много делал. Сразу после практики ощущения хорошие, но утром по-разному. Может еще атмосферное давление? :016:
Записан

Авинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 95
Re: Йога и аюрведа.
« Ответ #9 : Март 06, 2011, 12:15:06 »

Адеш!

Изучаю по-немногу аюрведу по тем источникам, которые есть в наличии. Основная суть такая - человек целиком состоит из трех дош, но одна из них (или две) могут выходить из равновесия, что вызывает те или иные психосоматические отклонения.
Доши формируются изначальными первоэлементами:

Вата - Пространство и Воздух
Питта - Огонь и Вода
Капха - Вода и Земля

В связи с такой постановокой вопроса интересно было бы узнать следующее - выходит с самого начала стоит сперва уравновесить все доши и йогические практики должны выполняться исходя с такой "позиции", чтобы уравновесить отклонения дош прежде всего?
Например, самые частые отклонения происходят в Вата-доше. Она ветренная, подвижная, это ветер. Значит если она увеличена по отношению к двум другим, то не рекомендуется выполянять много пранаям и такие практики как сукшма-вьяяма тоже нежелательны и скажем акцент должен быть сделан на асаны или что-то еще, чтобы снизить Вату и уже затем продолжать практику. Для Питты в таком случае не будут рекомендованы бандхи. 

Я так понимаю что традиционно с этой целью изначально и стоят на первом месте шаткармы и панчакарма, чтобы прежде всего установить равновесие дош на более грубом уровне.

Как в йоге уравновешиваются доши? Скажем Вата понижается за счет каких-то практик или путем повышения Капха-доши.
Интересно мнение участников форума.  :05:

Адеш!

Написал пост на разворот и потом все сбилось а перенабирать уже времени нет.  :011:
в общем, там шло о том, что человек состоит не из дош (хотя об этом многие в книгах пишут), а регулируется и живет за счет
Праны
теджаса
Оджаса

Несовершенный ум их может трансформировать в доши - Вата, питта, капха.
причин - множество, там задействованы как внешний мир с его влиянием на нас, так и собственно Ум и Ахамкара.
А потому и недопускание возникновения дош в психофизике - обширная тема. Не все так просто.

С сознанием нужно работать, чтобы дойти до причины, сути. С этим и работает йога, Традиционная.
Записан

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Re: Йога и аюрведа.
« Ответ #10 : Март 06, 2011, 12:38:03 »

Однако начинать все же лучше и проще именно с более грубого уровня, потому что с ним проще работать и корректировать отклонения в дошах. Сразу прыгнуть на уровень осознания причин вряд ли и получится. Даже и традиционная йога имеет свои предписания для разных дош. Аюрведа тоже вполне традиционная наука.
Записан

Marina_magiya

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Йога и аюрведа.
« Ответ #11 : Март 06, 2011, 13:07:21 »

может кто то знает какие есть  растения  в аюрведе активирующие определенные энергетические центры?
и мне также интересно применение аюрведы с точки зрения мантра садханы и получения результатов от нее-по тому же принципу как рекомендуетьс\ в период садханы есть только саттвическую пищу и т.д.-наверняка есть какие то секреты
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Йога и аюрведа.
« Ответ #12 : Март 06, 2011, 22:33:27 »

Адеш!
Вату можно понижать за счет дыхания животом, и также выполнения асан в спокойном, ровном состоянии, в основном из положения сидя-лежа. Критерием может быть состояние дыхания. Как только дыхание становится частым и поверхностым, стоит обращать внимание как на саму асану, степень усилия в ней, так и на свое состояние в асане.  Например, если человек в расслабляющем положении не чувствует связи своих ощущений с телом, его ум непроизвольно начинает блуждать,что вызывает непроизвольное учащение дыхания, или проваливается в сон, если это шавасана и некоторые наклоны сидя при длительном удержании. Чрезмерное усилие также приводит к учащению дыхания и, соответсвенно, к колебаниям ума. В общем-то, за исключением ситуаций, когда чрезмерное усилие приветствуется (спорт, военная подготовка), его наличие говорит о скрытых беспокойствах, вытесняемых посредством генерирования более грубых ощущений.
Записан

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Re: Йога и аюрведа.
« Ответ #13 : Март 08, 2011, 16:54:25 »

Цитировать
Написал пост на разворот и потом все сбилось а перенабирать уже времени нет. 
в общем, там шло о том, что человек состоит не из дош (хотя об этом многие в книгах пишут), а регулируется и живет за счет
Праны
теджаса
Оджаса

Несовершенный ум их может трансформировать в доши - Вата, питта, капха.
причин - множество, там задействованы как внешний мир с его влиянием на нас, так и собственно Ум и Ахамкара.
А потому и недопускание возникновения дош в психофизике - обширная тема. Не все так просто.

Адеш. Интересно кто автор такой теории. Из тех источников, с которыми ознакомился я, выходит что доши - это природные начала человека (пракрити), которые и формируют личность человека, его психофизику. И исключить влияние дош просто невозможно и это не нужно. Надо только стремиться к равновесию дош, чтобы ни одна их них не преобладала.

Другое дело, что доши явл-ся более грубым выражением (проявлением) праны, теджаса и оджаса. Прана - это вата, теджас - питта, оджас - капха. Вата регулирует движение жидкостей внутри тела, питта - это огонь пищеварения, а капха - это сама структура, плотность тела. Во главе этих механизмов стоит Ахамкара, которые склеивает воедино все существо. Если же "недопускать возникновение дош", то человек просто умрет.

Для примера, если легкие и толстый кишечник функционируют неправильно, то тело не сможет правильно перерабатывать поступающую прану, что увеличивает вату. Что приводит к снижению оджаса. Все эти мехаизмы взаимосвязаны. Вопрос в том как научиться регулировать эти процессы. Что и изучает аюрведа.
Записан

Marina_magiya

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Йога и аюрведа.
« Ответ #14 : Апрель 06, 2011, 21:08:09 »

Намасте!
используется ли аюрведические препараты  в традиции натхов?
занимает ли вообще какое то место она(*аюрведа)у натхов?

а также интересно если кто то знает о применении ее в других традициях, напрвлениях..
в основном аюрведа . по крайней мере на руских сайтах препождноситься как чисто медицина от болячек ну и плюс косметология, немного грустно(
Записан