Адеш!
Анахата-чакра - это то, что связывает верхние "холодные" энергии с нижними "горячими", т.е. луну и огонь. Анахата - это то место, где исчезает разделенность на верх и низ, это место соединения противоположностей, там всегда недуальное состояние, поэтому этот центр очень важен в каулической садхане. Это место называется ананда-кханда, и в ней вы можете медитировать на Иштадевату, пребывая в состоянии ананды. Согласно Кубджика-тантрам, Иштадевата может включать в себя любое иное Божество, помимо главного. Так, например, в неварской тантре те, кто не имеют тантрической гупта-дикши (тайного освящения), ходят в храм и поклоняются изображению Шивы или Шакти (разным их аспектам). Мурти установлены в храмах, и эти мурти может видеть кто угодно. Однако есть еще питхи. Питха - это камни, которые установлены в разных частях города, может быть и в храмах, и дикшита может пойти и призвать Божество в камень так, что со стороны никто даже не будет видеть, что он делает и кому он молится. Считается, что питха намного сильнее, чем мурти, потому что, молясь в питхе, тантрики-дикшита задействуют внутренние возможности воображения, а в поклонении мурти вы только направляете взор на мурти. В питхе вы раскрываете свое сердце и сознание, а в мурти вы его привязываете к внешнему облику. Однако это не означает, что опытный тантрик-дикшита не способен мурти использовать для пробуждения своего сознания и божественности в нем. У того, кто четко понимает различие тайного "агама" и лоукика упасны, нет проблем любые условия использовать для усиления мистического опыта. Так, например, тантрик может призвать в одно изображение Матрик женское Божество, а в другое - мужское, и поклоняться им как Шиве и Шакти, может в шактийское Божество призвать мужское Божество. Важно только то, что в твоем сознании, а остальное - это упаи как вспомогательные элементы, они важны, но они играют только вспомогательную роль. Эту же идею вы можете встретить и в "Сиддха-сиддханта паддхати" в первой части, где описывается микрокосм и макрокосм, оба при этом считаются одновременно Шивой и Шакти, при этом Атман остается всегда вне всех качеств и делений, но всевозможные качества и деления вы всегда можете найти в нем. Атман - это то, что за пределами всего, даже разных форм ананды, он - неописуемая трансцендентная запредельная пустота. Из нее все проявляется: все Шакти и чакры энергий Божеств, все проявления речи, тонкой и грубой. Поэтому Атман находится в анахата-чакре, эту чакру называют существующей за пределами всех соприкосновений. Она чиста, и благодаря ее чистоте вы можете через нее постичь любой объект мироздания. С ней связано слишком много самой разной и многозначительной символики. Там изображают антилопу, потому что антилопа прислушивается к каждому малейшему шороху, точно также йогин вслушивается в звуки нады. В анахата-чакре изображена шаткона (шестиугольная звезда), которая есть соединение двух треугольников, как символ соединения любых двойственностей. Эта чакра за пределами двойственности, но она отличается от сахасрары тем, что анахата-чакра внутри тела, а сахасрара - за пределами физического тела. В анахата-чакре вы познаете трансцендентное внутри тела, а в сахасрара-чакре трансцендентное за пределами индивидуального тела. Эти два центра очень важны в практике внутреннего созерцания, или поклонения. Очень важно прийти к такому состоянию, чтобы ваше сердце и ум всегда были в гармонии. Посредством ума вы может вслушаться в сердце, а посредством сердца вы устраняете в уме все лишнее, искусственное и мертвое. Это также очень важные точки в аюрведе, с которыми связаны оджас, теджас и прана, через них йогин может регулировать свое психофизическое состояние, сохранять тело здоровым, а состояние души совершенным, соответствующим дхарме. Вы можете в Гхеранда-самхите встретить техники, в которых описаны методы созерцания, связанные с этими центрами, а также в других текстах описание практик наданусандханы (погружения сознания в сердце своей сущности, которая пребывает в Атмане). В этой практике вы познаете Бога внутри своего существа, такая практика у натхов является фундаментальной, о ней есть упоминания во многих текстах. Однако в большинстве случаев, она людьми рассматривается часто поверхностно, просто как разновидность бхарамари-пранаямы. Пранаяма - это всего лишь один из легкодоступных для понимания методов, но есть методы более глубокие, которые приводят к максимальной трансценденции человеческого сознания. Погружение в тонкое успокаивает ум, очищает его и переносит в другие мерности с самыми разными возможностями, они открывают те чудеса, о которых человек раньше имел очень смутные представления, так как его сознание спало.
С чакрами в классической тантре существует очень много интересных практик, в йоге также их немало, механизмы этих практик почти те же самые. Особенно вы это четко начинаете осознавать, когда ориентируетесь на классические тексты, в которых освещается сиддханта, метафизическая основа йоги; чем больше вы знакомитесь с разными текстами натхов, тантрами, общаетесь с реализованными мастерами традиции, тем больше вы прогрессируете в методах йоги. Пуджи, разные элементы йогической практики, такие как асаны, дыхательные техники, мудры и бадхи - все они должны быть направлены исключительно на возвращение в свое изначальное трансцендентное и божественное существо, которое вечно и обладает всеми совершенствами. Для этого каждую асану нужно хорошо понимать, нужно знать предназначение каждой мудры, каждой бандхи и то, как их грамотно использовать для получения полноценного йогического опыта. Для этого также нужно быть преданным истиной традиции и истинному Гуру в ней. Гуру является упаей, он отстраивает правильное взаимодействие ученика с внешним миром, таким образом позволяя ему раскрыть свою истинную сущность через сердце. Поэтому в традиции натхов Гуру-янтра - это изображение анахата-чакры. И именно по той же причине натхи делают нади-пуджу только тем Гуру, которых они приняли своим сердцем, великим сиддхам или Божествам. Без внутренней чистоты нам сложно встретить настоящего Гуру, без Гуру нам сложно встретить чистоту в своем сердце. Когда мы встречаем такого Гуру, то сердце раскрывается все больше и больше. На самом деле, вам достаточно для начала просто прийти в настоящую традицию, потому что в ней истинный Гуру всегда незримо присутствует. Может пройти несколько лет прежде, чем вы увидите его подлинный даршан, но что-то вы можете почувствовать с самого начала своего пути, когда вы только пришли в традицию. Какая скорость развития? Это, очевидно, зависит от кармы того или иного практикующего.