Адеш!
В разделе http://nathi.ru/legends/navaratri/practice/ есть следующая строка " В Наваратри садхака последовательно устраняет загрязнения, связанные с тремя гунами - тамасом, раджасом и саттвой."
С времен кришнаитов саттва ассоциируется с чистотой . Вышеуказанная строка вносит в мой ум смятение
Если с тамасом и раджсом более-менее понятно. А какие загрязнения могут быть связанные с саттвой?
"Гуны" - переводится как "веревки" (то, что связывает дживу), а также как качества. Здесь, конечно, нужно исходить из контекстов: сама вселенская Шакти, на самом деле, вне всех гун, но нельзя сказать, что она не является и самими гунами, ведь если Богиня не в гунах, а в чем-то отдельном, то уже получается двойственность.
Однако асурические силы проявляются чаще всего через те или иные качества, и для того, чтобы Богиня их устранила, она обретает соответствующие облики, которые связаны с амнаями, гунами, аспектами шуддха-видьи и др.
Гуны – это, действительно, порождение пракрити, однако в разных учениях есть разные представления о пракрити, о вселенной - брахманде. Для натха различие между своей психофизической системой и системой вселенной - условно. Пракрити-пинда (микрокосм) - это то, через что познаются гуны, и то, что за пределами этих гун внутри себя. Когда это происходит, мы начинаем распознавать трансцендентность качеств, то, что гуны могут быть не только тем, что связывает, но и способно привести к освобождению. Ведь если нет качеств, то нет и упай, а если нет упай, то нет и того, что лежит в их основе (разные формы проявления божественной силы), поэтому гуны имеют двойную природу: они как ограничения, они же могут стать и средством спасения.
Тамас - это разрушение, раджас - это творение, саттва - это то, что оба процесса уравновешивает, но так как саттва поддерживает в какой-то мере иллюзорные процессы, то она и сама может быть иллюзорной в той или иной мере.