Шри Гуруджи, Адеш!
В действительности поездка получилась хорошей, хотя я сам и не планировал в этот раз быть на Кумбхамеле, целью был Непал, но как-то так получилось быть в Харидваре проездом, и заодно приехал Алламанатха. Вокруг Ганги расположилось много лагерей Нага-баба, конечно, по сравнению с Натхами, их намного больше там. Я думаю в журнале опубликовать интервью с известными Гуру Традиции, удалось весьма хорошо с ними пообщаться, и они дали благословение на перевод книг на русский. Гуруджи Виласнатх сказал, что оказывается Шринатха-рахасья - один из крупнейших текстов по натховской карма-канде - переведен на английский и, возможно, в мае будет издан. Хотя, по правде говоря, некоторые важные части я уже перевел.
Еще ученики моего Гурубхая Шамбхунатха (сейчас он пуджари в главном Горакхнатх-мандире) сделали неплохой такой сайтик на хинди, посвященный Горакхпурскому Горакшанатх-мандиру. Для тех, кто может читать на хинди, вот ссылочка: http://gorakhnathmandir.in/
Там в общих чертах все о храме, о Натха-сампрадае, о пудже в мандире, в общем, неплохо так, по-традиционному.
Вообще, конечно, Харидвар сильно отличается от Ришикеша, я когда-то был в обоих городах, но лет 9 назад. Оказывается, даже в Ришикеше есть натховский храм, но, правда, там о нем никто не знает. В Ришикеш в основном народ едет как на курорт и за простенькой йогой, которой там очень много. Несмотря на то, что Харидвар - место, быть может, не очень комфортабельное в плане туризма, но, на мой взгляд, все-таки там больше чувствуется индийская религиозная традиция, очень много представительств самых разных религиозных направлений, там же и Шривидья Гуру Сварупананды, несколько натховских храмов, главный из которых с Бхартрихари-гуфой. Много разных "акхара" от Нага-баба, Свами Рамдев со своей йога-терапевтической аюрведической территорией, чувствуется, что это спланированный раскрученный проект, и много всего другого. Лагеря там видны в радиусе 20 километров от Ганги, если ехать в Ришикеш на машине, то вдоль дорог очень много палаток с баба. Ночью горит множество фанарей и всяческих рекламных плакатов, на вид даже недешевого оборудования, очевидно, немалые деньги выделяются на такие проекты.
А еще интересно было то, что в Горакхнатх-мандир приходила какая-то девушка из Чехии, интересовалась натховской традицией, причем довольно неплохо говорящая на хинди. Виласнатх, как оказалось, помнит многих моих учеников, которые приезжали несколько лет назад, некоторые из них совершили тогда неплохой парикрам, думаю, об этом, может быть, тоже сделаем отдельную статью. Вообще, основная Кумбхамела (Патра-девата) у натхов будет в апреле, поэтому если кто-то еще собирается - рекомендую посетить, там соберутся много натхов, будут проводить большую пуджу.
В последнем номере "Адеш" была статья Аугхарнатха о непальском храме, однако, он, на самом-то деле, собрал материала намного больше по Непалу, также посетил Ассам и Ориссу, натховские и тантрические места в тех районах, там тоже есть вполне приличные Гуру. Хорошо бы еще исследовать Шриланку на тему натхизма, говорят, там есть направление, приверженцы которого поклоняются Бирбанканатху (Хануману), который основал один из 12 пантхов (Дхаджа). Юг пока еще нами слабо исследован именно по натховской теме, но мы планируем сей пробел в будущем исправить.