Matsyendranatha писал(а):
Джай Гуру Горакшанатх!
Намаскар, Ачинтья. У нас вьяяма делается в положении сидя, стоя и лежа, у Дхирендры Брахмачари в основном все стоя выполняется. Вообще, вьяяма – далеко не главная особенность того, что практикуют натхи. Она подготавливает к асане как таковой, асана же является положением, в котором возможно практиковать пранаяму, пратьяхару и т.д. Соответственно, асана есть устойчивое положение, в котором происходят внутренние энергетические изменения, связывающие хатха-йогу с раджа-йогой. Но как, спрашивается, к этому прийти? Очень просто: начать с вьяямы, которая воздействует на процессы в стхула и сукшма-шарирах, при этом "включается" тонкое тело. Асан в ранних текстах описано немного (8, 16, 32), но сколько бы их ни было, это статические положения тела, в которых тело максимально расслаблено. Разумеется, вы не можете расслабить в асане все мышцы, т.к. лишь часть энергии идет на расслабление физического тела, оставшаяся часть энергии в статическом положении направлена на работу тонкого тела. Работая с физическим телом, энергетическое состояние переносится в тонкое, и наоборот. Там и происходит полное раскрепощение и возникает "ощущение бесконечности". Что же касается сукшма-вьяямы, это – внешняя динамика, которая на определенном этапе активизирует внутреннюю, снимает блоки в энергетическом теле, в ментальном и т.д. Сукшма-вьяяме я всех обучаю независимо от того, кто это – натхи или не натхи. Не все натхи практикуют вьяямы, но у них есть множество и других садхан, ведущих к практически тем же результатам. Без нормального здорового тела не может быть здорового сознания, ну хотя бы на каком-то уровне. Потому что если не снять закрепощения в теле, то ум все равно будет стремиться явно не к объектам дхьяны, и внешнее нахождение в асане еще не будет означать внутренней чистоты, соответственно, асана не будет асаной как таковой, а правильнее такой вариант назвать внешне устойчивой позицией (стхити), но эта "стхити" – только внешняя. К сожалению (или к счастью), не такой и большой процент людей, практикующих хатха-йогу, это понимают, а существует погоня за гибкостью и внешними результатами, вплоть до их самых гипертрофированных форм. Я год назад был приглашен на соревнования в Калькутту, где увидел дикое зрелище, как нескольких человек унесли со сцены, когда они пытались продемонстрировать сверхсложные асаны с целью получить призы в "чемпионате по йоге". Та вьяяма, которой я учу, смотрится как довольно большой комплекс упражнений, тем не менее она качественно прорабатывает тело. Это способствует не только травмобезопасности, но и надежному освоению асаны. Критерий правильной асаны в том, что в теле не возникает обратного эффекта (т.е. сегодня ты сделал хорошее растяжение, а завтра больно даже просто ходить). У нас вьяяма более широкая по количеству упражнений, потому что подготовке тела мы уделяем большое внимание. Более того, большую часть времени я провожу в странах Востока, и я обнаружил, что этот подход используется в корейских, китайских, вьетнамских психофизических практиках. Когда я изучал вьяяму, мне Гуру всегда говорил, что, несмотря на ее простоту, вьяяму не стоит никогда игнорировать: если тело не будет полностью свободным от грубых энергий, то Кундалини-шакти не будет пробуждена и не даст восприятия высших энергий. Дело в том, что большая часть моих Учителей, у которых я изучал методы хатха-йоги, не были ориентированы на то, чтобы учить западных людей и также тех, для кого ценность представляет временное излечение от болезней. Техники и подходы, которые у нас используются, направлены на более широкое качество; те, кто это правильно поймут, достигнут успеха в садхане.