Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Винаяка  (Прочитано 14574 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1069
    • Традиция Натхов
Винаяка
« : Март 24, 2010, 16:36:22 »

Гуруджи ко Адеш!

 Ну не все так просто с Ганешей, там вроде был "хороший" Ганеша - Ганапати, и "плохой" - Винаяка.

Просьба к компетентным лицам.

Пожалуйста, расскажите подробно про Винаяку.
Каков генезис и концептуальное содержание, архетип Винаяки?
В чем сходства и различия между Ганешей (Ганапати) и Винаякой?
Пожалуйста, приведите основные мантры Винаяки, в каких случаях (для достижения каких целей) они применяются?

Очень интересно!

Спасибо.

С уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Март 24, 2010, 16:46:57 от Виктор »
Записан

борис

  • *
  • Сообщений: 232
Re: Винаяка
« Ответ #1 : Март 24, 2010, 18:51:43 »

Виктор , чтобы хорошо разобраться с ГАНАПАТИ , ГАНЕША ,и ВИНАЯКА нужно отдельную тему заводить по аналогии с Шри Видьей.
Основных форм, имен и соотвественно мантр в индуизме если память не подводит 32. Вероятно столько же и пудж будет.
В индуизме Ганапати Ганеша и Винаяка скорее всего синонимы и тождествены.
На память помню есть
ВИРА ГАНАПАТИ , СИДДХА ГАНАПАТИ, БАЛА ГАНАПАТИ , ЛАКШМИ ГАНАПАТИ,  МАХА ГАНАПАТИ , КШИПРА ГАНАПАТИ , КАПИЛА ГАНАПАТИ.
Ну, а у капалика и агхора натхов есть еще свои особенные Ганапати=Винайаки связанные с кладбищенской темой.
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1069
    • Традиция Натхов
Re: Винаяка
« Ответ #2 : Март 24, 2010, 20:40:41 »

Адеш!

Ad борис

Уважаемый борис!

Спасибо за Вашу реплику; я помню, из личных наставлений уважаемого Вамадаки, (адепта, близкого Вам по бхаве, (по духу), и, возможно, по направленности практики), что в иных Традициях:
ГАНАПАТИ - это тот кто предводительствует на ГАНАЧАКРЕ [на церемонии]; ГАНАПАТИ - это не индусский Ганеша.

Впрочем, вопрос по Винаяке остается открытым;
Данная тема важна и интересна, так как Винаяка - неким образом связан с Ганешей - являющимся весьма важным Божеством (Дэватой) в Тантре вообще, и в Традиции Шри Видья - в частности; тем более, что и в Традиции Натха-Сампрадайя - Ганеша является важной Дэватой (Божеством), занимающим соответствующее место в аутентичном пантеоне, и, соответственно, в практике адептов Традиции.

Может быть, Гуруджи Матсьендранатх любезно согласится дать свои разъяснения по данному непростому вопросу.

С уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Март 24, 2010, 20:59:37 от Виктор »
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1244
Re: Винаяка
« Ответ #3 : Март 24, 2010, 21:23:05 »

Адеш!
Винаяк могут быть разные списки, например, их отождествляют с 50 Матриками в Шарада-тилака тантре, и Винаяки по качествам соответствуют им, т.е. с одной стороны они покровители, с другой способны чинить препятствия врагам. Они также устраняют препятствия на пути садхаки, что свойственно Ганапати. Они упоминаются в ведических источниках, например, в Тайтирия-упанишаде, в Махабхарате и в разных тантрах, их отождествляют с разными формами Ганапати.  
« Последнее редактирование: Март 24, 2010, 21:28:02 от Leta Baba »
Записан

борис

  • *
  • Сообщений: 232
Re: Винаяка
« Ответ #4 : Март 24, 2010, 22:10:42 »

Виктор/ Ганапати -как повелитель Ганачакры ,это скорее тема Ваджраяны , чем Вама Даки и левой традиции. :130: Ганапати бывают разные.Одним из известных Ганапати был сиддха Кутараджа,живший в 7 веке и  который проводил тайные  Ганачакры  с вирами и йогинями на смашане.Однако ,такие Ганапати в ваджраяне скорее исключение чем правило.
Есть мантра в ваджраяне которая устраняет Все препяствия и уничтожает Зло  OM VAJRA MAHAKALA KHRI KHRITA VIGHNA VINAYAKA HUM HUM PHAT.  В ней Ганапати -это Махакала , одна из эманаций Авалокитешвары.
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1069
    • Традиция Натхов
Re: Винаяка
« Ответ #5 : Март 25, 2010, 13:43:46 »

Адеш!

Уважаемые борис и Leta Baba!

Благодарю вас за ответы.

Хотелось бы более глубоко понять сущность Винаяки, его сходства и различия с Ганешей (Ганапати).

С уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Март 25, 2010, 13:45:54 от Виктор »
Записан

Враджанатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 101
Re: Винаяка
« Ответ #6 : Март 25, 2010, 23:00:05 »

Адеш!
Посмотрите тут http://www.japonica.ru/Buddhism/Ganesha.shtml
« Последнее редактирование: Март 25, 2010, 23:01:59 от Враджанатха »
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1069
    • Традиция Натхов
Re: Винаяка
« Ответ #7 : Март 26, 2010, 13:49:04 »

Адеш!

Ad Враджанатха

Большое спасибо, уважаемый Враджанатха, за информативную ссылку, интересно и познавательно.

К сожалению, остаются все те же вопросы, в полном объеме, потому что меня интересует Винаяка, его взаимосвязи с Ганешей, и все, что с Винаякой связано, именно в свете индуистской Тантры, и, в первую очередь, в свете Традиций Шри Видья и Натха-Сампрадайя.
Достаточно очевидно то, что, не смотря на некоторые сходства и общие моменты, рассмотрение различных Божеств и их садханы - весьма различны в буддийской и индуистских Школах и Традициях.
(А я не буддист, и вряд ли им когда-либо буду, не смотря на мое глубокое уважение к Буддизму, и людям, его исповедующим и практикующим; следует придерживаться, все же, какой-то единой канвы в теории и практике, иначе может получиться винигрет, компот, и прочие гастрономические блюда).

Может быть, уважаемый Гуруджи Матсьендранатх любезно согласится рассказать о Винаяке, и связанных с ним аспектах теории и практики, с точки зрения Традиций Шри Видья и Натха-Сампрадайя, и в индуизме вообще?
Было бы очень интересно!

С уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Март 27, 2010, 03:33:15 от Виктор »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6905
    • Традиция натхов
Re: Винаяка
« Ответ #8 : Март 29, 2010, 19:59:00 »

Шри Гуруджи, Адеш!
Есть такая форма Вигхна-винаяка - это аспект, который отвечает за способность создавать препятствия, он имеет связь с винаяками в том ключе, в котором здесь они обсуждаются. В некоторых мантрах натхов Калабхайрава также называется как Вигхнешвара, если в Ваджраяне есть что-то подобное, то это весьма интересно. Правда у натхов Калабхайрава, скорее, устранитель причиняемых препятствий. А Ганапати у натхов - Гаджакантхарнатх, которому, согласно текстам натхов, Горакшанатх вернул прежний вид Ганапати, т. е.  до того как Ганеша обрел голову слона. В Пенджабе есть место Каччх, там раньше было популярно направление натхов - Гаджакантхарнатхи, они поклонялись Ганапати и увязывали свои садханы с разными пранаямами, медитируя на Ганешу, как форму Акаши. Очень сильное место и по сей день, но правда сейчас этот пантх почти сошел на нет. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 617
    • Ищущeму
Re: Винаяка
« Ответ #9 : Март 29, 2010, 20:08:09 »

Шри Гуруджи, Адеш!
.. В некоторых мантрах натхов Калабхайрава также называется как Вигхнешвара, если в Ваджраяне есть что-то подобное, то это весьма интересно. Правда у натхов Калабхайрава, скорее, устранитель причиняемых препятствий. ...  

Ваджраяне есть различные формы Mахакалы, где он топчится на слоноголовых Винаяках.

Есть также Вигнанатака ("победитель омрачителей"), один из 10 кродха-раджа:
http://surajamrita.com/images/bari/Bari_48.jpg
« Последнее редактирование: Март 29, 2010, 20:11:31 от Surajnath »
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1069
    • Традиция Натхов
Re: Винаяка
« Ответ #10 : Март 30, 2010, 00:02:48 »

Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

 ...Ганапати у натхов - Гаджакантхарнатх, которому, согласно текстам натхов, Горакшанатх вернул прежний вид Ганапати, т. е.  до того как Ганеша обрел голову слона. В Пенджабе есть место Каччх, там раньше было популярно направление натхов - Гаджакантхарнатхи, они поклонялись Ганапати и увязывали свои садханы с разными пранаямами, медитируя на Ганешу, как форму Акаши. Очень сильное место и по сей день, но, правда сейчас этот пантх почти сошел на нет.  

Очень жаль; Пранаяма - это Сила...
Все же, Мастера этого пантха еще остались? Они доступны?
Если возможен такой вопрос: в чем все таки "изюминка", суть, основное содержание оригинальных методов и «наработок» этого Гаджакантхарнатх-пантха - в отточенной, изощренной практике Пранаямы, или в углубленном поклонении Ганапати?

Спасибо.

С глубоким уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Март 30, 2010, 00:06:57 от Виктор »
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1069
    • Традиция Натхов
Re: Винаяка
« Ответ #11 : Март 30, 2010, 00:14:44 »

Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

Благодарю Вас за ответ!

Пожалуйста, расскажите об аспекте Винаяки, биджа которого "грИМ"!
Каковы его свойства, особенности, характер проявлений?
Если это возможно, пожалуйста, приведите мула мантру Винаяки, биджа которого "грИМ", и еще хотя бы две-три основных мантры!
Что есть Шакти Винаяки - сама биджа "грИМ" - или все мантра "хрИМ  грИМ хрИМ" целиком?
Очень интересно!

Спасибо.

С глубоким уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Март 30, 2010, 00:19:15 от Виктор »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6905
    • Традиция натхов
Re: Винаяка
« Ответ #12 : Апрель 04, 2010, 09:18:19 »

Что есть Шакти Винаяки - сама биджа "грИМ" - или все мантра "хрИМ  грИМ хрИМ" целиком?

Шакти Винаяка представлен не только этой мантрой, есть еще и другие, например, такая: "ОМ шрИМ хрИМ клИМ  глАУМ АИМ вадавада вАгвАдИнИ шактИ ганапатаЕ гИМ бхагаватИ свАхА".

Биджа "ГрИМ" связана с Га-карой, соединенной с  Махамая биджей.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6905
    • Традиция натхов
Re: Винаяка
« Ответ #13 : Апрель 04, 2010, 10:21:40 »

Ваджраяне есть различные формы Mахакалы, где он топчится на слоноголовых Винаяках.

Есть также Вигнанатака ("победитель омрачителей"), один из 10 кродха-раджа:
http://surajamrita.com/images/bari/Bari_48.jpg


Винаяка, или по-другому - Вигхнешвара, где "вигхна" означает "причинять препятствия, вред". Если вы посмотрите мантры Калабхайравы у натхов, например: "оМ хрИМ махАкАла бхайрава сарва вИгхна нАшАйя пхат свАхА" (этих вариантов много, отличия только в приставленных биджах), так вот, "вИгхна нАшАйя" означает "устранение препятствий", таким рассматривается Калабхайрава. Т.е. существуют, очевидно, определенные смысловые параллели, тем более, если вы посмотрите на сущностный символизм Винаяк и связанных с ними тантрических Богинь Матрик. В Шривидье есть восемь известных Матрик, которые ассоциируются с такими качествами как кама, кродха, лобха, моха и т.д., т.е. похоть, агрессия, жадность, одурманенность иллюзией и т.д. Восемь Матрик как помогают избавляться от этих качеств, так и сами являются олицетворениями этих качеств, поэтому их в Индии также считают "злобными йогинями", способными причинять обычным людям вред. Они связаны с окаймлением Шриянтры, и также с восемью формами Винаяк, каждая из этих Йогинь также связана с той или иной формой Бхайравы. Как и Бхайравы, они охраняют пространство городов, они (Матрики) также охраняют "тайные тантрические науки" от недостойных, наказывают "адептов", разглашающих тайны "дикши" недостойным помраченным людям. В общем-то, Винаяки, Матрики, Бхайравы не случайно связаны друг с другом, а также с "бхупуром" (основанием Шриянтры), потому что с него (с них) начинается путь посвященного адепта, несмотря на то, что основание Шриянтры является, с определенной точки зрения, началом. Матрики, Винаяки и др., обладающие качествами камы, кродхи и т.д., в каком-то смысле наиболее трансцендентны. Они сочетают в себе самое негативное, что есть в человеческих существах, с тем, что это негативное устраняет, поэтому сущность этих Винаяк и Йогинь, на самом деле, трансцендентна - они олицетворяют собой полноту всех качеств: как негативных, так и позитивных. Также, несмотря на это, они связаны с основанием Шриянтры, каждая Матрика, Богиня мистических сил (сиддхи), мистического жеста (мудра) - все они распределяются по каждой чакре Шриянтры, коих всего девять. Вся Шриянтра делится на "амнаи" с их многочисленными Божествами, помимо тех Божеств (Йогинь), которые находятся внутри самой Шриянтры. Первая (Пурва) амная связана с бхупуром и еще двумя последующими чакрами, вторая - южная - связана с еще тремя чакрами, представленными комбинациями треугольников, и Пашчимамная (западная) представлена центральными тремя чакрами Шриянтры, известными как Нава-йони чакра - янтрой, которая олицетворяет Баласундари. Центр Шриянтры самый мистический, он также связан с Богиней Кубджикой, она отождествляется с Гуру Шривидьи, которые представлены центральным треугольником, образующим Девять Натхов Гуру. Когда мы в начале пуджи почитаем Гуру, мы повторяем кубджиковскую мантру, состоящую из восьми слогов: хасакшамалавараюм и сахакшамалавараюм (символизирующие процесс раскрытия творения из восьми элементов и поглощения их обратно в непроявленное). Эти мантры связаны с восемью Матриками и Винаяками. Символика Ганапати и Гуру имеет тесную связь, так как Гуру также устраняет препятствия, он пробуждает разум ученика, с почитания Гуру (как и Ганапати) начинается любая садхана. В пурвамнае Шривидьи, на самом деле, можно встретить много взаимосвязей разных Деват, так, например, Уччишта-ганапати и Уччишта-матанги, которая является сердцем Богини Трипурасудари, также при выполнении ньясы, посвященной 50 Винаякам, вы заканчиваете ньясу на сердечном центре и центре Шриянтры. Кстати, связь Винаяк и Матрик имеет место быть не только в связи с Аштаматриками, но также и с 50 Матриками и Винаяками, которые почитаются уже не в бхупуре Шриянтры, а начиная с шестнадцати-лепестковой чакры (сарвашапарипурака) и заканчивая центром Шриянтры (сарванандамайя-чакра). В этих чакрах Шриянтры почитаются 50 Винаяк, а также в собственном теле, посредством специальной ньясы.
« Последнее редактирование: Апрель 04, 2010, 20:33:43 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1069
    • Традиция Натхов
Re: Винаяка
« Ответ #14 : Апрель 04, 2010, 13:56:03 »

Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

Благодарю Вас за наставления! Ваши ответы, как всегда, глубоки и непревзойденны! Очень интересно!

Пожалуйста, расскажите подробно про этот важный момент:
Уччишта-матанги, которая является сердцем Богини Трипурасудари...

Полагаю, что это важный вопрос, который редко широко освещаетя.

Большое спасибо.

С уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Апрель 04, 2010, 13:58:34 от Виктор »
Записан