Ваджраяне есть различные формы Mахакалы, где он топчится на слоноголовых Винаяках.
Есть также Вигнанатака ("победитель омрачителей"), один из 10 кродха-раджа:
http://surajamrita.com/images/bari/Bari_48.jpg
Винаяка, или по-другому - Вигхнешвара, где "вигхна" означает "причинять препятствия, вред". Если вы посмотрите мантры Калабхайравы у натхов, например: "оМ хрИМ махАкАла бхайрава сарва вИгхна нАшАйя пхат свАхА" (этих вариантов много, отличия только в приставленных биджах), так вот, "вИгхна нАшАйя" означает "устранение препятствий", таким рассматривается Калабхайрава. Т.е. существуют, очевидно, определенные смысловые параллели, тем более, если вы посмотрите на сущностный символизм Винаяк и связанных с ними тантрических Богинь Матрик. В Шривидье есть восемь известных Матрик, которые ассоциируются с такими качествами как кама, кродха, лобха, моха и т.д., т.е. похоть, агрессия, жадность, одурманенность иллюзией и т.д. Восемь Матрик как помогают избавляться от этих качеств, так и сами являются олицетворениями этих качеств, поэтому их в Индии также считают "злобными йогинями", способными причинять обычным людям вред. Они связаны с окаймлением Шриянтры, и также с восемью формами Винаяк, каждая из этих Йогинь также связана с той или иной формой Бхайравы. Как и Бхайравы, они охраняют пространство городов, они (Матрики) также охраняют "тайные тантрические науки" от недостойных, наказывают "адептов", разглашающих тайны "дикши" недостойным помраченным людям. В общем-то, Винаяки, Матрики, Бхайравы не случайно связаны друг с другом, а также с "бхупуром" (основанием Шриянтры), потому что с него (с них) начинается путь посвященного адепта, несмотря на то, что основание Шриянтры является, с определенной точки зрения, началом. Матрики, Винаяки и др., обладающие качествами камы, кродхи и т.д., в каком-то смысле наиболее трансцендентны. Они сочетают в себе самое негативное, что есть в человеческих существах, с тем, что это негативное устраняет, поэтому сущность этих Винаяк и Йогинь, на самом деле, трансцендентна - они олицетворяют собой полноту всех качеств: как негативных, так и позитивных. Также, несмотря на это, они связаны с основанием Шриянтры, каждая Матрика, Богиня мистических сил (сиддхи), мистического жеста (мудра) - все они распределяются по каждой чакре Шриянтры, коих всего девять. Вся Шриянтра делится на "амнаи" с их многочисленными Божествами, помимо тех Божеств (Йогинь), которые находятся внутри самой Шриянтры. Первая (Пурва) амная связана с бхупуром и еще двумя последующими чакрами, вторая - южная - связана с еще тремя чакрами, представленными комбинациями треугольников, и Пашчимамная (западная) представлена центральными тремя чакрами Шриянтры, известными как Нава-йони чакра - янтрой, которая олицетворяет Баласундари. Центр Шриянтры самый мистический, он также связан с Богиней Кубджикой, она отождествляется с Гуру Шривидьи, которые представлены центральным треугольником, образующим Девять Натхов Гуру. Когда мы в начале пуджи почитаем Гуру, мы повторяем кубджиковскую мантру, состоящую из восьми слогов: хасакшамалавараюм и сахакшамалавараюм (символизирующие процесс раскрытия творения из восьми элементов и поглощения их обратно в непроявленное). Эти мантры связаны с восемью Матриками и Винаяками. Символика Ганапати и Гуру имеет тесную связь, так как Гуру также устраняет препятствия, он пробуждает разум ученика, с почитания Гуру (как и Ганапати) начинается любая садхана. В пурвамнае Шривидьи, на самом деле, можно встретить много взаимосвязей разных Деват, так, например, Уччишта-ганапати и Уччишта-матанги, которая является сердцем Богини Трипурасудари, также при выполнении ньясы, посвященной 50 Винаякам, вы заканчиваете ньясу на сердечном центре и центре Шриянтры. Кстати, связь Винаяк и Матрик имеет место быть не только в связи с Аштаматриками, но также и с 50 Матриками и Винаяками, которые почитаются уже не в бхупуре Шриянтры, а начиная с шестнадцати-лепестковой чакры (сарвашапарипурака) и заканчивая центром Шриянтры (сарванандамайя-чакра). В этих чакрах Шриянтры почитаются 50 Винаяк, а также в собственном теле, посредством специальной ньясы.