С Трикой основная проблема в том, что сами садханы почитания этой Богини есть в текстах, ее мантра, использование ньяс в виде Матрики и Малини. Что-то своим ученикам передавал Свами Лакшманджу, однако, не сохранились все пуджи и прочие садханы, которые делали брахманы при Абхинава Гупте и других Учителях. Насколько я знаю, парампара также прерывалась, может быть, это и не совсем проблематично, если, допустим, многие практиковали эти садханы в полноценном виде, и что можно было бы реставрировать по текстам и разным паддхати, но в том-то и дело, что далеко не все. Да и почти нет таких Гуру, которые могли бы досконально объяснить все, что содержится в текстах КШ. Хотя сама философская часть очень полезна, и КШ пользуется интересом у многих западных людей, может быть, даже больше, чем у самих индусов, ведь у индусов о садхане не такие представления, как у западного человека. Индийские Гуру, да и многие садхаки в Индии, мыслят так: сначала дикша (она задает верное направление), а потом уже обучение, с общением на все тонкие темы и т.д. Многие Гуру могут вообще без дикши ничего особо глубоко не рассказать, да их об этом там может никто и не спросить, так, в общем поговорят о дхарме и хорошей "духовной погодке", это они любят, там такого рода мероприятий много проводится, но так, чтобы чему-то стоящему учить - это только после передачи дикши. В Индии дикша в Трику - это то, о чем большинство индусов даже и не слышали.
В Шривидье в этом плане получше, она хорошо отстроена, и по ней издано много литературы, объясняющей как и что надо делать. Вы можете многое узнать о садхане, если способны прочесть хинди или санскрит. Многие Гуру, конечно, привносят какие-то свои детали в практику, кто-то на чем-то больше акцентируется, на чем-то меньше.
Что касается Кубджики, какие-то ее формы поклонения можно найти даже у современных авторов разных тантрических паддхати в Индии. Но в Индии это не традиция, а просто какие-то тантрики берут что-то из древних текстов о Кубджике и сами составляют, да и ее упасаны есть также в самой Шривидье. Как традиции ее в Индии уже не существует, и возможно, там она была несколько отличающейся от того, как она сейчас представлена в Непале. Однако в Непале она сохранилась как традиция, ее почитают в неварских кланах. Забавно, что некоторые дикшита даже порой сами до конца не знают, что они делают (есть и такие), они просто повторяют мантры Кубджики, потому что так учил папа и дедушка, могут не знать даже обо всех паддхати, связанных с Кубджикой, которые были написаны давно в Индии. Но, однако, в Непале есть очень образованные Гуру и брахманы. Они знают многое, и причем их каулические садханы такие, что аналогов им вы вряд ли встретите в Индии, у них своя традиция и все строго в соответствии с паддхати, ничего не менялось на протяжении многих столетий. Очевидно такая же текстовая традиция, как и в буддизме, садханы передают прямо вместе с паддхати. Моему Гуру их передал его отец, и мой Гуру был учителем короля в Непале, как и его отец, они проводили ритуалы в Храме Таледжу. Сейчас, правда, короля нет, но традиция сохранилась.
Они почитают также Шриянтру и практикуют Шривидью, но она отличается от того, что видел в Индии - многие садханы делаются в более закрытой форме. Они, например, почитают всех Деват в Шриянтре, при этом Кубджику саму по себе в специальной янтре в виде шатконы, а также высыпают ее янтру из специальных порошков, есть сложные варианты, а есть упрощенные. Для почитания Кубджики они используют Деха-ньясу, которая также отличается от многих форм ньяс, что интересно, у них сохранились практики Малини-ньясы, которые были в Трике, да и вообще, многое из того, что есть в КШ.
Одна их мантр Кубджики, состоящая из бидж, фактически используется в более чем половине шривидьевских ритуалов. Неварцы делают пурашчарану этой мантры, а остальные практики Шривидьи и других садхан они "включают" за счет нее. Это связано с историей и метафизическим смыслом того, как Кубджика проходила сквозь все Шакти-питхи, пробуждая там соответствующие энергии. Поэтому для меня лично эта садхана очень важна как для шривидьевских методов, так и тех, что есть у натхов, это открывает (разархивирует) весьма ценный пласт знаний, которые есть у натхов, но возможно, которые многими натхами сейчас стали невостребованными. Вот чем непальцы мне импонируют, так это своей честностью в духовной теме, это очень их отличает от индусов, больше чистоты и четкости во всем. Но у них другая проблема - они многое скрывают от анадхикари, и найти серьезных Гуру, которые тебя захотят принять в ученики, для иностранца почти нереально. Кстати, в Непале есть и те, кто практикуют стандартные хинду-садханы, но кубджиковские - только у неварцев.