Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Винаяка  (Прочитано 16187 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Винаяка
« Ответ #15 : Апрель 05, 2010, 21:52:32 »

Большое спасибо за экскурс в Шри Видью!

Но я так онял, что пантеон деватов "рассаженный" на различные компаненты
 Шри Янтры разнится  в различных линиях передачи?

Я вот пытаюсь читать книгу:
Douglas Renfrew Brooks "Auspicious wisdom: the texts and traditions of Srividya Sakta tantrism in South India".

Там говорится, что бхупура содерхит 28 иогинь, которые являются божествами омрачения, но также дарующими различные сиддхи.

Количество и состав дэватов разнится в разных линиях? Ну например они в одичной форме или с шактиманом или свитой?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Винаяка
« Ответ #16 : Апрель 06, 2010, 10:46:09 »


Большое спасибо за экскурс в Шри Видью!

Но я так понял, что пантеон деватов "рассаженный" на различные компоненты
 Шри Янтры разнится  в различных линиях передачи?

Скорее, должно быть разное начертание Шриянтры в линиях Самаи и Каулы, а Деваты в основном одни и те же.    

Цитировать
Я вот пытаюсь читать книгу:
Douglas Renfrew Brooks "Auspicious wisdom: the texts and traditions of Srividya Sakta tantrism in South India".

Хорошая книга, там есть интересная информация о разных линиях Шривидьи, Кади и Хади видью. 
 
Цитировать
Там говорится, что бхупура содерхит 28 иогинь, которые являются божествами омрачения, но также дарующими различные сиддхи.

Да, это 8 Матрик, они также известны во многих культах, и предположительно вышли из дравидской традиции Семи Матрик; также Восемь Матрик почитаются в Кубджике, Трике (восемь входят в мантру Парапара-видьи, правда, отличные от привычных). А также десять йогинь, связанных с сиддхами, и десять - с кистевыми мудрами. Однако числом 28 далеко все не ограничивается, восемь Матрик имеют консортов в виде восьми Бхайрав; Бхайравы так же олицетворяют Деват, связанных со сторонами света (дикпала), таких как Индра, Агни, Яма и т.д. Поэтому уже получается больше.   

Цитировать
Количество и состав дэватов разнится в разных линиях?

Насчитывают 43 основных треугольника, но некоторые Учителя также считают центр Шриянтры 44-м треугольником, это зависит от текстов и трактовок. Но так же, например, центральная "аварана" сарванандамайя-чакра скрыто содержит в себе многих Деват, таких как Варахи и Матанги, а также бинду, при расщеплении на мужскую, женскую и смешанную (шукла, ракта и мишрита), при раскрытии Шричакры (сришти-крама) образует треугольник Кама-кала, символизирующий союз Шивы и Шакти, из себя проявляет всю Шричакру и "амнаи" (традиции). В этих "амнаях" в каждой есть свои Гуру Шривидьи и определенные Деваты. Три "амнаи", о которых я уже говорил, соответствуют разным разделам Шриянтры, четвертая охватывает всю Шриянтру, это северная "амная", связанная с Кали-видьей, и соответствующими ей Деватами: Дургой, Гухьякали и др. Есть также в Шривидье пятая и шестая амнаи (урдхва и ануттара), пожалуй, самые мистические, с ними связана Сади-видья, а также реализация единства Шивы-Шакти (самарасья). Обычно для амнай и Деват в Шривидье есть свои виды упасаны (поклонения). Они могут быть целостными в виде стотр, а можно и отдельно почитать каждый аспект.

Еще в Шриянтре каждая йогини в определенном треугольнике может соответствовать совершенно разным Божествам, и помимо известных общих для них качеств олицетворять собой разные формы Деват и Матрик, которые могут призываться в определенные разделы Шриянтры и почитаться в ней. Также это может соответствовать разным частям тела, с помощью использования соответствующих форм ньяс. Например, туда, с помощью 50 Матрик, могут размещаться раши, грахи, накшатры, 36 шайвовских таттв и т.д. В общем, набор приличный получается. Поэтому те 43 йогини с их общими качествами, по качествам весьма условны, при учете того использования разных Деват и проявлений брахманды, что я успел перечислить. Я не беру еще на рассмотрение 10 пран, дхату, 14 нади, разные таттвы, которые составляют "тело-вселенную", что тоже соответствует Шриянтре. Поэтому Шривидья - еще и йогическая система также, близкая к теории "пинда-брахманда вады" у натхов, т.е. воззрению о единстве микро- и макрокосма, и самое главное, чакры и Кундалини-йога в Шривидье имеют большое значение.

Цитировать
Ну например они в едичной форме или с шактиманом или свитой?

Они в форме Ямалы (Йогинь и разных Бхайрав), просто подробно об этом не во всех книгах объясняется, которые освещают Шривидью. На самом деле, это направление много всего содержит, а вообще, в Шривидье так же как и в КШ, многие тексты не сохранились, большая часть садхан - это в основном то, что строится на комментариях разных Гуру к известным текстам. Пожалуй, на данный момент, Шривидья самая развитая из всех тантрических индуистских систем, с хорошо отстроенными садханами и сохранившимися линиями передачи, поэтому, в принципе, в Шривидье можно найти почти все, что содержится или содержалось в других тантрических линиях.
В Индии из Шривидьи многие тантрики что-то берут, кто очень глубоко практикует ее, а кто-то частично что-то берет для своей садханы.
« Последнее редактирование: Апрель 06, 2010, 17:01:37 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Винаяка
« Ответ #17 : Апрель 06, 2010, 22:18:14 »

Большое спасибо за пояснения.

Как на ваш взгляд, какая система лучше упорядочена с точки зрения воззрения на методологию практики и "отточенности" работы с внутренней энергетикой: Кубжика или Шри Видья? Kаковы силные , слабые стороны этих систем по отношению друг к другу и к Кашмиркой Трике?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Винаяка
« Ответ #18 : Апрель 08, 2010, 16:45:45 »

С Трикой основная проблема в том, что сами садханы почитания  этой Богини есть в текстах, ее мантра, использование ньяс в виде Матрики и Малини. Что-то своим ученикам передавал Свами Лакшманджу, однако, не сохранились все пуджи и прочие садханы, которые делали брахманы при Абхинава Гупте и других Учителях. Насколько я знаю, парампара также прерывалась, может быть, это и не совсем проблематично, если, допустим, многие практиковали эти садханы в полноценном виде, и что можно было бы реставрировать по текстам и разным паддхати, но в том-то и дело, что далеко не все. Да и почти нет таких Гуру, которые могли бы досконально объяснить все, что содержится в текстах КШ. Хотя сама философская часть очень полезна, и КШ пользуется интересом у многих западных людей, может быть, даже больше, чем у самих индусов, ведь у индусов о садхане не такие представления, как у западного человека. Индийские Гуру, да и многие садхаки в Индии, мыслят так: сначала дикша (она задает верное направление), а потом уже обучение, с общением на все тонкие темы и т.д. Многие Гуру могут вообще без дикши ничего особо глубоко не рассказать, да их об этом там может никто и не спросить, так, в общем поговорят о дхарме и хорошей "духовной погодке", это они любят, там такого рода мероприятий много проводится, но так, чтобы чему-то стоящему учить - это только после передачи дикши. В Индии дикша в Трику - это то, о чем большинство индусов даже и не слышали. :05:
   В Шривидье в этом плане получше, она хорошо отстроена, и по ней издано много литературы, объясняющей как и что надо делать. Вы можете многое узнать о садхане, если способны прочесть хинди или санскрит. Многие Гуру, конечно, привносят какие-то свои детали в практику, кто-то на чем-то больше акцентируется, на чем-то меньше.
   Что касается Кубджики, какие-то ее формы поклонения можно найти даже у современных авторов разных тантрических паддхати в Индии. Но в Индии это не традиция, а просто какие-то тантрики берут что-то из древних текстов о Кубджике и сами составляют, да и ее упасаны есть также в самой Шривидье. Как традиции ее в Индии уже не существует, и возможно, там она была несколько отличающейся от того, как она сейчас представлена в Непале. Однако в Непале она сохранилась как традиция, ее почитают в неварских кланах. Забавно, что некоторые дикшита даже порой сами до конца не знают, что они делают (есть и такие), они просто повторяют мантры Кубджики, потому что так учил папа и дедушка, могут не знать даже обо всех паддхати, связанных с Кубджикой, которые были написаны давно в Индии. Но, однако, в Непале есть очень  образованные Гуру и брахманы. Они знают многое, и причем их каулические садханы такие, что аналогов им вы вряд ли встретите в Индии, у них своя традиция и все строго в соответствии с паддхати, ничего не менялось на протяжении многих столетий. Очевидно такая же текстовая традиция, как и в буддизме, садханы передают прямо вместе с паддхати. Моему Гуру их передал его отец, и мой Гуру был учителем короля в Непале, как и его отец, они проводили ритуалы в Храме Таледжу. Сейчас, правда, короля нет, но традиция сохранилась. 
Они почитают также Шриянтру и практикуют Шривидью, но она отличается от того, что видел в Индии - многие садханы делаются в более закрытой форме. Они, например, почитают всех Деват в Шриянтре, при этом Кубджику саму по себе в специальной янтре в виде шатконы, а также высыпают ее янтру из специальных порошков, есть сложные варианты, а есть упрощенные. Для почитания Кубджики они используют Деха-ньясу, которая также отличается от многих форм ньяс, что интересно, у них сохранились практики Малини-ньясы, которые были в Трике, да и вообще, многое из того, что есть в КШ. 
Одна их мантр Кубджики, состоящая из бидж, фактически используется в более чем половине шривидьевских ритуалов. Неварцы делают пурашчарану этой мантры, а остальные практики Шривидьи и других садхан они "включают" за счет нее. Это связано с историей и метафизическим смыслом того, как Кубджика проходила сквозь все Шакти-питхи, пробуждая там соответствующие энергии. Поэтому для меня лично эта садхана очень важна как для шривидьевских методов, так и тех, что есть у натхов, это открывает (разархивирует) весьма ценный пласт знаний, которые есть у натхов, но возможно, которые многими натхами сейчас стали невостребованными. Вот чем непальцы мне импонируют, так это своей честностью в духовной теме, это очень их отличает от индусов, больше чистоты и четкости во всем. Но у них другая проблема - они многое скрывают от анадхикари, и найти серьезных Гуру, которые тебя захотят принять в ученики, для иностранца почти нереально. Кстати, в Непале есть и те, кто практикуют стандартные хинду-садханы, но кубджиковские - только у неварцев.
« Последнее редактирование: Апрель 09, 2010, 07:20:01 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

angel

  • *
  • Сообщений: 22
Re:Винаяка
« Ответ #19 : Август 23, 2013, 15:35:34 »

Уважаемый Гуруджи Адеш! Хотелось бы узнать, Винаяка и Ганешини это один и тот же аспект Ганеши? На форуме просто нет информации об этом,  на русскоязычных сайтах тоже нет. Я так понимаю, что Ганешини, это женская форма Ганеши, как и Винаяка. Только мне почему-то кажется, что все же есть отличия. Не могли бы раскрыть этот момент. Случайно нашла изображение Ганешини в просторах инета. Очень.. suns  Спасибо.
Записан

Abhayanath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 92
Re:Винаяка
« Ответ #20 : Август 23, 2013, 15:53:11 »

Гуруджи ко Адеш!

Вот еще про винаяк из ваджраяны:
Согласно японско-буддийским источникам:
Слово винаяка означает «удалитель», «уничтожитель»; это божество, воздвигающее препятствия исполнению ритуалов и обретению просветленности, однако оно может удалить эти препятствия, если его умиротворить. Кэйсицу в «Гёдзохонки» говорит о нем следующее:
Этот великий, благородный небожитель–царь есть свободно превращающееся тело Махешвара; сокровенное учение гласит, что его называют «Благородным Небожителем», поскольку он обладает Шестью Чудесными Проникновениями; «Великим Свободным Небожителем» его называют, так как он полностью овладел мудростью и состраданием. Он — не обычный Винаяка, но Тело Превращения Татхагаты Махавайрочана, а также бодхисаттвы Авалокитешвара, поэтому, говоря о его исходном теле, всегда прибавляют «Благородное».

Другие его санскритские имена: Нандикешвара («Радостный Повелитель»), Ганеша («Предводитель Войск»), Ганапати («Повелитель Войск»). Последние два имени даны потому, что он предводительствует сонмами воинов Махешвара (Ишана). В «Ганкоки» сказано:
Сила, укорененная в добродетели сострадания, придает всем Винаяка радостное сердце (яп. кангисин), так что даже пытки не оказывают на них воздействия.

«Радостным» его еще называют потому, что в эзотерическом буддизме он тесно ассоциируется с восторгами, возникающими при сексуальном единении. Одно из изображений Винаяка, используемых в тайных ритуалах с целью перенаправить его энергию на устранение препятствий, им же воздвигнутых, представляет его в виде обнимающейся пары. В «Канги сосин куёхо» говорится:
Наложница царя–небожителя Великого Самопребывания (Махешвара), богиня Ума (Умахи) родила три тысячи детей. Тысяча и пятьсот находятся слева, и первый среди них — царь Винаяка, каждое действие которого являет зло. Он предводительствует над ста семью тысячами разрядов Винаяка. Тысяча и пятьсот находятся справа, и первый среди них — бог Сэнаяка, приверженец добродетели, каждое действие которого благо. Он предводительствует над ста и семью десятью восьмью тысячами разрядов воителей, поступающих благородно и высоко держащих добродетель. Царь Сэнаяка — Тело Превращения Авалокитешвара. Для того, чтобы подчинить злые практики царя Винаяка он проявляет себя в обликах мужей и жен, предстающих в совершенно одинаковых видах, обнимая друг друга… Ради того, чтобы обильно наградить несчастных живых существ, Татхагата Махавайрочана так проявляет свои Тела Превращения.

Обнимающиеся тела Винаяка описаны в различных текстах, таких как «Канги хисё», «Какудзэнсё» и «Бякухо кусё». В одном из легенд говорится, что Благородный Небожитель был сыном наложницы Махешвара. Его внешность была вульгарной, представления низки, поведение яростное и злобное, из–за чего его и прогнали с небес. Проживая на горе Винаяка, он обратил внимание на прекрасную богиню, появившуюся рядом, и набросился на нее, однако та обратилась ужасным демоном, объявившим, что она — Кундали. Увидев этой отвратительный облик, Винаяка сильно испугался, но Кундали сказала: Теперь ты в моей власти, однако я сжалюсь над тобой и стану твоей наложницей, дабы твое сознание отвратилось от зла и наполнилось прекрасными вещами, и более не строило препятствий и затруднений».

Другая легенда повествует об одном царе, проживавшем на континенте Маракейра, который ел лишь говядину и редис. Когда весь скот в его царстве был съеден, он принялся пожирать плоть мертвецов, а когда и они закончились принялся за живых людей. Верховный министр вместе с группой подданных и солдат убили омерзительного царя, который немедленно обратился злобным демоном Винаяка и исчез в небе. После этого царство поразили голод и эпидемии; тогда министр и подданные стали молиться Сахасрабхаджарья Авалокитешвара, который принял облик женщины Винаяка, и эта манифестация бодхисаттвы соблазнила злого демона. Пребывавший в радости (канги) от сексуального удовлетворения, полученного от наложницы, Винаяка снял проклятие голода и болезней со страны, и люди в ней зажили в мире.
[ материалам сайта Андрея Фесюна] Там раньше больше была статья, переведенная с японского, но сайта того больше нет.
« Последнее редактирование: Август 23, 2013, 15:58:56 от Abhayanath »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Винаяка
« Ответ #21 : Август 23, 2013, 17:52:09 »

Гуруджи ко Адеш!

    Винаяка и Ганеша – это один Ганеша, только в разных проявлениях. Слово विनायक (vināyaka) чаще используется в пуранах и буддийских источниках, другие названия – विघ्नेश (vighneśa) или विघ्नेश्वर (vighneśvara) – означают "Владыка препятствий", т.е. тот, кто их может устранять или создавать (в некоторых случаях при особых ритуалах).
    Скажем так: у каждого Божества есть своя противоположность, например, у Кали – Махакала, у Тары – Акшобхья Шива, у Трипурасундари – Камешвара Шива или же Панчамукха (Пятиликий) Шива и т.д. Но так же для определенных Ямал подходят и разные формы Ганапати, к примеру, для Лалиты – Кшипра Ганапати, Кшипра – означает "быстрый", т.е. он игривый, как Лалита; Вигнешвара подходит для некоторых угра форм, например для Чхиннамасты.   :05:
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

angel

  • *
  • Сообщений: 22
Re:Винаяка
« Ответ #22 : Август 23, 2013, 20:11:24 »

 :05: Интересно однако получается.  А какие союзы возможны угра форм ? (+Шива, + Ганеша)? Означает ли это, что поклоняясь угра формам, нужно поклоняться определенной форме Ганеши, так же как и определенной форме Шивы? Или это уже как принято в сампрадае. Где-то прочитала, что в некоторых сампрадаях, например, с поклонением угра девате, не обязательно одновременное поклонение Шиве.  Я так понимаю, что  разны формы Ганеши для каждой деваты, так же связаны с амнаями?  suns Адеш!
Записан

angel

  • *
  • Сообщений: 22
Re:Винаяка
« Ответ #23 : Август 24, 2013, 10:58:33 »

Pūrvāmnāya

1. tryakṣara śakti gaṇapati
2. caturakṣara śakti gaṇeśa
3. ṣaḍakṣara vakratuṇḍa
4. ṣaḍakṣara vakratuṇḍa gaṇapati
5. ekādaśākṣara śakti gaṇeśa
6. dvādaśākṣara śakti gaṇeśa
7. pañcaviṃśākṣara viri gaṇapati
8. ṣaḍviṃśākṣara viriñci gaṇapati

Dakṣiṇāmnāya

1. ekākṣara bīja gaṇapati
2. tryakṣara śakti gaṇapati
3. caturakṣara śakti gaṇapati
4. caturakṣara heramba
5. saptākṣara subrahmaṇya gaṇapati
6. aṣṭākṣara subrahmaṇya vināyaka
7. daśākṣara kṣipraprasādana gaṇapati
8. aṣṭāviṃśadakṣara lakṣmīgaṇeśa
9. ūnatriṃśadakṣara lakṣmī gaṇapati
10. dvāviṃśākṣara haridrā gaṇapati

Paścimāmnāya

1. ṣaḍakṣara vighnagaṇeśa
2. aṣṭākṣara vināyaka
3. aṣṭākṣara ibhavaktra
4. aṣṭākṣara ekadanta
5. aṣṭākṣara lambodara
6. dvāviṃśākṣara varadākṣa vināyaka

Uttarāmnāya

1. navākṣara ucchiṣṭa gaṇeśa
2. daśākṣara ucchiṣṭa gaṇeśa
3. ekādaśākṣara ucchiṣṭa gaṇeśa
4. dvādaśākṣara ucchiṣṭa gaṇeśa
5. ekonaviṃśatyakṣara ucchiṣṭa gaṇeśa
6. trayoviṃśatyakṣara ucchiṣṭa gaṇeśa
7. saptaviṃśatyakṣara ucchiṣṭa gaṇeśa
8. dvātriṃśadakṣara ucchiṣṭa gaṇeśa
9. saptatriṃśadakṣara ucchiṣṭa gaṇeśa

ūrdhvāmnāya

1. aṣṭāviṃśākṣara Mahāgaṇapati
2. trayastriṃśadakṣara trailokyamohana gaṇapati
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Винаяка
« Ответ #24 : Август 24, 2013, 12:56:28 »

Гуруджи ко Адеш!
Да, я знаю этот ресурс – камакотимандали (нирванасундари). Собственно, это один из примеров того, о чем я в Риге рассказывал, когда одно Божество представлено в каждой из амнай в виде разных своих аспектов или мантр, по этой схеме меня учил мой Гуру, но я не думал, что один из таких экземпляров распространения мантры по амнаям кто-то поместит в сеть. Вообще, найти такую раскладку любого Божества нереально, но я знаю, что такое возможно. У меня есть несколько основных Деват, ну, например, если взять Багаламукхи, то мантра на 36 акшар, одну, четыре восемь – они будут работать для южной, а, например, для западной – на три акшары, шесть, мала мантра и др.
Да, формы Ганеши могут быть связаны с определенными парами тантрических Деват.
 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

angel

  • *
  • Сообщений: 22
Re:Винаяка
« Ответ #25 : Август 24, 2013, 13:25:24 »


Да, формы Ганеши могут быть связаны с определенными парами тантрических Деват.

Скажите, каким образом они связаны, по схожему архетипу? Или как-то по-другому. Для чего применяется данное взаимодействие. suns
Записан

Damarnath

  • *
  • Сообщений: 49
Re:Винаяка
« Ответ #26 : Август 24, 2013, 15:03:06 »

Адеш!
Гуру джи, а что означает такая подробная раскладка для Вигнеши? Кому и какую пользу может  (и может ли) принести садхана этому Девате? 

Спасибо
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Винаяка
« Ответ #27 : Август 24, 2013, 20:01:10 »

Гуру джи, а что означает такая подробная раскладка для Вигнеши? Кому и какую пользу может  (и может ли) принести садхана этому Девате?  

Спасибо

Имя с такой основой используется, например, в тантре в шодха-ньясе, частью которой является Ганешаньяса. Она дает силу, защиту и т.д, разным частям тела, например: विघ्नेश (vighnēśa) – властелин препятствий, помещается в область головы, विघ्नराज (vighnarāja) – царь препятствий, помещается в область рта, далее, विनायक (vināyaka) – устранитель препятствий, помещается в правый глаз, विघ्नहर्ता (vighnahartā) - разрушитель препятствий, помещается в правое ухо, विघ्नकर्त्ता (vighnakarttā) – тот, кто создает препятствия (врагам), помещается в левое ухо и т.д.
Принести это может защиту и успех. 

Цитировать
Скажите, каким образом они связаны, по схожему архетипу? Или как-то по-другому. Для чего применяется данное взаимодействие.

  Очень просто – так и есть, по схожему архетипу, симпатическая связь, ну, это можно сравнить с тем, как, например, у китайцев дети рождаются похожими на их нацию, у индусов – на индусов, у русских – на русских, или как, например, правители окружают себя теми, кто им подходит и способен хорошо участвовать в их деле, соответствовать их интересам. Точно так же и в кулах (семействах) Богов – все, как у людей,  :05:   или у нас, как у них, для тех, кто просекает суть  :05:
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

angel

  • *
  • Сообщений: 22
Re:Винаяка
« Ответ #28 : Август 24, 2013, 20:28:42 »

Огромное спасибо  suns
Записан

Damarnath

  • *
  • Сообщений: 49
Re:Винаяка
« Ответ #29 : Август 24, 2013, 22:48:45 »

Присоединяюсь. Спасибо, Гуру джи.
Записан