Джайя Бхагаван Шива Горакшанатх!
Шри Гуру Адеш!
Немного вмешаюсь в беседу, разумеется мое мнение не является абсолютно истинным, но тем не менее выскажу свои соображения. Важно понять, что такое "асана", на этот вопрос давали ответ многие Гуру и сиддхи, Горакшанатх асаной назвал состояние пребывания в своей истинной форме, практически о том же самом сказал Патанджали, из всех асан основная - это положение сиддха. Когда в Непале Горакшанатх осваивал сиддхасану и сидел на своей асане, к нему подползла змея, что заставило Горакшанатха выйти из дхьяны. На что, Матсьендранатх сказал: "Никогда не меняй своей асаны, несмотря ни на что, твоя асана должна сохраняться на протяжении всего времени твоей садханы. Асана - это слияние тела и духа в одно целое. Только совершенный дух может быть в слиянии с совершенным телом.
Так вот, все асаны, сколько бы их ни было, делятся на три основные группы, на асану Шивы или шавасану, асану Шакти - камаласану или падмасану и асану сиддха. Все остальные асаны только ведут к тому, чтобы достичь асаны сиддха. Асана - это адхара для тела, а тело - адхара для духа, дух не разделен с Шивой, а Шива трансцендентен, когда он в Ямале с Шакти. Сиддха же -тот, кто достиг равновесия между всеми двойственностями, это совершенный Шива, он един как со своей непроявленной трансцендентной Шакти, так и с той ее формой, которая творит все мироздание, с Кундалини-шакти. Сиддха дживан-мукта-тот, кто обрел самарасью, полноту (пурнам) в своей истинной трансцендентной сущности. Тот, кто живет в гармонии со всем миром и рaвномерно целиком осознает его, - тот находится в положении сиддха. Тот, кто осознает как частичные истины и иллюзии, так и полные, кто вне их всех - тот достиг сиддхасаны.
Многие люди считают, что весь мир, который их окружает - это материя, которая отлична от чего-то запредельного, но для истинного Йогивесь мир - это различные состояния духовной энергии. Все, что мы представляем из себя в этом мире, то место где находимся, та еда, которую принимаем, та одежда, которую носим, та асана, на которой сидим, наше тело, все, все, все... - это отражение нашего сознания, это отражение нашего духа. Внешнее зависит от внутреннего и наоборот, поэтому, когда мы занимаемся
йога-садханой, мы должны учитывать оба эти фактора. Не случайно, асана, на которой сидит Гуру или реализованный сиддха, считается священной, также как и четки мала, на которых начитана мантра в процессе садханы, обладают силой, так и асана, на которой вы практикуете, обладает силой. Даже
в некоторых культах есть такое понятие, как "место силы", когда мы приходим в святое место, шакти или сиддха-питх, мы должны подготовить себя, должны очиститься, чтобы от этого места получить силу. Тоже самое, когда вы практикуете асаны, принимая те или иные положения тела, вы должны принимать эти асаны в состоянии сознания, которые формируются, помимо практики асан, другими элементами садханы. Постепенно, мы приходим к такому состоянию тела и сознания, когда мы можем комфортно чувствовать себя в одной асане достаточно долгое время. Та асана, которая способствует осознанию своей истинной сущности - это и есть правильная асана. Но к этому можно прийти тогда, когда ты практикуешь другие асаны, которые дают тебе необходимое состояние для обретения осознания своего центра, своего стержня. В этот момент, сознание и прана становятся однонаправленными, причем, это происходит естественным образом, этот стержень сам раскрывается. Я его называю стержнем не потому что это нечто локализованное в пространственно-временном континиуме, не совсем так, здесь нет такого рода
ограничений. Это состояние поглощает собой все феноменальное, в этом состоянии тело становится подобно алмазу. То, что в текстах называют обожженным сосудом "гхата", одухотворением материи, это как раз то, о чем в текстах и говорится, амрита не поглощается солнцем, амрита делает тело "бессмертным".
Посредством ямы и ниямы, мы контролируем свои действия в мире и учимся правильно действовать в своей садхане, посредством практики асан, мы учимся регулировать работу различных энергий в теле, а также пранаям, бандх и мудр, уровень энергии и сознания переходит на другое состояние, которое раньше было в "спящем" состоянии. В текстах натхов, часто игнорируется яма и нияма, из-за такого описания автора,
когда вы практикуете кайя-садхану, уровень видения и понимания всего того, что связано с ямой и ниямой, переходит в более совершенное состояние, которое вне ограниченных условностей, но это не значит, что она отрицает то, что для других должно пониматься буквально. Аналогично этому, существует подход к практике асан, на каком-то этапе, эту практику конкретно должен корректировать Гуру. Настоящий мастер, для настоящего ученика отстраивает практику асан, не в плане того, чтобы они cоответствовали "Айенгару" (хотя, лично я, Аэнгара очень уважаю как и всех остальных мастеров). Просто понятие правильности в подборе упражнений и их исполнение для каждого разные, если речь идет об ученике в духовной традиции. Тем не менее, даже если их практикует не ученик, то есть некоторые
общие стандартные правила в практике асан, которым можно учить практически всех. Все зависит от того, какую вы ставите цель в йоге. Что касается обучения у различных учителей - это очень не простой вопрос, потому что мало кто на самом деле понимает, что такое ученичество, что такое обучение как таковое, при этом большинство считает, что они учатся в самом широком смысле слова, но это не всегда так, многие думают примерно так: "Я поеду в Индию, заплачу умеренную сумму и меня начнут учить йоге". Так думает большинство, если на вещи смотреть трезво, то это не обучение, это правильнее было бы назвать процессом поиска того, что мне нужно на самом деле. Многие думают так:"А зачем мне доверительные
отношения с Гуру, если я пришел учиться асанам?" В результате получается, что и асанам он учит именно на том уровне, на котором мы и общаемся с Гуру. Просто, поставьте себя на место этих Гуру, не обязательно индийских, любых истинных, вы пришли к ним непонятно зачем и хотите, чтобы он вас учил не как правильно или так "правильно", как это в вашем представлении. Вы приходите к Гуру за мантрами и пранаямой, а он вам говорит: "Нет, начни с карма-йоги". Вы начинаете беспокоиться: "Нет, здесь
что-то не то, я ведь пришел за йогой, дайте мне пожалуйста йогу". В этом-то и вся проблема, что дело не в техниках, сколько не растягивай язык, сколько не дыши с мантрами, они всеравно начнут полноценно давать
результаты только тогда, когда ты готов к этому на разных уровнях, а именно: на мировоззренческом, на психофизическом и т.д., они все взаимосвязаны.
Гуру не отличен от того, чему он учит, например, мой Гуру мне частенько говорил: Я учу своему, я не традиционный, при этом он является самым традиционным, что ни на есть. Просто Гуру учит тому, что является им самим, это не знания, выдернутые из книг или из интернета, поэтому, уча Вас чему-то сокровенному для него, он думает о том, сможете ли вы это правильно во всех отношениях использовать или нет. Это основное отличие Гуру от инструктора, инструктор выдает то, что, отчасти, считает собой , а Гуру дает самое ценное и сокровенное.
С другой же стороны, многие люди могут вполне правильно поступать, не желая принимать в Индии всех подряд за Гуру, потому что много самых обычных бизнесменов. Мне повезло, мои Гуру в Натха-сампрадайе, один 10 лет саньяси, а другой 45, про уровень реализации не хочу даже и говорить, потому что это вне словестных объяснений. Гуру джи дал мне свои кундалы, которые он носил 10 лет, он не инициировал никого более 20 лет, для меня сделал исключение, хотя я может быть и не совсем соответствую тому,
чему мог бы, но стараюсь. Настоящее обучение, любым аспектам садханы, будь-то мудры, асаны или мантры, может быть только под руководством Гуру, который учит тому, что проверено уже тысячами йогинов и то, что давало результаты. Даже то, как ставить свои тапки перед местом, где спишь, может оказаться важным для практики асан, это конечно звучит нелепо, но на самом деле, самая на вид незначительная деталь, которой тебя учит Гуру, может иметь большое значение. Множество раз я в этом убеждался сам, но понял это, к сожалению, не сразу. Гуру, перед практикой пранаямы, мне говорил: "Подумай, например, почему люди, которые ничего не знают о садхане, часто в жизни более удачны, чем шизотерики?" Я думал, и после, когда делал пранаяму, она давала куда более мощный эффект. Простой человек может не понять, как это все может быть связано? Все связано на самом деле и еще как.
Разумеется, все стили хороши, но на самом деле, для истинного учителя стилей быть не может. Стиль нужен только для того, чтобы как-то отметиться в социуме, что ты как минимум существуешь, а еще лучше,
когда существуешь с вовсе непохожим стилем, тогда, это будет привлекать всех. Но дело не в стиле, дело в человеке. Мне часто задают вопрос: "Какая сукшма вьяяма у натхов? Какие бандхи и мудры,
какие пуджи?" "Да какие угодно". Или такой еще вопрос: "А чем вы отличаетесь от Айенгара или Шивананды?" Однажды, когда я в Москве преподавал асаны, у меня один посетитель спросил:"Это случаем не из Трайя йоги?" Сама постановка вопросов не верна, по той причине, что все перечисленные школы и
другие авторские стили опираются на основные источники по йоге, которые были составлены несколько столетий назад натхами. Заметьте, нигде ведь в классических текстах, к примеру, в Хатха-йога прадипике, нет такого описания выполнения той или иной асаны, все смотрится намного скромнее. Суть одна, а вот вариаций бесчисленное множество, не зная сути, можно запутаться. Поэтому, мне сложно людям порой бывает объяснить, что для насвсе эти ярлыки йоги, такой-то или такой-то стили, существенной роли не играют.
Один мой ученик, преподающий йогу не на территории СНГ, услышав мое мнение, сказал: "Да, но я ведь интуитивно так и поступаю, а где натхи?" В том-то и дело, что они везде, а почему собственно натхи должны учить чему-то чрезмерно не естественному и каким-то особым образом замороченному? В том и вся суть, что ее вроде бы и нет, но она более чем существует. Заметьте, все великие мастера разных традиций старались избегать писать какие-то книги, а если они это и делали, то изучая эти книги, не просто дать
характеристику их "стиля" или мировоззрения. Все книги в основном писались их последователями и учениками. Нам до сих пор сложно точно сказать, что практиковал Иисус Христос и практиковал ли вообще, можно "двигать" массу противоречивых версий, но в целом сказать сложно. Любого, кого ни возьми - Горакшанатха, Шанкарачарью, Будду...,-вы найдете бесконечные версии относительно их.
Мы в целом можем воспринять наследие этих Гуру, если изучим все ответвления традиции того или иного Гуру. Потому, порой, смотрятся весьма смешно вопросы в духе:"А не стиль ли это Кали Рей, Шивананды или Лахири Махасаи?"