Неплохая тема, так как она началась (или продолжилась) тут: http://forum.dharmanathi.ru/index.php/topic,1222.45.html
то отвечу с учетом вопроса, заданного от "Катманду".
В этой традиции очень много общего с йогой. Там есть предварительная разминочная часть, которая влияет на каналы, раскрепощает все мышцы, и дальше, посредством танджонного дыхания (дыхания животом) энергия аккумулируется внизу живота. В конце такого дыхания также делается особая разминка, которая влияет на разные системы организма.
Это то, что изучают в самом начале, а дальше идут сеты упражнений, их достаточно много, они открывают каналы тела и обеспечивают свободное прохождение Ки в теле. Это очень важно, потому что до тех пор, пока Ки не может свободно циркулировать, очень непросто в области танджона сконцентрировать ее, причем определенного качества, и, как следствие, поднять вверх по задне-срединному каналу в голову, после чего она должна быть направлена по передне-срединному каналу в сердце. Мастер Ким Кей Йонг долго учился у своего Учителя Чонг Сана. Они говорили, что если Ки не достаточно развита и не устранены блокировки в теле посредством разных положений тела (разминки также) и правильного дыхания, то попытка неестественного подъема Ки вверх приведет к обесточке. А также, в личном общении (оно на протяжении трех лет было довольно часто) мастер Ким говорил, что разного рода медитативные техники, "работа с астралами" и т.п., приведут к запутанности и потере силы, поэтому предварительная работа с телом и дыханием очищает не только тело, но и сознание, которое становится пустотным и чистым, открытыми для разноуровнего восприятия. С чем я, конечно же, согласен, точно так же мыслят и многие натховские садху, и Гуру, которые говорят об опасности неправильного использования тантры и т.п. Но в Кук-сан-до этот подход довольно четко обозначен, и все достаточно последовательно.
В зависимости от освоенных упражнений даются пояса, их пять, и они соответствуют пяти элементам (по китайской системе), на определенном этапе в комплексах упражнений включается задержка дыхания. В Кук Сан До это также четко обозначено, она может включатся в практику комплексов из позиций тогда, когда должны быть очищены каналы и появится достаточное количество Ки в теле. Как говорит мастер Ким: "Предварительное включение задержки (кумбхаки по-нашему
) ведет к неестественности и перенапряжению, и вместо усиления Ки может произойти ее отток".
Это если сказать в самых общих чертах.
Как я сам предполагаю, мастер Чонгсан какие-то принципы взял от своего Учителя, когда обучался в горах, в них много от даосизма, но кое-что один в один, как у натхов. Я знаю, что в Корею приезжали индийские Гуру, с которыми Чонгсан общался, и, возможно, он что-то у них заимствовал для подачи своей системы. Хотя они ее считают исключительно корейской, но это уже отдельная и интересная история, из обсуждения которой получится целая статья. Как бы то ни было, система уникальная и она работает, исходя из того, что я видел в Корее. Я видел, как это отражается на людях, ее практикующих, такого, к сожалению, я не встретил среди тех, кто практикует модерн-йогу, где народ смотрится разбитым, обесточенным и т.д. Натхов садху я не рассматриваю, это не модерн, и они из другого мира, не социального. У них много своих интересных подходов, как на уровне техник, так и мировосприятия, поэтому, несмотря на то, что я натх йоги целиком, все-таки этим опытом, связанным с корейской традицией, могу поделиться, так как вижу много разумного и эффективного.