в общем история современного цигун чем-то схожа с историей современной хатха-йоги, как я понимаю. Китайцы после синхайской революции страдали от комплекса "слабый человек Азии", как их прозвали, потому в стране популяризировалось ушу (гошу, как тогда называли - гоударственное искусство) и традиционные методы оздоровления дабы китайский народ окреп, потом к власти пришли коммунисты и подхватили это дело, цигун стал популярен и известен, при этом все меньше и меньше оставалось реального понимания, о чем все эти движения и что такое ци, И-намерение и другие понятия, которыми пользовались Традиционные системы.
Вероятнее всего, так и есть, уверен, что если мы оба сравним популяризацию йоги и китайских систем, то увидим одни и те же тенденции, а именно: с обретением массовости – утрата сущностных элементов. К сожалению, в конце 80-х и начале 90-х, когда я пробовал заниматься китайскими и японскими БИ, тогда мало кто знал то, что вы сейчас пишете. Будем говорить прямо: народ практиковал мордобой, это обставляли "китайскими декорациями", суть которых была в том, чтобы создать видимость, что это что-то традиционное, мода была на это. Хотя я до сих пор помню наизусть 24-ю форму тайчи, но не поверите, не делал ее уже почти 20 лет. Ну и мои представления о китайских школах остались на том уровне, потому что потом я полностью предпочел йогу. Так вот, в современной массовой йоге сейчас, как мне кажется, восприятие у всех примерно такое же, как и в восточных БИ: простых мужчин интересует боевая эффективность, дающая быстрые результаты, мало кому интересно погружаться в традиционность, так же и в йоге. В йоге большинство интересуют быстрые физические эффекты, а именно гибкость, коррекция веса и т.д. Энергетическая составляющая этих техник в отрыве от традиционного контекста, например, йогического образа жизни и мировоззрения, незаметно задвигается.
Как я понимаю Кришнамачарья и его последователи преследовали подобные же цели в силу засилья западной физкультуры и пренебрежительного отношения к индийским традиционным методам. Отсюда и растут ноги у физкульт хатха-йоги. Хотя конечно могу ошибаться, я все же не очень глубоко изучал этот вопрос.
Да, это именно так, никакой ошибки в вашей подаче нет. Причем я знаю, что эти ошибки могут поддерживать и далеко не безграмотные люди, со своими интересами, конечно же. Если конкретно говорить о Кришнамачарье, вот, например, не так давно Джим Маллисон, санскритолог из Англии, в одной из своих статей про йогу написал, что, дескать, натхи присвоили себе хатха-йогу, хотя, как йога с силовыми асанами, это якобы изначально была прерогатива вайшнавов. Свои доводы он аргументирует тем, что в вайшнавских текстах Vaikhānasa Vimānārcanakalpa (c. 10th century CE) упоминаются такие асаны, как маюрасана, кукутасана и т.д. Также он проводил связи Кришнамачарьи и тантрического вайшнавизма панчаратры. Мне сразу же эти факты показались очень натянутыми, и не так давно мы с ним открыто диспутировали в сети, в конечном счете он признал тот факт, что те тексты, которые он привел ранее, не могут быть весомым аргументом. Во-первых, потому что Панчаратра – это культ полностью ритуалистический, от хатха-йоги и вообще йоги, которая там может быть взята за основу, они очень далеки. Они на экзотерическом уровне почитают Вишну и на эзотерическом почитают Лакшми, делая Шакти-упасану (почитание Богини Лакшми) в секретных обрядах. Более того, есть более ранние тексты, где упоминается маюрасана, уштрасана и другие силовые асаны, например в "Йога-бхашье" (это комментарии Вьясы на "Йога-сутры" Патанджали), а это 5 век нашей эры. Есть еще более ранний текст "Шандилья-упанишада" (йогическая упанишада), там тоже упоминается маюрасана. Может, просто такие, как Маллисон, не всегда внимательны ко многим другим источникам. Однако нужно признать тот факт, что между культом, в который был посвящен Кришмамачарья, и тем, чему он учил западных людей и многих индусов, практически нет никакой связи. Это мало кому выгодно признать, я, может быть, когда-то и сам не хотел бы, но это правда. Аштанга-виньяса – это просто один из современных популярных культов, не древняя традиция, а просто стиль йоги. Когда я это впервые озвучил в России, на меня обрушился шквал злобы, никто не попытался даже немного разобраться в том, есть ли правда в моих словах. Но потом многие признали, что она есть. Я всегда стараюсь говорить только то, что проверял, "копал" и в чем не сомневаюсь.
В общем и целом в Китае обычно говорят о 内功, внутренней работе. В кулачных школах она своя, у традиционных врачей своя и вообще в каждой сфере традиционной культуры есть какой-то свой нэйгун, свое понимание этих процессов - в живописи, музыке, каллиграфии. Также говорят о 养生 яншэн, вскармливании жизни, понятие довольно глубокое и не ограничивается просто оздоровлением и лечением болезней. Ну и над всем этим особняком стоит метод Великого Дао Золотого Эликисра, парное совершенствование природы и судьбы, то есть собственно даосская практика нэйдань.
Тема Нэйдань очень интересна. Сейчас расаяну (внешнюю алхимию) в Индии можно в основном встретить на юге Индии, у натхов она носит больше внутренней смысл, но сам термин "расаяна" они в своих методах фактически не используют. Хотя по сути она есть у них с другой терминологией.
Надеюсь еще написать свои мысли, так как тема эта интересная, просто в эти дни очень много организационной работы, потому отвечаю на посты с запозданием.