У меня такой вопрос возник к тем кто "в курсе" дальневосточных традиций.
Часто приходится читать(ибо среди знакомых у меня есть тока цигуниста, а тех кто декларирует практики алхимии и т.д. нет) что в даосской алхимии хранят тс утерянный(или неизвестный) почти всем иным традициям секрет прежденебесной ци и так же к примеру господин Артемьев утверждает(насколько я его понял) что и подготовительная и основная практика имеет в своей основе работу с мин, причем что он неоднократно подчеркивал на своем форуме "минуя сознание" что имеется ввиду под этим выражением, -отсутствие участия воображения(визуализаций и пр) и осознаного управления дыханием там и т.д. или что то еще я так и не понял. Так же, опять же насколько я понял, постулируется первостепенность работы с мин и невозможность(?) работая только с син добится схожих результатов.Говорится так же что всякими там чаньскими медитациями и прочим запустить эти механизмы так же невозможно
Вот, что говорил о вопросе первичности СИН или МИН Чжан Саньфэн
"Нынешние изучающие не понимают великого дела
плавки себя, как попало осуществляют работу в короткий срок, рассчитывая достичь лекарства и образовать эликсир. Не только не имеют пользы, но кроме того, ум-лошадь и сердце-обезьяна сумасбродно движутся и опрометчиво действуют, поднимая посленебесный огонь, который неизбежно губит эликсир и сжигает тело! Не только не могут лечить болезни и продлевать года, но и напротив, усиливают болезни и укорачивают Мин!"
Выскажу свое ИМХО по поводу мнения о том, что Мин первичен. В ряде даосских школ существует комплексный подход, перед собственно нэйдань в полном смысле слова, те методом Великого Дао, практикуются методы яншэн, которые работают с цзин и ци. Зачем? Потому что люди нынче в дурном состоянии, тела разбиты, голова дурная, невозможно практиковать глубокое учение, его не получится ни понять, ни осуществить, сначала естественным образом следует привести организм в норму. Но нэйдань, как именно нэйдань, те то, о чем писалось в текстах, состоит не в этом.
Касаемо утраченности метода МИН, я не могу согласиться, подобные вещи есть и в Тибете, есть в индийской йоге, наверняка, есть и в иных традициях. другой вопрос, что лично я не встречал такого же глубокого понимания и описывается это подчас совсем иначе, от того и не имея опыта в практике (хоть какой-то) люди читают и не видят сходств, цепляются за слова, за 3 соснами не видя леса.
Касаемо "минуя сознание" в целом Вы поняли правильно.
Второй предпосылкой моего вопроса являются чисто личные мои мысли и наблюдения, не факт что верные в моей интерпретации, всвязи с общением с православными, иными христианскими(в основном протестантскими) реже тхеравадинскими и мусульманскими людьми в среде которых т.н. "энергетические практики" либо не практикуются вообще либо являются опциональными и малораспространенными и наличие в среди этих людей редких подвижников и даже простых но искренних практиков у которых видимо(далее чисто моя интерпретация) некие "энергетические" процессы запускались сами собой.
Здесь ,если позволите, не соглашусь с Вашим мнением. Я вообще пришел к выводу, что в традиционных системах не существует никаких "энергетических практик", эту хрень придумал западный человек, когда рождал чудовище разума под названием нью-эйдж. В частности даосизм говорит о СинМин ШуанСю - парном совершенствовании Син и Мин. Оно парное не потому что с утра мы медитируем и совершенствуем СИН, а вечером делаем "энергетичесукие практики" и совершенствуем МИН, а потому что Син и Мин и их совершенствование нераздельно в принципе, человек - целостная система, его нельзя разобрать на детали и применять к нему разные приемчики и "техники", это не даст никакого серьезного результата.
Из этих двух предпосылок у меня собственно и родился вопрос: с точки зрения китайских алхимических традиций возможно ли что у какого нибудь недаосского подвижника занятого в основном очищением син(в конце концов там должна быть обратная связь с мин), взращиванием добродетели, молитвенно-медитативными практиками и т.д. спонтанно может запустится прежденебесный механизм или нет? И второй вопрос, смежный, ясно что даосизм это внетеистическая религия но допускают ли знатоки китайских традиций возможность запуска этих механизмов с помощью милости, благодати, ануграхи и т.д. если уж не Бога или Дэвата то хотя бы Учителя к примеру?
пробудить механизм можно, вопрос в том, что согласно нэйдань надо четко понимать, что с ним делать. Если делать на авось, то можно навредить, можно добиться каких-то ограниченных результатов, но полной реализации не будет, отсюда в даоцзя всегда ценили Истинную Передачу и искали ее.
Касаемо того, что даосизм - внетеистическая религия, это неверно. Даосизм это вообще не религия, в нем есть огромное количество школ, которые практикуют абсолютно разные практики, в том числе есть и школы, которые практикуют почитание шэньсяней - духовных бессмертных. И это не просто экзотерический культ, такие подвижники подчас достигают очень серьезных сиддхи, там есть свои методы внутренней работы, по сути это что-то типа даосского тантризма. Сейчас насколько я знаю, в даологии есть мнение о взаимовлияниях китайского даосизма южной школы, которые как раз и занимаются такого рода практиками и индусской и буддийской тантры, при чем не только со стороны Индии на Китай, но и обратное. По крайней мере на китайском я встречал такие исследования и статьи, пытался, помнится, что-то переводить, да завяз на буддийской тантрической терминологии в переводе на китайский, для меня это пока темный лес, может, вернусь в будущем.
И вот в таких школах благодать, авеша и тп присутствуют в полном объеме.
Но если говорить о нэйдань, то это путь искючительно полагания на свои силы. С ростом в практике конечно постигается единство микро и макрокосма, так как помимо юань ци и нет ничего в этом мире, но это не трактуется как некая милость сверху и это не начальный этап.