Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Аштанга-виньяса?  (Прочитано 31494 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 570
Аштанга-виньяса?
« : Апрель 16, 2010, 18:18:19 »

Адеш, Гуруджи, всем натхам (Гурубхаям) и не-натхам пранам!
Вопрос, собственно, касающийся системы П. Джойса. Ясное дело, что ее традиция покрыта мраком, история с "йога-карунтой", динамическими последовательностями и прочее. Может быть, П.Джойс и явно не традиционен, ясно, что истоки классической традиционной хатха-йоги нужно искать у натхов, но все же этот Учитель попытался что-то разработать и проявил смекалку в составлении своей системы, которая обрела популярность на западе. Поэтому, может, оставим нетрадиционность и обсудим технологию, ее плюсы и минусы.
Я уверен ( думаю, как и многие), что дыма без огня не бывает, откуда-то же П.Джойс черпал свои идеи для разработки своего "продукта", может эти идеи частично взяты из Индии, а частично из европейских гимнастик или тому, что им соответствует? Хотелось бы рассмотреть внутреннюю и внешнюю работу в практиках АВ. Как вам мое предложение?  
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2010, 18:25:51 от Виранатха »
Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 640
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Аштанга-виньяса?
« Ответ #1 : Апрель 16, 2010, 19:35:50 »

Щри Натха джи Гуру джи ко Адеш!

Кажется Джойс ученик Кришнамачарьи. От него него и черпал.
Прошу простить мне такой дилетантский подход, но что такое "виньяса" - это переход из одной асаны в другую, сделай этот переход гразиозно красивым и симметричным и вот тебе уже "авторский сет". А дальше на сет можно "одеть" все, что душе угодно.
Разве не так?
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 618
    • Ищущeму
Re: Аштанга-виньяса?
« Ответ #2 : Апрель 16, 2010, 20:06:21 »

Идеи Кришнамачарьи не новы. Так называемый "динамический" вариант практики асан рапостранён в Гималайском регионе. У тибетце они называются "трук кхор". Все системы данных практик, что я видел, - динамические. И даже более того, активно используют различного рода бандхи во ремя выполнения "упражений". А некоторые их делают даже на кумхаке с бандхами. Идея об очистке тела посредством "жара", я думаю, оттуда же... Статические формы практики асан, кроме падмасаны, не приижились в том регионе. Видать уж шибко холодно там, не до расслаблений в асанах...
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2010, 20:13:50 от Surajnath »
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1239
Re: Аштанга-виньяса?
« Ответ #3 : Апрель 16, 2010, 20:46:04 »

Адеш!
Интересная тема.

Идея об очистке тела посредством "жара", я думаю, оттуда же... Статические формы практики асан, кроме падмасаны, не приижились в том регионе. Видать уж шибко холодно там, не до расслаблений в асанах...

Я думаю, что тепло вызвано многими процессами. Во-первых, раскрепощение мышц вызывает и раскрытость спокойствие ума, а значит устраняется его "загруженность", и следовательно, это вызывает как психическое, так и телесное расслабление, как следствие, улучшение циркуляции праны в каналах и кровообращения в теле. При хорошей циркуляции вырабатывается тепло в теле. Соответственно, очищение от "блоков на физике" и блоков в энергии и сознании взаимозависимы. Гуруджи на семинарах об этом не раз расказывал, например, о связи тела, праны и ума, от чего зависит здоровье человека, даже согласно концепции аюрведы.
Еще интересна в этом в плане работа дыхания в виньясах, вход в асану на вдохе, потом работа с дыханием в самой асане и т.д. В принципе все не ново, просто Джойс этот принцип завернул в определенные последовательности, которые назвал виньясами, и это его его личный стиль.
А так есть янтра-йога и много подобных аналогов в буддизме. Но я, к сожалению, пока не встречал в России людей даже среди тех, кто учились и у Джойса и у других учителей его системы, кто бы мог виньясу хорошо связать со всеми элементами хатха-йоги, которая в себе много всего содержит. Т.е. есть технари, но мало действительно реализованных мастеров, у которых нет разрыва между садханой и физикой. Очевидно, для этого надо йогой жить на все сто, глубоко копая эту тему так, чтобы ее изучение, опыт в ней не был принесен в жертву "деньго-рубилову", построению "лично-властных эгрегоров", "загребалову все и всех под себя", а этим, к сожалению, страдают многие, т.е. "преподаватели". Йога дает энергию, а с ней и способности влиять, и когда такое с человеком происходит, то вот тут и начинаются серьезные препятствия на его пути, многие из которых часто замечаешь тогда когда уже бывает поздно замечать  :011:. Отсюда, на мой взгляд, практика, мировозрение, этика, очень важны, а так правильные примеру и ориентиры на уровне личностей, которые несут эту традицию.
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 209
Re: Аштанга-виньяса?
« Ответ #4 : Апрель 16, 2010, 20:51:00 »

Хотелось бы рассмотреть внутреннюю и внешнюю работу в практиках АВ. Как вам мое предложение?  

Да Кришнамачария творец и П. Джойс просто сохранил переданное.
Дело в том что система Кришнамачарии разделилась на четыре линии, а именно:
Джойс представляет аштанга виньясу йогу - наиболее мощный вид хатхайоги.
Айенгар специализируется на детальности и многообразии асан, а сурьянамаскар (собственно основа виньясы) в его главном труде Йога-Дипика представлен незаметно в самом конце.
Десикачар (сын Кришнамачарии) начал заниматься йогой в зрелом возросте, поэтому его "Вини-йога" очень щадящая, мягкая.
Индра Деви (жена Кришнамачарии - бывшая голливудская звезда, русская по происхождению, удивила когда то нашего телеведущего Владимира Молчанова своими гипнотическими способностями) - стиль Саи-Йога, практически неизвестный но в принципе обычная хатха где много визуализаций.

Откуда свой стиль взял Кришнамачария??? Тайна майсорского дворца))) Вроде есть какая-то легенда про какого-то учителя с севера.
Фишка то в чём? Серия асан чередуется с намаскаром. И всё это под мощное дыхание уджаи так чтоб жар в теле до седьмого пота. А намаскар очень напоминает простирания! Или наоборот.
Только зачем всё это нужно? Декларируется что первая серия Аштанга-Виньясы-Йоги  это йога-чикитца. Просто йога для здоровья которая чистит нади  и даёт крепость, силу, лёгкость и собственно здоровье. Все высшие уровни сложенее но цели теже)))
Не смотря на то что в последовательностях асан испоьзуется концентрация (дришти), пранаяма и бандхи, выжать из этой системы больше чем здороье и чистоту нельзя.
Кстати сегодня можно наглядно убедится чего достигли люди, сидящие на этих последовательностях много лет - как были обывателями так и остались. Все эти крутые йоги на Украине и во всяких "центрах" в Москве. Там просто бизнес и грызня с конкурентами.
Для изменения сознания нужно работать с сознанием).
Резюме : все эти сложные навороченные последовательности нужны только тем кто их продаёт и покупает. Есть люди которые делают на хатхе бизнес и есть те кто с помощью хатхи желает раздуть и без того немалое самомнение.

Впрочем, тут мне вспомнилась притча.
Один юноша пришёл к учителю йоги и заявил о желании познать истину. Учитель просто предложил ему сеть поудобнее и спрашивать себя "кто я"? Юноша слышал, что познать истину непросто, поэтому он усомнился в такой простоте и в Учителе, и пошёл искать другого. Другой учитель заставил его убирать коровник. Юноша решил, что это ближе к теме - так как путь к истине не прост. Но проработав в коровнике 5 лет, спросил второго учителя: когда же он сможет узнать о просветлении? Второй учитель ответил - теперь садись и спрашивай себя "кто я"?.  Ученик удивился и сообшил, что тоже самое он услышал пять лет назад у первого учителя ,на что второй ответил - "ну да, Он был прав".

Так вот, кому то достаточно немного шаткарм, несколько серий намаскара и он часами готов к высшим практикам, а комуто всё ещё нужна йогическая тусовка, джигитовка в асанах и поменьше философий.
)

Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 570
Re: Аштанга-виньяса?
« Ответ #5 : Апрель 16, 2010, 20:54:23 »

Так называемый "динамический" вариант практики асан рапостранён в Гималайском регионе. У тибетце они называются "трук кхор". Все системы данных практик, что я видел, - динамические. И даже более того, активно используют различного рода бандхи во ремя выполнения "упражений". А некоторые их делают даже на кумхаке с бандхами. Идея об очистке тела посредством "жара", я думаю, оттуда же..
.

Интересно, я сам никогда янтра-йогу не практиковал, но видел на видео как монахи стоят перед Гуру, читают молитву и потом прямо так резко переходят к упражнениям. Интересно, а что из себя представляет эта молитва в янтра-йоге, и какую она играет роль для практики упражнений?

Цитировать
Статические формы практики асан, кроме падмасаны, не приижились в том регионе. Видать уж шибко холодно там, не до расслаблений в асанах...

Да, но в тумо вроде бы умудряются согреваться и, кажется, без гимнастических действий.  
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2010, 20:56:22 от Виранатха »
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 570
Re: Аштанга-виньяса?
« Ответ #6 : Апрель 16, 2010, 21:02:40 »

Индра Деви (жена Кришнамачарии - бывшая голливудская звезда, русская по происхождению, удивила когда то нашего телеведущего Владимира Молчанова своими гипнотическими способностями) - стиль Саи-Йога, практически неизвестный но в принципе обычная хатха где много визуализаций.

А откуда такое название, Саи-йога? По поводу визуализаций это интересно. Я думаю, вообще внутренние визуализации в буддизме все таки больше развились, чем в индийских практиках, так буддийская йога весьма тантрична, может это, как я предполагаю, взаимовлияние керима и дзогрима (по этой части, думаю, больше Сураджнатх разбирается). В индийской йоге визуализации есть, но не такие сложные, как в ваджраяне, пока не знаю, с чем это связано.
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2010, 21:04:48 от Виранатха »
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 618
    • Ищущeму
Re: Аштанга-виньяса?
« Ответ #7 : Апрель 16, 2010, 21:09:26 »

Так называемая "гимнастика гималайских иогов"  :016: ,- очистка каналов и регулирование панча-ваю.
После чистки каналов, идёт практика кумбхаки (даже у продвинутых иогинов способных в самадхи к посещению миров дэвов0 это инога занимало более десятиления.Затем практика тумо/чандали, затем Ваджра-джапа, для стабилизации пран в центральном канале, развязывание грантx...
Много чего там...
А перед практикой обычно делают рецитацию гуру-иоги, в коротком, сущностом варианте.

А Аштангавиньяса, - это то что случаетя, когда техника с некоторыми принципами выдернута из большей системы и не ьпоставлено" правильное целепологание, воззрение, поведение (морально-этические обеты).

На Западе любят технарский подход, вот и получилась техника без содержания. Больше энергии, - сильнее омрачения, больше накручиватся и соответсвующей крамы, плотнее пелена маи...
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2010, 21:12:51 от Surajnath »
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 209
Re: Аштанга-виньяса?
« Ответ #8 : Апрель 16, 2010, 21:19:19 »

А откуда такое название, Саи-йога? По поводу визуализаций это интересно.

А вот честно, не задумывался. Хатхе я начал учиться у одного йога шестидесятника который много лет в Индии проработал экспертом ООН. Информация от него. И в этом стиле фишка в его сочности. Делая кобру, визуализируй себя коброй, впитываё её силу, грацию и достоинство. Мой учитель всегда говрил - не можешь чего-то сделать - визуализируй что делаешь это. И однажды сделаешь.
В Индра Деви было много патетичности поэтому и стиль такой.
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1239
Re: Аштанга-виньяса?
« Ответ #9 : Апрель 16, 2010, 21:36:11 »

На Западе любят технарский подход, вот и получилась техника без содержания. Больше энергии, - сильнее омрачения, больше накручиватся и соответсвующей крамы, плотнее пелена маи...

Ну да, там взята идея Сурья-намаскар. Правда, если у того же Свами Шивананды, хоть явно и не ведическая Сурья-намаскар, а вставленная в упражнения, по крайней мере, мантры есть,. В виньясе, насколько я знаю, этого нет.

Цитировать
А Аштангавиньяса, - это то что случается, когда техника с некоторыми принципами выдернута из большей системы и не поставлено" правильное целеполагание, воззрение, поведение (морально-этические обеты).

Я на просторах СНГ-овии слышал совсем странные версии, от "любителей тантры", что мол, это все дело от Горакшанатха, а посему Яма и Нияма (садачара) там излишняя, так как йога у него исключительно "шести-ступенчатая", да и вообще, "тантрику можно все" :41:, особенно русскому. Поэтому подстройка Гуру под Запад, плюс, накрутка наших товарищей своей версии к подаче систем такого рода индийских Гуру, получается полностью не индийская йога, и отследить когда и кто там что-то "подделал", все равно что "пылесосить тундру".

Цитировать
Так называемая "гимнастика гималайских иогов"  :016: ,- очистка каналов и регулирование панча-ваю.
После чистки каналов, идёт практика кумбхаки (даже у продвинутых иогинов способных в самадхи к посещению миров дэвов0 это инога занимало более десятиления.Затем практика тумо/чандали, затем Ваджра-джапа, для стабилизации пран в центральном канале, развязывание грантx...
Много чего там...

О это то что я и предполагал с самого начала, сначала тем кому "просто холодно" делают чистки тела, пран и каналов, а когда включается "внутряк", то, очевидно, проблемы тепла и холода такого рода йогов уже не обуславливают, как впрочем и многие другие внешние и внутренние проблемы. Поэтому понятно почему многие Ламы не торопятся передавать так быстро практики на подобии высших уровней Калачакры, Йоги Наропы и т.д., щепетильно подходят к такого рода уровням. Да, трезво смотрят на вещи, не все готовы.

Записан

Yuri

  • *
  • Сообщений: 234
Re: Аштанга-виньяса?
« Ответ #10 : Апрель 16, 2010, 21:42:33 »

Адеш,Григ.Хорошо сказано:,,Для изменения сознания нужно работать с сознанием,,. именно поэтому отдаю предпочтение самостоятельной работе, чем годами ходить в зал ,где люди не меняются ,хотя ходят годами . недавно зашел ,провел два занятия у разных йогатичеров --череда асан средненьких и все свободны. Мой первый тренер по йоге (давно это было) две трети тренировки давал мощные сложноватые асаны с обязательным дыханием уджайи с бадхами (мула,уддияна,джаландхара) ,а треть  тренировки мощные пранаямы С бандхами и потом обязательные соредоточения ,визуализации и медитации,которые он задавал. и даже чтото вроде шактипата было помню ---проходил по рядам сидящих в лотосе и проводил ладонью по позвоночнику от копчика к макушке со словами ,,все внимание сюда,,.Где все это?  лучше я буду сам тренироватся ,как он учил.
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 618
    • Ищущeму
Re: Аштанга-виньяса?
« Ответ #11 : Апрель 16, 2010, 21:55:43 »

Лучше бы этот "тренер" рассказал зачем всё это нужно... и как цели соотносятся со средствами...
каковы критерии правильной практики.
И почему грязь в квартире и мат в каждой фразе являются гораздо лучшими показательями "успехов", чем "крутуе выверты"...

От такое моё мнение.  :10:
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1239
Re: Аштанга-виньяса?
« Ответ #12 : Апрель 16, 2010, 21:56:59 »

Только зачем всё это нужно? Декларируется что первая серия Аштанга-Виньясы-Йоги  это йога-чикитца. Просто йога для здоровья которая чистит нади  и даёт крепость, силу, лёгкость и собственно здоровье. Все высшие уровни сложенее но цели теже)))
Не смотря на то что в последовательностях асан испоьзуется концентрация (дришти), пранаяма и бандхи, выжать из этой системы больше чем здороье и чистоту нельзя.

Согласен. Во-первых, внешняя жизнь и внутренняя йогичекая практика часто находятся в дисбалансе, видимо из-за проблемы с понимание того, что такое традиция. Во-вторых, ведь в классических текстах хатха-йоги говорится, что все в хатха-йоге предназначено для раджа-йоги и наоборот, а тут ситуация такова, что сама система хатхи разбита на три уровня, что собственно, по классике должно быть подготовкой, это разбито на детализации. Идейно философская часть, то, что связанно с сознанием, это конечно отсутствует, по идее, она лежит и в основе той же хатха-йоги, что как бы, подготовительное, но от него, тем не менее, зависит раджа-йога. Отсюда прослеживается раздрай между разными аспектами садханы.

А то что грызня с конкурентами - это уже как само собой, но думаю, ситуация веселей, там грызня и между "своими". На мой взгляд, это еще объясняется и тем, что разлад в самой системе йога-садханы, в ней пробелы, которые мы рассматриваем и, наверное, еще много негласных, которые надо учиться отслеживать.

Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1070
    • Традиция Натхов
Re: Аштанга-виньяса?
« Ответ #13 : Апрель 16, 2010, 22:13:50 »

Адеш!

Интересная тема!

 ...выжать из этой системы больше, чем здороье и чистоту, нельзя.

Что, кстати, тоже немало. (Много на Земле людей чистых, и с хорошим здоровьем?...)

 ...на просторах СНГ-овии слышал совсем странные версии, от "любителей тантры", что мол, это все дело от Горакшанатха, а посему Яма и Нияма (садачара) там излишняя, так как йога у него исключительно "шести-ступенчатая", да и вообще, "тантрику можно все" :41:, особенно русскому.

Эх, и не боится народ без Ямы и Ниямы шею (себе) сломать?!...
Смелые люди!...

С уважением, Виктор.

P.S. А с чистотой, впрочем, все еще интереснее; как с духовной, так, впрочем, и с энергетической.
Ну, вы же понимаете...
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2010, 22:18:39 от Виктор »
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1239
Re: Аштанга-виньяса?
« Ответ #14 : Апрель 16, 2010, 22:17:02 »

Мой первый тренер по йоге (давно это было) две трети тренировки давал мощные сложноватые асаны с обязательным дыханием уджайи с бадхами (мула,уддияна,джаландхара) ,а треть  тренировки мощные пранаямы С бандхами и потом обязательные соредоточения ,визуализации и медитации,которые он задавал.

Бандхи - дело хорошее, но они направляют потоки праны в нужное русло, связывают одну энергию с другой, преобразовывают их в более тонкие состояния. Когда они появляются, нужно также понимать, что с ними делать дальше, потому что (как тут верно было замечено) все может уйти в то, что человека психически разобъет в самом простом быте. Отсюда опять возврат к старому, и энергии как не бывало, бандхами просто нечего преобразовывать. Хотя в техниках АШЙВ есть работа с дыханием, что еще как-то можно связать с выходом в измененные состояния сознания, но их концепция хворает, есть такое дело.
Что касается визуализаций и т.п., вот такие вещи действительно надо как следует объяснять, мне нравится многое из текстов, подобных "Виджняна-бхайрава тантре", "Мантхана-бхайрава" и ряду других.
Записан