Адеш!
Antar Tyohar, комментарии С. Сарасвати на Хатха-йога прадипику конечно хороши, но не стоит забывать, что он писал их для западного человека. Кроме этого, он не принадлежал традиции натхов. То, что в натховских текстах иногда опускается яма-нияма совершенно не говорит о том, что она не важна. Просто в Индии, если ученик приходит к Гуру с намерением учиться, яма и нияма должны выполняться железно:), для Индии это естественно и ни один Гуру не будет нормально учить, если шишья не соблюдает элементарные предписания. Обычно Гуру даже расширяет ту базовую яму-нияму, которая обычно в текстах дается. Все это настолько естественно в той среде, что иногда авторы даже не заостряют внимание на этой теме. Но вместе с этим на хинди есть много книг, где яме-нияме, принципам ахара-вихара уделяется достаточное внимание.
Далее, не совсем корректно говорить о ступенях йоги. Анга переводится как часть, а не как ступень, поэтому яма, нияма, асана и т.д. - это все части йоги. Причем через каждую из них можно достичь высших состояний и сиддх, успех в одной части автоматически способствует успеху в других практиках, дополняет. В идеале хорош подход, когда с самого начала уделяется посильное внимание разным аспектам йоги. Для гармоничного развития яма и нияма должна пронизывать всю Вашу практику и жизнь.