В хатха йоге судя по книгам визуализации не используются по крайней мере в начале практики, а насчет тантры надо уточнять у знатоков.
Вообще, тему визуализаций не мешало бы как-нибудь серьезно обсудить. Я был как-то приглашен в Австралию для участия в обмене межрелигиозным опытом. Там было много интересных людей, и среди них буддист-австрал, который находится в буддизме уже больше сорока лет, монах. Так вот он мне сказал, что больше всего визуализации используются именно в дзогриме (стадия завершения), что, собственно, и ассоциируется больше всего с внутренней йогой. Хотя, конечно, есть и другие, тема обширная, но больше именно в этих садханах. Так вот, в индийской йоге визуализации если и есть, то больше на уровне каналов, чакр и т.д., того, что внутри тела. А вот насчет визуализации себя с Яб Юмом, как это в буддизме (Джняна-мудрА), то мой опыт говорит о том, что у них в этом нет необходимости, они свою тантру на Запад не двигали, поэтому, в общем-то, не было нужды менять реальную женщину "стри" на визуализируемую. И если это пуджи мурти или янтре, то пуджа просто непосредственно физическим образом и делается. Есть еще визуализация, когда можно просто представлять перед собой, как мне Гуру разные говорили, она присутствует в виде текстов дхьяны, это есть в разных джапа-видхи, пуджах, стотрах, сахасранамах и т.п., но это в тантрических пуджах в дхьянах присутствует. А вот визуализация для концентрации ума – это в йоге в каналах и чакрах. У нас Сураджнатх и Канеринатх хорошо разбираются в буддийской теме, может, как-нибудь обсудим это.
Бандхи сами по себе помогают подрегулировать токи пран, а такие мудры так махамурда, махабандха используют все три. Но в разных школах Учителя могут давать разные практики, например, в выполнении той же махамудры или джаландхара-бандхи. Чтобы бандхи были результативны, нужно иметь определенный резерв энергии в теле, которая должна сублимироваться: бандхи вряд ли принесут пользу, если у вас слабое истощенное тело, поэтому нужно вести такой образ жизни, чтобы прана не истощалась. Нужно стараться следовать во всем золотой середине.
Это да. Резерв конечно надо иметь, но вот пишут что их надо делать чуть ли не через пару лет практики пранаямы. Я вот сделал шаткармы, ем только чистую пищу, делаю пранаямы и немного бандхи совсем. Я так понимаю что бандхи в разумном количестве даже в начале работы с пранаямой могут быть полезны, так как как Вы и написали, они помогают выравнивать токи энергии в теле, развязывают грантхи.
Да, вы знаете, я вообще пришел к выводу, но озвучивал его аккуратно, чтобы транснациональную йогу не обижать сильно, что все проблемы в понимании бандх и прочего возникли в связи с тем, что йога обросла многими лишними элементами, которые необходимы были явно не садху. Все эти разогревающие практки, намаскары, пранавьяямы и прочее – садху в Индии не были особо нужны, они и сейчас им до фонаря, как правило. Бандхи, собственно, при хорошо очищенных каналах загоняют праны внутрь в сушумну. Они сплавляют воедино все праны там, что вызывает состояние эйфории, умиротворения и т.д. У этих наиболее аутентичных йогов все просто, они не ведут напряженный образ жизни, потому им много и не надо, чтобы прана при минимальных манипуляциях пошла в сушумну. А вот людям, которые заргружены, испытывают стрессы, работают, претерпевают депрессии, окружены самыми разными сумасшествиями мегаполисов, да и там-то люди в принципе разные, но все равно, это явно не садху-пофигисты, вот они от бандх, даже если их будут делать, вряд ли получат такой же эффект, что и садху индийские. Садху, собственно, вообще могут бандхи и пранаямы не разграничивать, у них и разные анги йоги не особо разграничены, все там предельно просто. Простая жизнь – простое понимание йоги, на прикладном уровне, без массы заморочек. Мы вот можем читать о единстве Раджа-йоги и Хатха-йоги и думать, что это в следующей жизни, а они не понимают, как вообще можно без их сочетания. Они объединяют анги, а мы мало того, что анги поделили, еще и навыдумывали асан под тысячу, как у Дхарма Митры, массу каких-то второстепенных элементов к асанам, в общем, того, что все обычные люди больше всего понимают и предпочитают. Я так полагаю, тут надо исходить из того, кто как для себя йогу понимает. Но это сопряжено и с пониманием вообще образа жизни, с мировоззрением и т.д.
И еще имхо полезно делать их во время воздержания. Так как они перенаправляют ток апаны вверх, и я заметил по себе, что у меня исчезли вообще эротические сны и даже мысли. И уже какое-то время легко воздерживаюсь от секс. активности я бы сказал и на уровне сознания. Еще асаны перевернутые делаю. Вобщем хатха рулит и в таком вот виде.
Я думаю, что если этот весь йогический контент древних текстов понимать, как его понимают йогины в Индии с негламурным образом жизни и мировосприятия, то конечно, их практики вполне могут сублимировать энергию. Потому что они у них работают и с сознанием, и с праной одновременно. Но в западных условиях, с их пониманием йоги, конечно, от бандх какой-то эффект будет, но многим медитация по барабану, ее мало кто понимает и использует, поэтому насколько там какие-то будут сублимации, контроль праны-апаны, это все сомнительно. Йога стала очень расчлененной, замороченной до предела, и один механизм не всегда стыкуется с другим, я имею в виду сознание с энергий, вот это одна из ныне популярных проблем, ИМХО.
У тибетцев по-другому конечно. У них подход изначально более тантрический.
У меня, если честно, все больше складывается впечатление, что была просто тантра, которая обрела окраску буддизма, тибетский буддизм мне лично просто хочется воспринимать больше как тантру, чем как буддизм. Но может, со мной кто-то и не согласится.
Про тибетский буддизм вообще отдельная беседа, он такой техничный, как мне кажется, по двум причинам. Первая, что там фактически из религии было только два варианта – Бон и Буддизм, и тантра не развивалась ("не варилась") в такой разнорелигиозной среде, как в Индии, потому в Индии они свои структуры очень легко рушат. Второе – то, что надо соответствовать требованиям Запада и давать все в нормальном товарном виде, а индусам это дело было всегда пофигу. У индусов очень гибкое мышление, чего они только ни делают со своими текстами и практиками. А вот неварские хинду-тантрики, они по структурности ближе к буддистам, что и понятно, живут на одной территории. В Индии в такой гибкости и многообразии йога натхов, с ее выявлением основного из всего, что им встречалось, просто не могла не возникнуть. Поэтому вроде как и отдельный культ натхи образовали, но насобирали они явно много из всего, что им встретилось, там же не только тантра была, шраманские системы тоже сыграли немалую роль.