Основная дискуссия > Йога натхов

Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.

<< < (18/18)

grig:
Адеш!
Энергетический контекст это вообще вся соль - точка отсчета.  Я начал читать книгу Гаммендхалера потому что нашел положительный отзыв Сидерского, но прикол в том что Сид всегда и практически про всех только хорошее. Ну такова его политика. Такой он человек. Да и как он может критиковать если сам не последний из новаторов)))) Так вот когда-то он очень подробно описал энергетическая картину маха мудры в авторизованном переводе Йогатерапии Шивананды.
Далее соображения такие. Гаммендхалер в части описания уддияны ввел два термина - удара и пурна. Неужели это такая эзотерическая тайная техника о которой больше никто не говорил, а щас можно? Но это округление не похоже на ценный технический ключ. Можно было бы отнестись к этому снисходительно но в книге много странных новинок.
Конечно люди сами виноваты что йогатичеры вынуждены их пичкать бесконечными новыми сетами техниками и эзотерическими байками. Плюс конкуренция на грани торговых войн, вот и получается что маркетинг идет впереди простоты.
Была ли у Брахмачари эта техника? Есть ли что-то вообще еще не описанное?
Есть немало авторитетных авторов которые немало провели времени в Индии и учились у серьезных учителей. Теос Берхарт - в описании кумбхаки дает мула бандху и уддияны - вся передняя часть тела подтягивается вверх внутрь . У Андре Ван Лизбета в книге прана яма даже фотка есть где учитель тыкает ученику в точку чуть ниже пупка чтобы проверить напряжение. В майорском стиле вообще низ живота всегда подтянут.  Далее Наш соотечественник Петр Артемьевич Афанасьев в шестидесятых будучи экспертом ООН в Индии закончил институт йоги Кайвальядхамма много чего там видел у него несколько книг о йоге. Несмотря на то, что уддияна на вдохе элемент сложный и не для новичков ничего никогда о ударе или пурна бандху не говорил, хотя он возможно был одним из первых кто читал книги Брахмачари в шестидесятых. Он давал на них ссылки еще задолго до того как их у нас издали.
Мне кажется новоделом даже часть маха мудры с двумя вытянутыми ногами. стоит одному начать изобретать и вот появятся последователи - и так ногу и эдак .
По большому счёту мне всё равно , просто думал что что то пропустил. Важное.
Сейчас лишний раз убедился - суть всего простота. Классика и настойчивость)



grig:
Поправлюсь  - допустил ошибку в фамилии - Тэос Бернард автор книги по Хатха-йога. Судя по его способности на четырех минутную кумбхакху и агнисару а тысячу с лишним болтыханий-хлопков был весьма интересным подвижником.
Далее - предыдущий пост закончил двусмысленно. Тема мудр мне очень не безразлична. С удовольствием прочитаю другие мнения.

Yogi Matsyendranatha:
Адеш!


--- Цитата: grig от Апрель 22, 2020, 21:06:15 ---Энергетический контекст это вообще вся соль - точка отсчета. 

--- Конец цитаты ---

Да, например, о махамудре (махабандхе тоже) все тексты очень явно говорят, что смена ног – это для лунного и солнечного токов. Вот это как раз там важнее, чем все те виртуозности, что туда Рэйнхард добавил, все-таки это мудра, но не вариации джануширшасаны.


--- Цитировать ---Я начал читать книгу Гаммендхалера потому что нашел положительный отзыв Сидерского, но прикол в том что Сид всегда и практически про всех только хорошее. Ну такова его политика. Такой он человек. Да и как он может критиковать если сам не последний из новаторов))))
--- Конец цитаты ---

Ну да, я ведь тоже таким "грешил" и до сих пор "грешу". И я понимаю, почему он это делает. Неблагодарное это занятие – говорить многое из того, что думаешь, даже, казалось бы, "близким людям" (для "людей" надо порой кавычки ставить отдельно :05:), предают именно они, а не "враги". Поэтому в последнее время я стараюсь сразу некоторых во "враги" заносить, надо создать дистанцию, свои не исчезнут ни при каких обстоятельствах, а с не своими лучше решить сразу, время – это самое ценное, что у нас есть в этом мире. В общем, зачем говорить абсолютно все тем, кто ничем реальным не доказал, что ему надо верить? Но лично я, в последнее время как минимум, стараюсь по максимуму говорить все, что думаю, если чувствую, что это очень необходимо.   


--- Цитировать ---Так вот когда-то он очень подробно описал энергетическая картину маха мудры в авторизованном переводе Йогатерапии Шивананды.
--- Конец цитаты ---

Да, помню, кажется, она еще в 90-х выходила, мне иногда хочется заглянуть в старые книги по прошествии, как это ни странно, уже более двух десятков лет.


--- Цитировать ---Далее соображения такие. Гаммендхалер в части описания уддияны ввел два термина - удара и пурна. Неужели это такая эзотерическая тайная техника о которой больше никто не говорил, а щас можно? Но это округление не похоже на ценный технический ключ. Можно было бы отнестись к этому снисходительно но в книге много странных новинок.
--- Конец цитаты ---

У Брахмачари я такого не видел, если честно, все эти товарищи из Бихарской школы, Рэйнхард и прочие, мне должны сказать огромное спасибо. Потому что это они должны отвечать на такого рода вопросы, а так получается, как ни странно, очень часто я нахожу какой-то реальный смысл там, где совсем не очевидно, что его видят те, кто это все машинально выполняют. Раздувание живота могло бы быть наподобие того, как у Брахмачари в ряде других техник вьяямы. Если у Брахмачари есть удара-шакти-викасака (развитие силы живота), то, вероятно, там может быть принцип вроде капола-шакти-вардхака (возрастание силы в щеках), когда на вдохе надувают щеки и туда идет прилив праны. Другой пример – вакша-стхала-шакти-викасака (активация силы грудного отдела), у Брахмачари там на вдохе идет прогиб, а на выдохе – возврат в нормальное положение. Т.е. вдох с раскрытием, где раскрылся – туда и идет прилив. Потом как раз у Брахамачари идет удара-шакти-викасака (развитие энергии живота), и там да, есть выпячивание живота (умеренное, конечно) на вдохе. Но только это не бандха, а шакти-викасака, бандхой может быть как раз втягивание живота. Если Рэйнхард имел в виду сочетание удьяна-БАНДХИ с Шакти-викасакой и так как это две крайние точки работы живота, потому и назвал это "пурна" (в смысле полноты диапазона движения), тогда отчасти понять можно. Но называть такое "удара-бандхой", когда выпячивается живот на вдохе, с моей точки зрения и вообще, исходя из того, что эти термины означают, некорректно. Я думаю, Рэйнхард сначала просто опробовал те техники, что были в книге Брахмачари, а вот для "удара-бандхи", скорее всего, он сам придумал название, соединив разные техники в одну. С "удара-бандхой", вероятно, то же самое, что у него и с "махамудрой". Но я бы просмотрел и остальные техники, которые он описал в своей книге, скорее всего, там эти две техники, в плане его добавлений, не ограничены. Просто я давно привык ориентироваться на классические тексты, хотя и привык уже к новаторству большинства, потому последние даже уже смотрю крайне редко. Но, в принципе, если кому-то интересно разобрать это – можно сделать, на благо (пока еще) живых существ :016:.   


--- Цитировать ---Конечно люди сами виноваты что йогатичеры вынуждены их пичкать бесконечными новыми сетами техниками и эзотерическими байками. Плюс конкуренция на грани торговых войн, вот и получается что маркетинг идет впереди простоты.
--- Конец цитаты ---

Проблема в том, что новые "приращивания" к изначальным элементам, которые в древних текстах, йога-тичеры умышленно сделали зацементированными. Им же надо давать что-то "прочное", так как они знают, что у людей очень развит хватательный рефлекс. Когда ты что-то, казалось бы, "понятное" схватил, то ты себя ощущаешь царем, не царьком даже: "Заплатив бабки, что я буду держать в своих руках взамен?", "Я же заплатил не за то, чтобы отпустить хватку, как инструмент себя (своего эго)?" А вот что происходит со мной – это уже никому не интересно. В классической же индийской традиции, судя по текстам и по тому, что я наблюдал в среде садху, интересны их изменения в том, что к душе наиболее близко. Чем ближе к душе, к своей природе – тем меньше форм, меньше мути, застреваний и все больше и больше ориентира на что-то одно, а обилия сферы непостоянства там все меньше и меньше. Йога, я бы так сказал – это переход от количества к качеству. Большинство же хочет копошений в сансарической луже, что есть движение не в йогу, а в сторону сансары.

По поводу мудр, бандх, думаю, еще напишу. Тема, конечно, для тех, кого йога интересует как садхана, но чувствую, что надо об этом сказать.

Yogi Matsyendranatha:
Адеш!

Мы знаем, что существуют разные виды мудр в йоге, а также в практиках пуджи. Что между ними общего и чем они отличаются?
Давайте для начала обратимся к грамматическому значению термина. मुद्रा / mudrā – от корня मुद् / mud, который бывает двух классов. Первый класс चुरादिः / curādiḥ трактует मुद् / mud как संसर्ग / saṃsarga «смешивание, объединение», что может по смыслу сходиться со значением термина «йога» или «бандха» (связывание, объединение). Другой класс भ्वादिः / bhvādiḥ, в нем корень मुद् интерпретируется как हर्ष / harṣa «радость». Это может пролить свет на понимание мудр в общем и целом, несмотря на все их различия.

Итак, что можно считать мудрами? Первое – йогические мудры, такие как махамудра, махабандха и др. Второе – кистевые мудры, которые в Индии чаще используют в пуджах. Третье – мудры, как некие состояния сознания, например, кхечари-мудра не как заведение языка за нёбо, а как непрерывное осознавание. Хотя, некоторые из таких мудр могут иметь названия, как и в хатха-йоге, но это может быть мудра, как состояние сознания, допустим, махамудра в буддизме. Четвертое – мудрой называют разные формы Богинь. Пятое – мудрой называют деньги с определенными изображениями, росписи на документах, некие знаки, которые передают какой-то важный смысл. Шестое – мудрами иногда называют определенные атрибуты, например, в Вайшнавской Шри-сампрадае такие атрибуты, как священный шнур (ягнопавита), пепел (бхасма), капала (череп) и др., тоже называют мудра. Или в Натха-сампрадае – серьги, которые отображают архетип Шивы, их тоже иногда называют мудра. Атрибуты Божеств, которые они держат, также иногда называют мудрами. Седьмое – в Кашмирском Шиваизме Абхинавагупта мудры делит на три категории: выполненные телом (деходбхава), о них говорилось выше, мудры как состояния сознания (манобхава), о них тоже шла речь, но он еще говорит, что и «вагхава-мудра» – это также и мантры.

Для дальнейшего пояснения я бы хотел привести еще один пример, но уже из западной традиции. У некоторых греческих философов, например, у Аристотеля, Платона было такое воззрение относительно генезиса, что есть высшее сознание или дух, и есть инертная и безжизненная материя. Так вот, когда высшее сознание соприкасается с этой массой, то возникают формы, отображающие высший замысел Творца. На мой взгляд, это очень неплохо могло бы подойти по смыслу к тому, что означает термин «мудра». Каждая сотворенная форма является проводником и отображением высшего сознания, потому в мире все упорядочено, все со всем взаимодействует и все на своих местах. Это очень хорошо отображает такие понятия, как «рита» в Ведах или позже «дхарма». Когда вы всматриваетесь в суть явлений, вы через это можете прийти к осознанию их реального источника.
Итак, что же общего у всех этих мудр, несмотря на их различия? То, что во всех них есть некая, высоко значимая архетипичность. Даже если мы и делаем, например, такие мудры, как махамудра в хатха-йоге или випарита-карани, это не просто положения тела. Конечно, сейчас большинство практикующих хатха-йогу выполняют эти практики без каких-либо попыток углубиться в их суть. Но если вы посмотрите описание всех техник йоги, то мудры там описаны поэтическим, красочным языком и мало кто понимает, что можно медитировать и над самим описанием этих методов. Так, джану-ширшасана перестает быть просто положением тела, когда для вас одна нога – это солнечный канал, а другая – лунный и т.д.

Вы наверняка знаете, что мы порой можем понимать друг друга без слов, на уровне жестов или взгляда. Почему? Потому что это все проводники смысла и именно элемент «значения», особенно если речь идет о высоком смысле, делает это все мудрами. Так, речь, ставшая логосом, которая пытается донести очень высокий смысл, становится и мантрой, и мудрой. Натх, который носит кундалы (атрибуты Шивы), носит их, осознавая себя как Шиву, и он их никогда не снимает, так как они навсегда, вечны, так же как вечен Шива. Сами кундалы – это знак вашей медитации или чего-то такого, что за пределами сна, бодрствования и вообще любых мирских изменений. Хотя конечно, не все это знают, даже среди тех, кто их получают и носят и, к сожалению, не всем получающим это объясняют. И там, где присутствует что-то высокое, значимое, вы никогда не сможете оставаться равнодушными, и если это на самом деле так, то вы не сможете быть не искренним. Мудра – это то, что затрагивает вас очень глубоко, вы можете впасть в самадхи и само самадхи может тоже быть мудрой. Если это сущностный уровень, то различия там условны. Мудра моментально вас делает и внимательным, и ответственным. Например, вы подписали договор, что будете в определенное время ходить на работу, поставили там подпись. Это вас соединяет с чем-то, потому там есть также и бандхана. Но эта бандха не имеет негативного смысла, ведь другое значение корня и термина в целом, означает нечто, что дарует радость. Если если высокий смысл, радость с ним связанная, то это становится практикой мудры. Кистевые мудры, благодаря которым вы резонируете с божествами, создавая тем самым тонкий и глубокий канал связи, работают по такому же принципу. Это использование сущностного смысла, отображенного в знаке, в данном случае, выполняемом разными конфигурациями рук. Если это мантра, то когда вы вникаете и проникаетесь ее высоким смыслом, то это тоже мудра. Если мудры включают в вас связь с высшим, то эта связь дает совершенства, поэтому считается, что мудры даруют сиддхи.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии