Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.  (Прочитано 27768 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

osv

  • *
  • Сообщений: 11
  • О_О о_О О_о
Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« : Апрель 18, 2010, 22:30:32 »

   Суть вопроса узнать правильно ли я выполняю Бандхи. И Бандхи ли я вообще выполняю=))
   На данный момент у меня получаются только МулаБандха и ДжаландхараБандха. С Уддиянай есть некоторые трудности в понимании, нет законченной картины.
   Свои две используемые Бандхи я обычно выполняю стоя, руки висят по бокам, или же сложены перед грудью в Намастэ, делаю выдох, ближе к концу выдоха начинаю напрягать  ягодицы, мышцы таза и всё что ниже пупка, и так вот замирая в напряжении продолжаю делать непрерывный выдох, выдыхая воздух капельку за капелькой=) Голосовую щель не перекрываю, т.к. считаю это издевательством над собой, послушать вдох который после такого перекрытия следует, так аж страшно становится. Иногда напрягаю и ноги тоже, стараюсь напрягать их до колен, и мышцы идущие вверх от таза к грудине. Затем расслабляю мышцы и начинается плавный вдох облегчения, далее вдох переходит в ДжаландхараБандху с непрекращающимся вдохом, и вдыханием ещё воздуха, атом за атомом=) Бывает, что до кучи напрягаю ещё и мышцы плеч, и напрягаю руки в Намастэ, чтобы взять ещё чуточку Праны=). Затем выдох перерастающий в МулаБандху. Иногда поочерёдно, иногда несколько раз МулаБандху, а потом несколько раз Джаландхару, иногда вместе. После этого делаю Пранаяму, с ацентом на выдох.
   Можно ли практиковать эти две Бандхи в такой последовательности?
   С УддиянаБандхой всё не могу никак разобраться, описания разные, подходы разные, очевидно, что чего-то не хватает. Пока делаю Уддияну отдельно, без других бандх. С втягиванием диафрагмы на постоянном выдохе, (пока плохо получается), и выпячиванием на постоянном вдохе. Нет у меня особо желания практиковать, что-то не зная деталей. Никогда не любил бездумное выполнение, для меня практика творческий процесс=)
   Прошу несущего Свет Гуру, рассеять невежество в этом вопросе.
Записан
Ом Нама Шивая! «Истина одна, но мудрецы говорят о ней по разному» ©Риг-веда. «После вопроса тишина настораживает, а после ответа радует» ©osv

osv

  • *
  • Сообщений: 11
  • О_О о_О О_о
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #1 : Апрель 19, 2010, 12:14:44 »

У меня подозрение что я опять всё усложняю, но по ощущениям диафрагма относится к Джаландхаре, а Уддияна это пупок и запупок=) ну в смысле то, задняя часть пупка=))))
Записан
Ом Нама Шивая! «Истина одна, но мудрецы говорят о ней по разному» ©Риг-веда. «После вопроса тишина настораживает, а после ответа радует» ©osv

grig

  • *
  • Сообщений: 212
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #2 : Апрель 19, 2010, 21:09:42 »

я опять всё усложняю, )

Да настолько что читать сложно.)

Не знаю где Вы нашли разные описания бандх, но если не найдёте на форуме то делайте как написано у Сарасвати в его книге "Асана пранаяма мудра бандха".  Да и в других его книгах всё подробно описано.
Только уддияну лучше стоя в наклоне осваивать, так легче. Или вообщё лёжа, положив ладони на живот и пробуя как он там).

Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 212
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #3 : Апрель 19, 2010, 21:46:07 »

Не знаю где Вы нашли разные описания бандх,

Поправлюсь.
Джаландхара действительно имеет несколько описаний. Лично я плечи не поднимаю.
Ещё. У Сарасвати акцент на выполнении уддияны с обязательной джаландхарой. Но так осваивать уддияну это мучение. Можно делать и уддияну и агнисару крию и наули (стоя в наклоне уперевшись руками в бёдра) без джаландхары но с обязательной набхи-мудрой.
Вреда вы себе не нанесёте, так как мышцы слабые и их сначала подготовить надо.
Да и вообще ужасы пранаямы слишком преувеличены. Пока кумбхака меньше 3 минут бояться нечего)
Записан

osv

  • *
  • Сообщений: 11
  • О_О о_О О_о
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #4 : Апрель 20, 2010, 00:18:07 »

   2grig: Извиняюсь за всякого рода сложности, поверьте я стараюсь изъясняться проще=) но часто прихожу к выводу, что не поняв сути, доступно изъясняться не могу.
К практике подход у меня бережный, раньше торопился и много глупостей наделал, сейчас я в стремлении к осознанности практики.

   Для внесения некой ясности, в моё восприятие опыта, скажу, что я оперирую терминологией трёх Гун. Гуны это основные составляющие Проявленного, тоесть и Тела Тоже. Я имел смелость провести соответствие между связанными с Гунами Грантхами и практическими Бандхами, как источник познания Гун.
   Есть некое разногласие между источниками о том где какая Грандха. Гуру Матсьендранатх говорит, что:
ШиваГрантха - Тамас
БрахмаГрантха - Раджас
ВишнуГрантха - Саттва
Многие сайты утверждают иначе. Есть и другие варианты, а для меня правильный вариант, тот, который Дал Гуру, он идеально подходит моим представлениям.
   Месторасположение у всех тоже разное, у меня оно следующее: ШиваГрантха это всё, что относится к Тамасу, нижняя часть Сушумны, БрахмаГрантха это всё, что относится к Раджасу, средняя часть Сушумны, и ВишнуГрантха как верхняя часть Сушумны с Саттвой.
   Имеется следующее соответствие, которое я имел смелость провести:
ШиваГрантха - МулаБандха
БрахмаГрантха - УддиянаБандха
ВишнуГрантха - ДжаландхараБандха
   Начало МулаБандхи на нижнем кончике Сушумны, Начало Джаландхары на верхнем кончике, если это конечно можно назвать кончиком=))) А Уддияна это всё по середине. Уддияна на мой взгляд не просто диафрагма, а это всё в целом, все потроха. Да и по личным ощущениям, диафрагму я бы отнёс скорее к ДжаландхараБандхе чем к Уддияна. Уддияна по моим представлениям, это что-то рёбро-животное, с серединкой в месте где диафрагма оприкасается с Сушумной. Как самая крупная Грантха, она является образцом двойственности, выше диафрагмы промежуточный Воздух, ниже промежуточная Вода. Оба промежуточных лишь как ключ к пониманию, и не думаю что есть какие-то чёткие границы, от сюда, наверное, все мои неясности.
   Мне кажется если сделать НаулиЛаулики без перекрытия голосовой щели, то получишь освобождение=) Интересно сколько на это уйдёт жизней=)))
   Жду покорнейше, несущее Свет, Слово Гуру=)
Записан
Ом Нама Шивая! «Истина одна, но мудрецы говорят о ней по разному» ©Риг-веда. «После вопроса тишина настораживает, а после ответа радует» ©osv

Yuri

  • *
  • Сообщений: 225
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #5 : Апрель 20, 2010, 17:00:18 »

OSV,немного не понимаю Ваше представление грандх. По мне,это препятствия току енергии в муладхаре ,анахате и аджне соответственно .с этим можно и нужно работать .можно сосредоточением на этих чакрах с пранаямой (бхастрика,кумбхаки и т.д.) а можно помещать в эти чакры мантру: АЙМ КЛИМ СТРИМ ОМ( АЙМ в муладхару,КЛИМ в анахату,СТРИМ в аджну,ОМ в сахасрару) .  многочисленное повторение мантры разбивает грандхи и ток енергии становиться свободнее.
Записан

osv

  • *
  • Сообщений: 11
  • О_О о_О О_о
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #6 : Апрель 20, 2010, 18:04:52 »

   Грантхи как истоки Чакр, Грандхи как комплексный подход. Смотря что понимать под энергией, я к Нагам некоторым до сих пор привыкнуть не могу, всё охото их прижать, когда Воду погоняю, и если глаза закрыты, то действительно как змеи внутри ползают, брр=) Свою практику Мантр приостановил, разобраться смогу пожалуй, что с учителем, при непосредственном обучении, буквы звук не передадут. А одно время вибрировал в сидячих Асанах, потом в этом необходимость отпала, открыл для себя настоящую Пранаяму, сейчас тихонечко иду к бесконечному идеалу=) Разбираюсь с областями снизу от диафрагмы и сверху от неё. Не знаю как у других, а у меня это самые неизученные области=)) Это по моему серединка БрахмаГрантхи. Любимая Асана это ГомукхАсана, освоение которой у меня бесконечный процесс, не предела совершенству=))) Но косяков ещё много и работы дофига, что только радует=))
Записан
Ом Нама Шивая! «Истина одна, но мудрецы говорят о ней по разному» ©Риг-веда. «После вопроса тишина настораживает, а после ответа радует» ©osv

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #7 : Апрель 20, 2010, 19:53:07 »

Шри Гуруджи, Адеш!

   Для внесения некой ясности, в моё восприятие опыта, скажу, что я оперирую терминологией трёх Гун. Гуны это основные составляющие Проявленного, тоесть и Тела Тоже. Я имел смелость провести соответствие между связанными с Гунами Грантхами и практическими Бандхами, как источник познания Гун.
   Есть некое разногласие между источниками о том где какая Грандха. Гуру Матсьендранатх говорит, что:
ШиваГрантха - Тамас
БрахмаГрантха - Раджас
ВишнуГрантха - Саттва
Многие сайты утверждают иначе. Есть и другие варианты, а для меня правильный вариант, тот, который Дал Гуру, он идеально подходит моим представлениям.
   Месторасположение у всех тоже разное, у меня оно следующее: ШиваГрантха это всё, что относится к Тамасу, нижняя часть Сушумны, БрахмаГрантха это всё, что относится к Раджасу, средняя часть Сушумны, и ВишнуГрантха как верхняя часть Сушумны с Саттвой.
   Имеется следующее соответствие, которое я имел смелость провести:
ШиваГрантха - МулаБандха
БрахмаГрантха - УддиянаБандха
ВишнуГрантха - ДжаландхараБандха

Об этом надо много писать, и, на самом деле, я уже много рассказывал, поэтому буду краток и отвечу по сути. Грантхи связаны с силой Пракрити, которая создает формы Деват и проявленный мир, как, например, Мать создает форму ребенка, рождая его. Поэтому Пракрити - это Богиня-мать, она - Адити (Мать Богов). Она имеет много аспектов, но всегда едина, и грантхи неслучайно называются: Брахма, Вишну, Рудра, - они символизируют мужской статический аспект (чаще в негативном контексте) как гуны (веревки), которые повязывают сознание человека, его энергию. Женская энергия больше подвержена трансформации, она рушит все застои, наши личные привязанности, предпочтения, которые мы отождествляем с собой и на которые возлагаем надежды. Недаром есть такая поговорка: "Тупой близкий человек намного опасней врага", т.е. то, что нас тормозит, что мешает быть гибкими, что лишает разных альтернатив, за все это отвечают грантхи на психофизическом уровне. А Кундалини - это динамическая сила, которая заставляет эти скопления энергий развязываться, она убирает все застойные явления, ликвидируя которые, мы начинаем заново жить, "дышать" этой жизнью; она, по сути, нам дает новое полноценное восприятие социума, своей с ним связи. Кундалини не лишает нас наслаждений, она их переносит просто на более высокий уровень. Это и многое другое раскрывает Кундалини. Причем это не противоречит и терапевтическим эффектам йоги, так как меняется уровень всей психофизической системы человека: когда у вас пробуждена Кундалини, это отражается на всем, в том числе и мировоззрении человека. Гуны перестают его обуславливать, причиняя ему страдания. Поэтому Кундалини-йога, можно сказать, приводит человека к высшей цели его существования.
 
Грантхи и бандхи связаны друг с другом: названия бандх произошли от имен известных шакти-питхов, таких как Пурнагири, Джаландхара, Уддияна, Камарупа (связана с уровнем Камы в муладхаре). О теории питхов в сети много информации, правда, она очень непроста для восприятия простого человека, поэтому что-то я могу объяснить более простым способом.

Еще я писал ранее о том, что локализация грантх очень относительна, главное – понять, чем они являются на самом деле, прежде чем их развязывать   :05: , по крайней мере, иметь общие представления о них. Они связаны с тремя токами, которые пронизывают все тело, всегда где-то какая-то одна из этих энергий доминирует, а где-то - другая, и локальность может меняться. Развязать узлы - значит просто-напросто прийти к состоянию равновесия этих трех токов во всем теле, в чем так же могут помочь так называемые бандхи и мудры. Бандхи регулируют в теле токи энергии, они их уравновешивают. А что такое равновесие?  Это когда в вас устраняются колебания праны и колебания читты, потому что читта и прана взаимозависимы: останови колебания праны - и ты остановишь беспорядочную работу сознания. Бандхи ведут к спокойствию сознания, они успокаивают работу индрий (чувств) и не отвлекают ваше восприятие от созерцания Атмана, через который вы получаете доступ к восприятию всего. 

Для практики бандх нужно иметь чистое тело (без сильной зашлакованности), нужно иметь проработанные асанами праны и энергетические каналы, так, чтобы вы могли комфортно в одной асане сидеть и практиковать пранаяму, бандхи, мудры, пратьяхару и дхьяну. Все перечисленные элементы друг с другом связаны (нет хатха-йоги без раджа-йоги). В общем-то, вся йогическая садхана - это целостная система, которую нужно изучать всю, не упуская из внимания все ее аспекты. Нужно также иметь преданность тому пути, которому ты следуешь, и Гуру, которому всецело доверил себя, т.е. важна бхакти. Если вы всему этому будете следовать, то бандхи, мудры и т.д., принесут вам реальные сиддхи (успехи в духовной практике).

Бандхи сами по себе помогают подрегулировать токи пран, а такие мудры так махамурда, махабандха используют все три. Но в разных школах Учителя могут давать разные практики, например, в выполнении той же махамудры или джаландхара-бандхи. Чтобы бандхи были результативны, нужно иметь определенный резерв энергии в теле, которая должна сублимироваться: бандхи вряд ли принесут пользу, если у вас слабое истощенное тело, поэтому нужно вести такой образ жизни, чтобы прана не истощалась. Нужно стараться следовать во всем золотой середине.
« Последнее редактирование: Апрель 21, 2010, 01:23:53 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

osv

  • *
  • Сообщений: 11
  • О_О о_О О_о
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #8 : Апрель 22, 2010, 23:24:33 »

   Благодарю Гуру за более чем исчерпывающий ответ, мой разум мне не принадлежит=)))
   У меня всё как по Ишуа, Небо это Твердь=) Как всё-таки они на нас влияют. ИшаНатх Красавец с историей в 2010 лет=) Я "туплю" в силу барьеров разума, а если быть точнее самоограничений, вбиваемых в мою черепушку с самого детства. Но это скорее к практике Пратьяхары относится. Весь мой Тамас не внизу, как я думал, а вверху, извиняюсь за выражение, какушонок это скорее Дитя Раджаса и Саттвы, чем Тамаса и нечего о нём всякую фигню думать=)
   Ужас просто какой-то у меня всё мои основы неправильны О_о, чему только учит современная Бхога и Рога... Кроме Классики, верить вообще получается ни одному источнику нельзя, можно верить только Гуру, а всех остальных в Ботаничекий Сад, белок кормить (не знаю почему, но белки у меня вызывают только добрые чувства). А первоэлементы на то и первоэлементы, чтобы из них брали начало элементы, а я как дурак живу в элементах. Получается, что барьеры мышления, которые начинают работать в состоянии бодрствования, можно расширить только расширив само представление о бодрствовании. Звучит страшно, но правдиво=)

   Выходит, что Бандхи это инструмент для балансировки Вайю?
Джаландхара Бандха для Праны и Уданы,
Уддияна Бандха для Вьяны,
и Мула Бандха для Саманы и Апаны.
   А Грантхи как реализация Гун, и соответственно с ними работа такая же как с Гунами в Пратьяхаре?
p.s. А книгу "Сиддха-сидханта-паддхати" с автографом можно получить только на семинаре?=)
Записан
Ом Нама Шивая! «Истина одна, но мудрецы говорят о ней по разному» ©Риг-веда. «После вопроса тишина настораживает, а после ответа радует» ©osv

Ra

  • *
  • Сообщений: 24
Re:Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #9 : Октябрь 19, 2013, 17:43:27 »

1. Свами Сатьянанда Сарасвати говорил что Маха Бандха мощнее на выдохе. Гуруджи Матсьендранатх упоминал на видео-Семинаре что Маха Бандху стоит делать только на вдохе с тремя замками, тоесть и с удияна-бандха, когда живот только на половину втягивается (с кумбхака), я тут запутался помогите пожалуйста.
2. Некоторые при Нади-Шодхане делают на "вдохе" все 3 замка, а кто-то делает на "вдохе" только Мула Бандха с Джаландхара без Уддияна, что правильнее и эффективнее?
Записан
|| Om Shaantih Shaantih Shaantih ||

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #10 : Октябрь 19, 2013, 19:25:14 »

1) Мне встречались оба варианта: с задержкой на вдохе, и на выдохе. Просто некоторые Ачарьи считают, что на выдохе удобнее втягивать живот. Антар-кумбхака наполняет праной и удерживает ее, а бахир высвобождает и опустошает (со слов Йоги Виласнатха). Поэтому процесс, связанный с речакой, называют часто шуньякой.

2) На вдохе, конечно, втянуть живот, как на выдохе, не получится, там уддияна, скорее, получается сама по себе: когда вы вытягиваете позвоночник, просто живот немного подтягивается. Я думаю, те, кто знают на опыте, что такое вхождение пран в сушумну, те поймут, что это за вид уддияны. Дело в том, что все эти тексты писали о том, что йоги рассматривали как обычные для них вещи: собрать прану в сушумну для них – нормальная, стандартная практика. Они явно не делали бандхи только для каких-то терапевтических целей, для них всегда энергетические аспекты были на первом месте, а остальное если произойдет – то замечательно, но не наоборот.
 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Ra

  • *
  • Сообщений: 24
Re:Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #11 : Октябрь 19, 2013, 19:34:12 »

Спасибо большое за разъяснение!
Записан
|| Om Shaantih Shaantih Shaantih ||

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re:Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #12 : Октябрь 22, 2013, 18:42:30 »

Позволю себе добавить, что тибетских тантрических практиках используется удияна после вдоха, чтобю ввести праны в центральнаый канал, а также устранить блоки связанные с самана ваю.
Есть также объединение удияна бандхи с мула бандхой и иногда ашвини мудрой после вдоха, - для устранения проблем с апана ваю.
По моему мнению данный вид практик направлен на работы с пранами, а после выдоха, удияна, действительно ещё и масажирует клишечник и говорится, что разжигает "пищеварительный огонь".

Я пытаюсь сказать, что эти бандхи дают немного различный эффект в зависимости от используемой кумбхами и визуализаций, если таковые используются...
Записан

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Re:Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #13 : Октябрь 22, 2013, 19:44:09 »

В хатха йоге судя по книгам визуализации не используются по крайней мере в начале практики, а насчет тантры надо уточнять у знатоков. Вообще в начале вроде как бандхи используются для очищения каналов имхо. И лучше их осваивать в начале на выдохе. Я сейчас этим занимаюсь. Перед пранаямой я делаю стоя уддияну на выдохе, потом агнисара крийю несколько раз сокращаю живот быстро 108 раз за весь подход, а потом делаю наули крийю 5-6 раз. Мышцы пока не очень на животе подвижны, пытаюсь их тренировать. Эффект заметил такой что стал меньше спать, даже если сплю мало то высыпаюсь; пищеварение стало лучше имхо, живот более плоский, - раньше качал пресс и как-то не очень живот уменьшался, а сейчас через неделю наули он как бы подтянулся. Делаю утром и вечером.
И еще перед медитацией немного махабандх на вдохе, но лишь несколько подходов. Также во время нади - шоддхи делаю легкие бандхи. Пока так. 

Цитата: Yogi Matsyendranatha
Бандхи сами по себе помогают подрегулировать токи пран, а такие мудры так махамурда, махабандха используют все три. Но в разных школах Учителя могут давать разные практики, например, в выполнении той же махамудры или джаландхара-бандхи. Чтобы бандхи были результативны, нужно иметь определенный резерв энергии в теле, которая должна сублимироваться: бандхи вряд ли принесут пользу, если у вас слабое истощенное тело, поэтому нужно вести такой образ жизни, чтобы прана не истощалась. Нужно стараться следовать во всем золотой середине.

Это да. Резерв конечно надо иметь, но вот пишут что их надо делать чуть ли не через пару лет практики пранаямы. Я вот сделал шаткармы, ем только чистую пищу, делаю пранаямы и немного бандхи совсем. Я так понимаю что бандхи в разумном количестве даже в начале работы с пранаямой могут быть полезны, так как как Вы и написали, они помогают выравнивать токи энергии в теле, развязывают грантхи. И еще имхо полезно делать их во время воздержания. Так как они перенаправляют ток апаны вверх, и я заметил по себе, что у меня исчезли вообще  эротические сны и даже мысли.  :41:  :126: И уже какое-то время легко воздерживаюсь от секс. активности я бы сказал и на уровне сознания. Еще асаны перевернутые делаю. Вобщем хатха рулит и в таком вот виде.  suns

У тибетцев по-другому конечно. У них подход изначально более тантрический. Поэтому еще зависит от конкретной практики и цели.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #14 : Октябрь 22, 2013, 21:35:04 »

В хатха йоге судя по книгам визуализации не используются по крайней мере в начале практики, а насчет тантры надо уточнять у знатоков.

Вообще, тему визуализаций не мешало бы как-нибудь серьезно обсудить. Я был как-то приглашен в Австралию для участия в обмене межрелигиозным опытом. Там было много интересных людей, и среди них буддист-австрал, который находится в буддизме уже больше сорока лет, монах. Так вот он мне сказал, что больше всего визуализации используются именно в дзогриме (стадия завершения), что, собственно, и ассоциируется больше всего с внутренней йогой. Хотя, конечно, есть и другие, тема обширная, но больше именно в этих садханах. Так вот, в индийской йоге визуализации если и есть, то больше на уровне каналов, чакр и т.д., того, что внутри тела. А вот насчет визуализации себя с Яб Юмом, как это в буддизме (Джняна-мудрА), то мой опыт говорит о том, что у них в этом нет необходимости, они свою тантру на Запад не двигали, поэтому, в общем-то, не было нужды менять реальную женщину "стри" на визуализируемую. И если это пуджи мурти или янтре, то пуджа просто непосредственно физическим образом и делается. Есть еще визуализация, когда можно просто представлять перед собой, как мне Гуру разные говорили, она присутствует в виде текстов дхьяны, это есть в разных джапа-видхи, пуджах, стотрах, сахасранамах и т.п., но это в тантрических пуджах в дхьянах присутствует. А вот визуализация для концентрации ума – это в йоге в каналах и чакрах. У нас Сураджнатх и Канеринатх хорошо разбираются в буддийской теме, может, как-нибудь обсудим это.

Цитировать
Цитата: Yogi Matsyendranatha
Бандхи сами по себе помогают подрегулировать токи пран, а такие мудры так махамурда, махабандха используют все три. Но в разных школах Учителя могут давать разные практики, например, в выполнении той же махамудры или джаландхара-бандхи. Чтобы бандхи были результативны, нужно иметь определенный резерв энергии в теле, которая должна сублимироваться: бандхи вряд ли принесут пользу, если у вас слабое истощенное тело, поэтому нужно вести такой образ жизни, чтобы прана не истощалась. Нужно стараться следовать во всем золотой середине.

Это да. Резерв конечно надо иметь, но вот пишут что их надо делать чуть ли не через пару лет практики пранаямы. Я вот сделал шаткармы, ем только чистую пищу, делаю пранаямы и немного бандхи совсем. Я так понимаю что бандхи в разумном количестве даже в начале работы с пранаямой могут быть полезны, так как как Вы и написали, они помогают выравнивать токи энергии в теле, развязывают грантхи.

Да, вы знаете, я вообще пришел к выводу, но озвучивал его аккуратно, чтобы транснациональную йогу не обижать сильно, что все проблемы в понимании бандх и прочего возникли в связи с тем, что йога обросла многими лишними элементами, которые необходимы были явно не садху. Все эти разогревающие практки, намаскары, пранавьяямы и прочее – садху в Индии не были особо нужны, они и сейчас им до фонаря, как правило. Бандхи, собственно, при хорошо очищенных каналах загоняют праны внутрь в сушумну. Они сплавляют воедино все праны там, что вызывает состояние эйфории, умиротворения и т.д. У этих наиболее аутентичных йогов все просто, они не ведут напряженный образ жизни, потому им много и не надо, чтобы прана при минимальных манипуляциях пошла в сушумну. А вот людям, которые заргружены, испытывают стрессы, работают, претерпевают депрессии, окружены самыми разными сумасшествиями мегаполисов, да и там-то люди в принципе разные, но все равно, это явно не садху-пофигисты, вот они от бандх, даже если их будут делать, вряд ли получат такой же эффект, что и садху индийские. Садху, собственно, вообще могут бандхи и пранаямы не разграничивать, у них и разные анги йоги не особо разграничены, все там предельно просто. Простая жизнь – простое понимание йоги, на прикладном уровне, без массы заморочек. Мы вот можем читать о единстве Раджа-йоги и Хатха-йоги и думать, что это в следующей жизни, а они не понимают, как вообще можно без их сочетания. Они объединяют анги, а мы мало того, что анги поделили, еще и навыдумывали асан под тысячу, как у Дхарма Митры, массу каких-то второстепенных элементов к асанам, в общем, того, что все обычные люди больше всего понимают и предпочитают. Я так полагаю, тут надо исходить из того, кто как для себя йогу понимает. Но это сопряжено и с пониманием вообще образа жизни, с мировоззрением и т.д.

Цитировать
И еще имхо полезно делать их во время воздержания. Так как они перенаправляют ток апаны вверх, и я заметил по себе, что у меня исчезли вообще  эротические сны и даже мысли.  :41:  :126: И уже какое-то время легко воздерживаюсь от секс. активности я бы сказал и на уровне сознания. Еще асаны перевернутые делаю. Вобщем хатха рулит и в таком вот виде.  suns

Я думаю, что если этот весь йогический контент древних текстов понимать, как его понимают йогины в Индии с негламурным образом жизни и мировосприятия, то конечно, их практики вполне могут сублимировать энергию. Потому что они у них работают и с сознанием, и с праной одновременно. Но в западных условиях, с их пониманием йоги, конечно, от бандх какой-то эффект будет, но многим медитация по барабану, ее мало кто понимает и использует, поэтому насколько там какие-то будут сублимации, контроль праны-апаны, это все сомнительно. Йога стала очень расчлененной, замороченной до предела, и один механизм не всегда стыкуется с другим, я имею в виду сознание с энергий, вот это одна из ныне популярных проблем, ИМХО. 

Цитировать
У тибетцев по-другому конечно. У них подход изначально более тантрический.

У меня, если честно, все больше складывается впечатление, что была просто тантра, которая обрела окраску буддизма, тибетский буддизм мне лично просто хочется воспринимать больше как тантру, чем как буддизм. Но может, со мной кто-то и не согласится.
Про тибетский буддизм вообще отдельная беседа, он такой техничный, как мне кажется, по двум причинам. Первая, что там фактически из религии было только два варианта – Бон и Буддизм, и тантра не развивалась ("не варилась") в такой разнорелигиозной среде, как в Индии, потому в Индии они свои структуры очень легко рушат. Второе – то, что надо соответствовать требованиям Запада и давать все в нормальном товарном виде, а индусам это дело было всегда пофигу. У индусов очень гибкое мышление, чего они только ни делают со своими текстами и практиками. А вот неварские хинду-тантрики, они по структурности ближе к буддистам, что и понятно, живут на одной территории. В Индии в такой гибкости и многообразии йога натхов, с ее выявлением основного из всего, что им встречалось, просто не могла не возникнуть. Поэтому вроде как и отдельный культ натхи образовали, но насобирали они явно много из всего, что им встретилось, там же не только тантра была, шраманские системы тоже сыграли немалую роль.    
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.