Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.  (Прочитано 27769 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #75 : Май 17, 2017, 18:08:08 »

Сам я в Кундалини-силы не верю, поэтому только могу систематизировать с точки зрения теории.
Одни говорят так: хатха-йог пробуждает кундалини. и оно дает познание. Раджа-йог пробуждает познание, и оно включает кундалини.
Другие говорят, что у раджа-йогов нет кундалини. Третьи говорят, что у раджа йогов есть верхний поток кундалини, который как проявление кхечари.
Скорее всего это и есть те аспекты кундалини. которые всем "понятны". Смешно сказать кстати, читал не так давно книгу, там чакры линейками меряют. А это между прочем считается почему-то авторитетная автор, француженка Ж.Полсон.

Затем такой вопрос возникает, ялвяется это ли конец развития? Наверно все зависит опять от точки зрения, от определения что есть что.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #76 : Май 20, 2017, 10:22:59 »

Просмотрел немного книгу Полсон, я думаю, она делится своим опытом больше на уровне практик нью-эйджа, скорее вы будете изучать не саму Кундалини, а больше Полсон. :05: Если уж речь зашла о француженках, то там были специалисты поадекватнее, например ныне покойная Лилиан Сильбурн, она написала известную книгу, посвященную теме Кундалини, на основе текстов Кашмирского Шиваизма, Горакшанатха и др., это работа куда более адекватная. Не знаю, издавали ли перевод на русском, но на английском точно книга выпускалась.
То, что я говорю о Кундалини-шакти, безусловно связано и с моим личным опытом, но и не только. Это не только мое личное, есть такие источники, как Кашмирский Шиваизм, Кубджика-тантры, Шривидья, Кали-видья, Тамильская Традиция, также тексты Горакшанатха и его последователей, Ваджраяна и др. Очень хорошо архетип Кундалини описан в текстах, посвященных Богине Кубджика, есть много легенд, с ней связанных, считается, что Богиня сжалась внутрь себя, обретя форму Шива Линги. В тантрической практике вы себя отождествляете с Божеством, а потом Божество сжимается до просто вибрации, которая проникает в центральный канал и чакры. Отсюда и образ "свернутой Богини", которая сжимает свои конечности и проявляется внутри нас в состоянии света, звуковой вибрации, пульсации ("спандана") и т.д. Несмотря на то что сам термин Кундалини сейчас стал абсолютно затасканным самыми разными ориентированными на нью-эйдж направлениями и "йога-организациями", традиционное понятие Кундалини относится в основном к "закрытым практикам", потому традиционные Гуру или очень осторожно эти садханы приоткрывают тем, кто интересуется, или же вовсе предпочитают держать в строжайшем секрете. Богиня Кундалини - "свернутая", "скрученная" или "сжатая", "спрятанная" (гухья), в ее образе отражены такие же элементы практики хатха-йоги, как бандхи, или "замыкания", когда прана закрывается от внешних объектов, йогин входит в состояние пратьяхары (втягивание внимания и праны в себя). Есть масса способов, как направить прану внутрь себя, цель этих методов - раствориться внутри сушумны, в пустоте, став пустотой. Вы перестаете быть замкнутыми на объектность, вы больше не часть феноменальной сферы, вы не часть этой вселенной, а вы та реальность, которая всю вселенную со всеми ее частями пронизывает, вы - Шива. Богиня Кундалини растворяется в Атмане, в Боге Шиве, она становится с ним одним целым, потому мы не можем говорить, что она является чем-то незначительным, потому что она, как говорит Горакшанатх, Ниджа-шакти Бога Шивы, сущностно не отдельна от него.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #77 : Май 31, 2017, 23:01:56 »

скорее вы будете изучать не саму Кундалини, а больше Полсон. :05:
  :010::17:
 А ведь и вправду похоже так и есть, какое глубокое замечание с юмором. Кстати говоря я уже теперь уточнил для интереса, почему-то не нашел этого автора Полсон в википедиях, это по моему опыту может говорить о том что автор вообще "проект".

Цитировать
Лилиан Сильбурн, она написала известную книгу, посвященную теме Кундалини, на основе текстов Кашмирского Шиваизма, Горакшанатха и др
Благодарю. На русский вроже не переводилось


Гуру Матсьендранатх, я бы хотел немного вренуться к теме обсуждения и задать вам личный вопрос. Вопрос хоть и несколько личного характера, но и напрямую касается обсуждаемого.
Прочитав бОльшую часть форума, включая тему с биографией, много раз встречал упоминание о вашей садхане до Индии. Не могли бы вы приоткрыть некоторые моменты, или дать некоторые общие рекомендации, если это не скрывается? Вот к примеру Вы написали такое:
Цитировать
Я днями, например, делал пранаяму и ряд мудр из «Хатха-йога прадипики», видимо Горакшанатх проявил милость и принял мои аскезы. Но при этом я себе весьма сильно подорвал здоровье. Если бы у меня был тогда нормальный Гуру, я, может быть, смог бы тогда достичь и большего, без нежелательных последствий

 Можно ли поинтересоваться, что именно было этими нежелательными последствиями? И о причинах такого.
Потому что как было замечено, наверняка многие пытаются идти этим путем. А другие обычно в ответ повторяют только заученные фразы из книг, что мол информации достаточно. А где её достаточно, это общие фразы ни о чем, которые качуют из книги в книгу. Ну ок, практиковать пранаямы и мудры надо под руководством гуру, потому что опасно и черевато
 :10:
этот стандартный набор предостережений все и пересказывают друг другу, но почему-то никто не сможет объяснить конкретно. Почему-то когда описывают ширшасану, то говорят прямо: нельзя делать если давление или другие проблемы с головой. Хотя это любому дураку понятно, тут-то как раз объяснений не надо.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #78 : Июнь 04, 2017, 12:39:41 »

По поводу моей практики, в Индии я в основном практиковал дхьяну и мантра-йогу, так как до Индии в этой области были упущения в связи с отсутствием хороших специалистов в этой области, тем более в 90-х годах. А до Индии было много хатха-йоги, особенно много я делал пранаяму, а именно нади-шодхану, из мудр - маха-мудру, маха-бандху и маха-ведху. Пранаяму 8 часов каждый день примерно в течение восьми с половиной месяцев, а мудры каждые три часа в течение трех месяцев. Каких-то сильных проблем со здоровьем не было, один раз только немного были боли в горле, я думаю, это из-за того, что я не ослабил движение вдоха и выдоха, когда это напрашивалось. Но позже я последовал тому, как мне подсказывала моя психофизика, и все стало более чем хорошо. Также держать руку в поднятом положении было неудобно, потому что от этого стал возникать спазм мышц в плече. Я тогда не знал, что в Индии есть специальные опоры для этого, но я сам интуитивно догадался, и хотя они были не как в Индии, но я нашел способ. Сейчас я не стал бы, наверное, никому такое рекомендовать, потому что я должен признать, что был если не фанатиком, то фанатом точно, фактически уже тогда я жил, как монах. Работу художника я оставил, тогда она мне приносила небольшой доход, а когда я перешел на интенсивную практику, у меня уже были ученики и я вел йогу. Но с йоги у меня тоже доход был маленький, я не брал какую-то конкретную сумму, кто сколько приносил, то и хорошо, но у меня и потребностей больших не было. Я фактически не выходил из дома, ученики приносили немного еды. Иногда я помогал им энергетически, это получалось само по себе. Примерно так это все в общем и происходило. Какие-то свои духовные опыты, связанные с практикой, я раскрывать не буду, сейчас я знаю, что такое надо скрывать. Найти людей, с кем я могу поделиться, крайне сложно, вернее, если это кому и надо, то только до определенной степени, а она у всех своя.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #79 : Июнь 06, 2017, 01:00:07 »

Здравствуйте!!! Спасибо за ответ. Особенно за подсказку с палкой для руки и про ориентирование на психофизику.
А спрашивал я прежде всего относительно побочных эффектов, вы же там страху нагнали в той цитате  :07:. Другие тоже упоминали, читал еще здесь практиковавшего одного Юрия, он про сердце говорил, это действительно немного ощущается, не знаю обязательное это или больше индивидулаьное, но думаю уддияна все-таки такой эффект создает. но не сразу, при определенных условиях.
 А вопрос существования во время такой практики индивидуален, как быт обустраивать это проблема лично каждого, по 8 часов вряд ли кто-то сможет заниматься. Не знаю насколько это качественно иной уровень, но 4 часа в день теперь думаю вполне реально для всех, если кое чем пожертвовать (правда не получается равномерно в течении всего дня). Прбовал я и весь день когда свободный, как раз по такой схеме, каждый три часа мудры по минут 40, и по два сеанса пранаямы по два часа (в таком же классическом виде, основная тройка мудр с уджайи, плюс добавил перевернутую мудру в конце, и пранаям капалабхати, бхастрика и нади-шодхана). Время надо сказать не ощущается совсем в такой тренировке, тем и притягивает больше всего, что пратьяхара и концентрация наступит даже при самом беспокойном взвинченном уме у любого индивида. Во время нади-шодханы даже начинает работать визуализация (солнца и луны, как рекомендуется в некоторых источниках) без напряженной выдумки ума, наверное это очень хороший метод возможность войтив  спонтанную медитацию постпенно.
Поэтому наверное не с проста многие тянутся к такому методу, хоть им и говорят, что это уровень для подготовленных.
 Еще я думаю все-таки большинство людей не стремятся к какому-то внешне эффектному опыту или обретения неких способностей, несмотря что их со стороны наделяют такими крайностями, скорее просто хотят изменить свою личность в лучшую сторону тем или иным способом.


Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #80 : Июнь 06, 2017, 18:45:15 »

Я думаю, что 8 часов такой практики нужно делать, уже будучи подготовленным. Тексты говорят разное, некоторые рекомендуют по 20 кумбхак по четыре раза в день, другие - по 80, для очищения нади. Но они говорят, что при очищенных нади пробуждается Кундалини, слышны звуки анахаты и много еще чего, а если конкретно спросить меня, то это – выход на совершенную практику самьямы (куда входит и самадхи также). Это должно делать только для целей йоги, как ее понимают настоящие йогины-садху, становлением сиддха-пурушей, а чтобы такое понимание было, нужно его обретать через полноценное общение с реализованным Гуру Сиддхой. Про йогу сейчас полно всякой информации, вы же понимаете, что йога с козлами сейчас тоже как бы "йога" ), потому очень важно, от кого ты берешь ориентиры в йоге.

Что касается опасности тех или иных техник. Здесь не всегда так просто сказать, кому и что может быть опасно, можно же человека вообще запугать так, что он вообще ничего делать не станет и превратится в размазню, но при этом мы не можем сказать, что что-то для кого-то не может быть опасным. Известны случаи, когда, например, кто-то становился на голову, у него лопались сосуды и он умирал и т.п., но знаете, волков бояться - в лес не ходить. Надо думать, кому и что актуально делать, а кому нет. Разные условия на разных людей влияют по-разному, это как в жизни: тяжелые условия и испытания не сделают человека мерзкой паскудой, или если ему дать власть или деньги, а другой таким станет. Почему? Потому что где-то в глубине у каждого есть к чему-то скрытые предрасположенности и определенная ситуация их выявляет. Надо ли вам что-то или нет, можно понадеяться на умение слушать себя, Гуру, к тому же сейчас больше информации в доступе по физиологии и прочему, надо ознакамливаться с ней, сопоставлять с тем, что уже знаешь, чувствуешь.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #81 : Июнь 21, 2017, 07:27:45 »

Здравствуйте все!
Я немного на связи,кого интересовало 12/24 хатха - йоги, вот заметил такой момент от тройки мудр,(все вышесказанное), есть от этого некий эффект что ощущение огрганизм изнаешивается.
это довольно страно учитывая кто спортсмен, если штангу жмет и у него ощущение прогресса, а тут более легкое и наборот.
 Но тем не менее я бы всем советовал, попробуйте сначала, потом рассждайте))
Внутренние органы конечо правда массируются, так что у всех и почки и печень исердце поболят наверное.

Записан

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 62
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #82 : Июль 02, 2017, 03:27:16 »

Внутренние органы конечо правда массируются, так что у всех и почки и печень исердце поболят наверное.

Чтобы этого избежать, рекомендуют сначала освоить двиангулмаюрасан хотя бы на пол-мухурты.
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 212
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #83 : Апрель 21, 2020, 08:35:10 »

Адеш!

Кто нибудь может прояснить откуда взялась техника удара бандха (часть уддияны бандхи). Это округление живота в кумбакхе на вдохе (В противоположность втягиванию на выдохе). Я всегда считал что на вдохе наоборот мышцы живота должны немного подтягиваться - уддияна на вдохе.
Её описывает Гамментхалер, но какое то сомнение у меня что техника к нему перешла от Дхирендры Брахмачари. Я уже смирился с неразберихой в названиях. В странной манере у современных авторов цитировать первоисточники но переиначивать техники.  Но таже махамудра с нескольким положениями ног кажется каким то новоделом ньюэйджем. А тут вот  округлить - выпячить живот...Возможно сильно то техника и не изменилась - но всё это выглядит как попытка выдать публике нечто особенное налепив новый лейбл на традиционную технику. :018:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #84 : Апрель 22, 2020, 13:30:01 »

Адеш!

Эти сомнения меня радуют, относительно такого рода историй с современными книгами, практиками. Есть такое популярное выражение "казалось бы, все хорошо, но что-то пошло не так" :05:. Мне кажется, что такое название "удара-бандха" мог придумать сам Гаммендхалер. Он, скорее всего, просто не знает санскрита и не вникал в значение терминов. Если "уддияна" называется бандхой, то он решил то, что Дхирендра Брахмачари называл удара-шакти-викасакой, назвать бандхой (объединением, замком), но по смыслу это не подходит. Мне кажется, чтобы разобраться, надо немного "отъехать назад», йога, кстати, этим и занимается, начнем просто с дыхательного процесса. Первое слово – «прана», префикс pra- (вперед, изначальное) и корень «an» (дышать), т.е. "дыхание вперед", "изначальное дыхание". Но обязательно стоит учесть, что этот процесс сжатия и расширения легких – для индусов, скорее, проявление сжатия и расширения энергии как таковой. На "физике", на самом глубоком уровне – это сердечный пульс, прана пульсирует, а в дыхании это пурака (наполнение), или корень "пур", также "насыщение", "напитывание", а речака (освобождение, опустошение). Вот смотрите, например, есть т.н. адхары или мармы, тексты их описывают как точки в теле, которые могут быть использованы при практике пранаямы. И там говорится, что вы направляете внимание на какую-то точку, а потом отводите от нее прану. Чтобы отвести, означает, сначала привести ее туда, и, наверное, многие слышали, что куда идет внимание (ум), туда идет и прана. Некоторые Гуру говорят делать вдох и выдох на каждую точку, и тут все логично, на вдохе вы делаете прилив и внимания, и энергии, а на выдохе вы отводите внимание и вместе с ним энергию от точки. Пурака – это насыщение чего-либо в теле, а речака – это опустошение, растворение. Если вы такое проделаете не один раз на какую-то область, а несколько, то вот это уже будет विकास (викаса), хотя термин больше означает расширение, цветение (энергии), что внутри тела больше ассоциируется со вдохом. Но если это джапа (повторение), то в принципе это тоже можно назвать "викасой", и Брахмачари так это называет "удара-шакти-викасака". Бандха по смыслу не подходит, потому что бандха – это "смыкание", вот втягивание в уддьяне по смыслу тут подходит, но не при расширении живота. Если, конечно, Рэйнхард не имеет в виду направление праны (на вдохе) и, задержав дыхание, вы его там "придерживаете", и это типа "замыкание праны" в области живота. Но, я думаю, вряд ли он знает все эти санскритские детали, пусть и простые. Также я не думаю, что он знает достаточно хорошо тонкую суть вдоха и выдоха, как это понимают многие более-менее серьезные практики в Индии. Он вообще в своей книге это соотносит с агнисарой, а по агнисаре вот что сказано в "Гхеранда-самхите":

नाभिग्रन्थिं मेरुपृष्ठे शतवारं च कारयेत् – «пупочное сплетение (пупок т.е.), назад к позвоночнику (толкайте) и выполните 100 раз".

Там не уточняется, на задержке ли это после выдоха или на вдохе и выдохе (типа удара-шакти-викасаки у Брахмачари), по-любому это не удара-кумбхака с задержкой, как это у Гамментхалера. Потому вывод – он сам туда приделал название "бандха" и "кумбхака" (конкретно "антар-кумбхака"). У Брахмачари там вообще много упражнений, где очевидно, что на вдохе там идут "приливы праны" к определенным местам в теле. Вообще, я считаю, что эти все техники, описанные в древних текстах, ОСОБЫМ ОБРАЗОМ связаны с энергетическим контекстом, суть которого современные "практики йоги" просто задвигают. Или, скажем иначе, они никогда в него и не влезали, ни на уровне ума, ни на уровне тела и, тем более, души. Чаще всего, каждый повторяет другого, и когда там исторически вышло так, что ученик не понял мастера и стал учить других, а дальше понеслось, уже никто не знает, да и не важно, кто и когда, надо просто знать, что многие давно уже ничего не знают. Знаете, есть такая фраза "быть как все – дивиз идиота", может, грубо звучит, но грубость хоть как-то до кого-то может доходить, но тоже не всегда. Потому я и говорю, ко мне надо приходить не просто разочаровавшись, а очень сильно во всем или почти во всем, тогда с такими искателями разговор может получиться серьезный.

Про махамудру вы тоже заметили очень верно, надо сначала понять, что такое мудра вообще в целом, а потом посмотреть, что там конкретно говорится в древних текстах, это очень важно, особенно в ситуации, когда нет такого Гуру, с кем можно доверительно общаться и который может брать ответственность за желающего практиковать. В таком случае, как минимум, надо очень хорошенько копнуть названия, смысл и тексты. Тут-то, на Западе, даже те, кто формально как бы "в традициях" и как бы "ученики", на самом деле "посвящаются" у каких-то Гуру, чтобы потом под публичными ссылками на них заниматься чем-то своим, и потому у многих результатов хороших нет или они очень плачевны. Народ что-то сам изобретает, и хорошо если кто-то начинает перепроверять. Это не к тому, что "Гамментхалер плохой", ситуация эта слишком повсеместная, он, может быть, и фанат своего дела, энтузиаст, но как можно было учиться у Гуру, встретившись с ним крайне фрагментарно? Я не хочу лезть в их отношения, давать оценки этому всему. Мне, к счастью, встречались реальные сиддхи, но я даже не хочу ни о ком из них публично говорить. И скажу, что да, можно и на расстоянии общаться с такими, но такие йогины и Гуру – огромная редкость. Если хотите, можем дальше разобрать тему махамудры или продолжить удара-викасаку, тем более, читают нас многие, может, кому-то это даст хорошие ориентиры.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

grig

  • *
  • Сообщений: 212
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #85 : Апрель 22, 2020, 21:06:15 »

Адеш!
Энергетический контекст это вообще вся соль - точка отсчета.  Я начал читать книгу Гаммендхалера потому что нашел положительный отзыв Сидерского, но прикол в том что Сид всегда и практически про всех только хорошее. Ну такова его политика. Такой он человек. Да и как он может критиковать если сам не последний из новаторов)))) Так вот когда-то он очень подробно описал энергетическая картину маха мудры в авторизованном переводе Йогатерапии Шивананды.
Далее соображения такие. Гаммендхалер в части описания уддияны ввел два термина - удара и пурна. Неужели это такая эзотерическая тайная техника о которой больше никто не говорил, а щас можно? Но это округление не похоже на ценный технический ключ. Можно было бы отнестись к этому снисходительно но в книге много странных новинок.
Конечно люди сами виноваты что йогатичеры вынуждены их пичкать бесконечными новыми сетами техниками и эзотерическими байками. Плюс конкуренция на грани торговых войн, вот и получается что маркетинг идет впереди простоты.
Была ли у Брахмачари эта техника? Есть ли что-то вообще еще не описанное?
Есть немало авторитетных авторов которые немало провели времени в Индии и учились у серьезных учителей. Теос Берхарт - в описании кумбхаки дает мула бандху и уддияны - вся передняя часть тела подтягивается вверх внутрь . У Андре Ван Лизбета в книге прана яма даже фотка есть где учитель тыкает ученику в точку чуть ниже пупка чтобы проверить напряжение. В майорском стиле вообще низ живота всегда подтянут.  Далее Наш соотечественник Петр Артемьевич Афанасьев в шестидесятых будучи экспертом ООН в Индии закончил институт йоги Кайвальядхамма много чего там видел у него несколько книг о йоге. Несмотря на то, что уддияна на вдохе элемент сложный и не для новичков ничего никогда о ударе или пурна бандху не говорил, хотя он возможно был одним из первых кто читал книги Брахмачари в шестидесятых. Он давал на них ссылки еще задолго до того как их у нас издали.
Мне кажется новоделом даже часть маха мудры с двумя вытянутыми ногами. стоит одному начать изобретать и вот появятся последователи - и так ногу и эдак .
По большому счёту мне всё равно , просто думал что что то пропустил. Важное.
Сейчас лишний раз убедился - суть всего простота. Классика и настойчивость)



Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 212
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #86 : Апрель 22, 2020, 21:27:46 »

Поправлюсь  - допустил ошибку в фамилии - Тэос Бернард автор книги по Хатха-йога. Судя по его способности на четырех минутную кумбхакху и агнисару а тысячу с лишним болтыханий-хлопков был весьма интересным подвижником.
Далее - предыдущий пост закончил двусмысленно. Тема мудр мне очень не безразлична. С удовольствием прочитаю другие мнения.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #87 : Апрель 24, 2020, 14:22:41 »

Адеш!

Энергетический контекст это вообще вся соль - точка отсчета. 

Да, например, о махамудре (махабандхе тоже) все тексты очень явно говорят, что смена ног – это для лунного и солнечного токов. Вот это как раз там важнее, чем все те виртуозности, что туда Рэйнхард добавил, все-таки это мудра, но не вариации джануширшасаны.

Цитировать
Я начал читать книгу Гаммендхалера потому что нашел положительный отзыв Сидерского, но прикол в том что Сид всегда и практически про всех только хорошее. Ну такова его политика. Такой он человек. Да и как он может критиковать если сам не последний из новаторов))))

Ну да, я ведь тоже таким "грешил" и до сих пор "грешу". И я понимаю, почему он это делает. Неблагодарное это занятие – говорить многое из того, что думаешь, даже, казалось бы, "близким людям" (для "людей" надо порой кавычки ставить отдельно :05:), предают именно они, а не "враги". Поэтому в последнее время я стараюсь сразу некоторых во "враги" заносить, надо создать дистанцию, свои не исчезнут ни при каких обстоятельствах, а с не своими лучше решить сразу, время – это самое ценное, что у нас есть в этом мире. В общем, зачем говорить абсолютно все тем, кто ничем реальным не доказал, что ему надо верить? Но лично я, в последнее время как минимум, стараюсь по максимуму говорить все, что думаю, если чувствую, что это очень необходимо.   

Цитировать
Так вот когда-то он очень подробно описал энергетическая картину маха мудры в авторизованном переводе Йогатерапии Шивананды.

Да, помню, кажется, она еще в 90-х выходила, мне иногда хочется заглянуть в старые книги по прошествии, как это ни странно, уже более двух десятков лет.

Цитировать
Далее соображения такие. Гаммендхалер в части описания уддияны ввел два термина - удара и пурна. Неужели это такая эзотерическая тайная техника о которой больше никто не говорил, а щас можно? Но это округление не похоже на ценный технический ключ. Можно было бы отнестись к этому снисходительно но в книге много странных новинок.

У Брахмачари я такого не видел, если честно, все эти товарищи из Бихарской школы, Рэйнхард и прочие, мне должны сказать огромное спасибо. Потому что это они должны отвечать на такого рода вопросы, а так получается, как ни странно, очень часто я нахожу какой-то реальный смысл там, где совсем не очевидно, что его видят те, кто это все машинально выполняют. Раздувание живота могло бы быть наподобие того, как у Брахмачари в ряде других техник вьяямы. Если у Брахмачари есть удара-шакти-викасака (развитие силы живота), то, вероятно, там может быть принцип вроде капола-шакти-вардхака (возрастание силы в щеках), когда на вдохе надувают щеки и туда идет прилив праны. Другой пример – вакша-стхала-шакти-викасака (активация силы грудного отдела), у Брахмачари там на вдохе идет прогиб, а на выдохе – возврат в нормальное положение. Т.е. вдох с раскрытием, где раскрылся – туда и идет прилив. Потом как раз у Брахамачари идет удара-шакти-викасака (развитие энергии живота), и там да, есть выпячивание живота (умеренное, конечно) на вдохе. Но только это не бандха, а шакти-викасака, бандхой может быть как раз втягивание живота. Если Рэйнхард имел в виду сочетание удьяна-БАНДХИ с Шакти-викасакой и так как это две крайние точки работы живота, потому и назвал это "пурна" (в смысле полноты диапазона движения), тогда отчасти понять можно. Но называть такое "удара-бандхой", когда выпячивается живот на вдохе, с моей точки зрения и вообще, исходя из того, что эти термины означают, некорректно. Я думаю, Рэйнхард сначала просто опробовал те техники, что были в книге Брахмачари, а вот для "удара-бандхи", скорее всего, он сам придумал название, соединив разные техники в одну. С "удара-бандхой", вероятно, то же самое, что у него и с "махамудрой". Но я бы просмотрел и остальные техники, которые он описал в своей книге, скорее всего, там эти две техники, в плане его добавлений, не ограничены. Просто я давно привык ориентироваться на классические тексты, хотя и привык уже к новаторству большинства, потому последние даже уже смотрю крайне редко. Но, в принципе, если кому-то интересно разобрать это – можно сделать, на благо (пока еще) живых существ :016:.   

Цитировать
Конечно люди сами виноваты что йогатичеры вынуждены их пичкать бесконечными новыми сетами техниками и эзотерическими байками. Плюс конкуренция на грани торговых войн, вот и получается что маркетинг идет впереди простоты.

Проблема в том, что новые "приращивания" к изначальным элементам, которые в древних текстах, йога-тичеры умышленно сделали зацементированными. Им же надо давать что-то "прочное", так как они знают, что у людей очень развит хватательный рефлекс. Когда ты что-то, казалось бы, "понятное" схватил, то ты себя ощущаешь царем, не царьком даже: "Заплатив бабки, что я буду держать в своих руках взамен?", "Я же заплатил не за то, чтобы отпустить хватку, как инструмент себя (своего эго)?" А вот что происходит со мной – это уже никому не интересно. В классической же индийской традиции, судя по текстам и по тому, что я наблюдал в среде садху, интересны их изменения в том, что к душе наиболее близко. Чем ближе к душе, к своей природе – тем меньше форм, меньше мути, застреваний и все больше и больше ориентира на что-то одно, а обилия сферы непостоянства там все меньше и меньше. Йога, я бы так сказал – это переход от количества к качеству. Большинство же хочет копошений в сансарической луже, что есть движение не в йогу, а в сторону сансары.

По поводу мудр, бандх, думаю, еще напишу. Тема, конечно, для тех, кого йога интересует как садхана, но чувствую, что надо об этом сказать.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #88 : Май 13, 2020, 18:25:26 »

Адеш!

Мы знаем, что существуют разные виды мудр в йоге, а также в практиках пуджи. Что между ними общего и чем они отличаются?
Давайте для начала обратимся к грамматическому значению термина. मुद्रा / mudrā – от корня मुद् / mud, который бывает двух классов. Первый класс चुरादिः / curādiḥ трактует मुद् / mud как संसर्ग / saṃsarga «смешивание, объединение», что может по смыслу сходиться со значением термина «йога» или «бандха» (связывание, объединение). Другой класс भ्वादिः / bhvādiḥ, в нем корень मुद् интерпретируется как हर्ष / harṣa «радость». Это может пролить свет на понимание мудр в общем и целом, несмотря на все их различия.

Итак, что можно считать мудрами? Первое – йогические мудры, такие как махамудра, махабандха и др. Второе – кистевые мудры, которые в Индии чаще используют в пуджах. Третье – мудры, как некие состояния сознания, например, кхечари-мудра не как заведение языка за нёбо, а как непрерывное осознавание. Хотя, некоторые из таких мудр могут иметь названия, как и в хатха-йоге, но это может быть мудра, как состояние сознания, допустим, махамудра в буддизме. Четвертое – мудрой называют разные формы Богинь. Пятое – мудрой называют деньги с определенными изображениями, росписи на документах, некие знаки, которые передают какой-то важный смысл. Шестое – мудрами иногда называют определенные атрибуты, например, в Вайшнавской Шри-сампрадае такие атрибуты, как священный шнур (ягнопавита), пепел (бхасма), капала (череп) и др., тоже называют мудра. Или в Натха-сампрадае – серьги, которые отображают архетип Шивы, их тоже иногда называют мудра. Атрибуты Божеств, которые они держат, также иногда называют мудрами. Седьмое – в Кашмирском Шиваизме Абхинавагупта мудры делит на три категории: выполненные телом (деходбхава), о них говорилось выше, мудры как состояния сознания (манобхава), о них тоже шла речь, но он еще говорит, что и «вагхава-мудра» – это также и мантры.

Для дальнейшего пояснения я бы хотел привести еще один пример, но уже из западной традиции. У некоторых греческих философов, например, у Аристотеля, Платона было такое воззрение относительно генезиса, что есть высшее сознание или дух, и есть инертная и безжизненная материя. Так вот, когда высшее сознание соприкасается с этой массой, то возникают формы, отображающие высший замысел Творца. На мой взгляд, это очень неплохо могло бы подойти по смыслу к тому, что означает термин «мудра». Каждая сотворенная форма является проводником и отображением высшего сознания, потому в мире все упорядочено, все со всем взаимодействует и все на своих местах. Это очень хорошо отображает такие понятия, как «рита» в Ведах или позже «дхарма». Когда вы всматриваетесь в суть явлений, вы через это можете прийти к осознанию их реального источника.
Итак, что же общего у всех этих мудр, несмотря на их различия? То, что во всех них есть некая, высоко значимая архетипичность. Даже если мы и делаем, например, такие мудры, как махамудра в хатха-йоге или випарита-карани, это не просто положения тела. Конечно, сейчас большинство практикующих хатха-йогу выполняют эти практики без каких-либо попыток углубиться в их суть. Но если вы посмотрите описание всех техник йоги, то мудры там описаны поэтическим, красочным языком и мало кто понимает, что можно медитировать и над самим описанием этих методов. Так, джану-ширшасана перестает быть просто положением тела, когда для вас одна нога – это солнечный канал, а другая – лунный и т.д.

Вы наверняка знаете, что мы порой можем понимать друг друга без слов, на уровне жестов или взгляда. Почему? Потому что это все проводники смысла и именно элемент «значения», особенно если речь идет о высоком смысле, делает это все мудрами. Так, речь, ставшая логосом, которая пытается донести очень высокий смысл, становится и мантрой, и мудрой. Натх, который носит кундалы (атрибуты Шивы), носит их, осознавая себя как Шиву, и он их никогда не снимает, так как они навсегда, вечны, так же как вечен Шива. Сами кундалы – это знак вашей медитации или чего-то такого, что за пределами сна, бодрствования и вообще любых мирских изменений. Хотя конечно, не все это знают, даже среди тех, кто их получают и носят и, к сожалению, не всем получающим это объясняют. И там, где присутствует что-то высокое, значимое, вы никогда не сможете оставаться равнодушными, и если это на самом деле так, то вы не сможете быть не искренним. Мудра – это то, что затрагивает вас очень глубоко, вы можете впасть в самадхи и само самадхи может тоже быть мудрой. Если это сущностный уровень, то различия там условны. Мудра моментально вас делает и внимательным, и ответственным. Например, вы подписали договор, что будете в определенное время ходить на работу, поставили там подпись. Это вас соединяет с чем-то, потому там есть также и бандхана. Но эта бандха не имеет негативного смысла, ведь другое значение корня и термина в целом, означает нечто, что дарует радость. Если если высокий смысл, радость с ним связанная, то это становится практикой мудры. Кистевые мудры, благодаря которым вы резонируете с божествами, создавая тем самым тонкий и глубокий канал связи, работают по такому же принципу. Это использование сущностного смысла, отображенного в знаке, в данном случае, выполняемом разными конфигурациями рук. Если это мантра, то когда вы вникаете и проникаетесь ее высоким смыслом, то это тоже мудра. Если мудры включают в вас связь с высшим, то эта связь дает совершенства, поэтому считается, что мудры даруют сиддхи.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.