Шри Гуруджи, Адеш!
Хануман и Дурга устраняют влияние асурических сил (Ветал, Ракшасов, Пишач и т.д.), такую же функцию выполняет и Ватука. С Горакшанатхом на уровне архетипа он схож тем, что "ватука" означает ребенок, и Горакшанатх тоже всегда изображается молодым (нестареющим). Пожалуй, Ватука - это самая популярная из всех форм Бхайравы. По нему очень много написано и издано разных паддхати. Еще если Восемь известных Бхайрав, которые отождествляются с кшетрапалами и такими Деватами как Кубера, Варуна, Яма, Индра, Агни и др., у натхов отождествляются с Девятью Натхами, их в общем-то, так и почитают во многих ритуалах.
"Бхайрава" означает бхарана, вамана, равана, т.е. тот, кто сотворяет, поддерживает и разрушает Вселенную. Он является самими гунами, но также тем, кто за их пределами, управляет ими и их всевозможными сочетаниями.
В разных традициях на один и тот же аспект Бхайравы могут быть разные мантры и формы почитания, разные трактовки Божества. Так, например, в Шривидье популярен Ватука, Сарвакаршана-Бхайрава, в Кашмирском шиваизме – Амрита-Бхайрава, у Натхов – Махакала-Бхайрава, в Кубджике (неварском тантризме) - Акаша-Бхайрава. Хотя, конечно, Калабхайрава, Ватука, восемь Бхайрав - везде популярны. Восемь Бхайрав отождествляются с Восьмью Матриками, отсюда и связь с проявлениями Дурги, в некоторых традициях их рассматривают как тождественных, например, у неварских тантриков.