Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Випассана Гоенки - что это такое и с чем ее едят. Впечатления о курсе.  (Прочитано 29366 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

shivananda

  • *
  • Сообщений: 174

Випассана Гоенки  -  что это такое и с чем ее едят. Впечатления о курсе.

Адеш! Сердечно приветствую всех участников форума. Давно  не заходил сюда, был занят как видите делом  :010: и вот, написал пару строк об этом...


Много слышал об этом курсе и читал различные отзывы. Решил попробовать на вкус сам, тем более что хотел съездить туда уже давно.
Курс проходил во Владимирской  области под городом Ковров в детском лагере. Был организован прямой автобус из Москвы до него, что было очень удобно. Всего в текущем заезде со мной приняло участие порядка 90 мужчин и 50 женщин. Средний возраст приехавших (большинства)  - 25-32 лет. Размещение было в домиках по 3-5 человек(кому как повезет). Итак, после прибытия идет регистрация, сдаются мобилы(обязат.), паспорта и кошельки( по желанию) . Потом ужин, собрание всех в главном зале, и вечерняя медитация ( на которой надо повторить за Гоенкой слова принятия прибежища в трех драгоценностях ), после которой начинается благородная тишина 9.5 дней   :116:. никаких контактов в другими участниками, полная сегрегация полов: разные входы в зал медитации и столовые и общежитие, нельзя ни на кого смотреть подавать знаки, и  тем более говорить как с противоположным полом так и с коллегами по комнате (медитационной келье … кхе… кхе…   :010:) .

Далее начинается жизнь по следующему расписанию:
  
4.00 Подъем
4.30- 6.30 Медитация в зале или в комнате
6.30- 8.00 Перерыв на завтрак
8.00- 9.00 ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ
9.00-11.00 Медитация в зале или в комнате(по усмотрению Учителя)
11.00-12.00 Перерыв на обед
12.00-13.00 Отдых
13.00-14.30 Медитация в зале или в комнате
14.30-15.30 ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ
15.30-17.00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению Учителя)
17.00-18.00 Перерыв на чай
18.00-19.00 ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ
19.00-20.00 Беседа Учителя в зале
20.15-21.00 ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ
21.00-21.30 Время для вопросов в зале
21.30 Отход ко сну. Выключается свет.

Утром в 4 в наш домик заходил суровый бритоголовый страж дхармы(он же менеджер по всем бытовым вопросам) в армейских штанах и черной куртке и громко ударял деревянным молотком в большой медный ваджр! Он открывал двери во всех комнатах и продолжал стучать… звук потрясающий!  Большинство, к сожалению, не привыкло вставать так рано и многие продолжали дремать еще минут 20  :42:
Далее медитация…
Расскажу  о самой технике и ее значении.
Випассана состоит из 3х этапов.
1)анапана -  практикующий концентрирует свой ум на дыхании которое проходит в области треугольника  верхней губы и носовых пазух. Потом происходит уменьшение области наблюдаемого дыхания до расстояния от верхней губы до носа, чтобы еще больше сосредоточить и очистить ум. ( 2 дня)
2)самадхи – концентрация  на возникающих ощущениях (и  осознавание их) в области между носом и верхней губой. (1 день)
3)випассана -  осознавание ощущений во всем теле путем  последовательного сканирования отдельных областей (участков), начиная с макушки, заканчивая стопами и обратно. При этом , когда возникает то или иное ощущение необходимо отмечать что оно временно, непостоянно – Аничча,  В финале , когда випассана практикуется долго и интенсивно тело переживается как тонкий энергетический конгломерат , сквозь который свободно циркулирует энергия.  :139:
 В теории говориться о том, что человек является набором ощущений, которые он не осознает , так при отвращении и влечении в теле возникают определенные биохимич. реакции, которые  заставляют человека совершать, подобно хомячку в колесе, неимоверное кол-во движений как внешних так и внутенних, порождая миллионы санскар. Т.е. обусловленных связок объектов-ощущений, лежащих в глубинах ума. Если же начать отслеживать и растворять вниманием все эти проявляющиеся биохимические процессы и не реагировать на влечение и на отвращение повторно то процесс производства санскар прекращается и начинается отработка старых  aikido Наш ум и его глубины – настоящая фабрика сансары. Генеральной задачей как раз и стоит в прививании новой позиции по отношению ко всему этому безобразию – позиции бесстрастного свидетеля , растворяющего своим осознанным вниманием всех этих тараканов живущих в уме и его глубинах  ob1


После утренней медитации был завтрак, после которого большинство снова залегало спать   :42: Потом снова заходил страж дхармы и бил в ваджр… neo
Почти при каждом сеансе медитции давались новые инструкции и тонкости по технике и … все это начинало и завершало пение Гоенки… Ничто так не действовало на нервы как это хриплое , мягко говоря, немелодичное пение, В этом были солидарны все участники и для решающего большинства – эти рулады были своеобразным испытанием на осознание своего отвращения/влечения к тому что проявляется вокруг.
Помощником Учителя, который там был для мужчин – Патрик из Австралии – пожилой, умудренный опытом и десятками лет практики випассаны практик.   :10: Он действительно реализованный, пробужденный, уровень его осознавания очень и очень высокий ( это я ВИДЕЛ  сам ). Его энергетика очень тонкая, легкая ,  подобная воздуху, эфиру, именно такое ощущение у меня возникало, когда я садился рядом с ним.
Далее песнопения Гоенки, гонг и обед…  
Стоит отметить что питание было очень хорошее и вкусное –  все натуральное, овощное, почти как вегетарианском ресторане, 2 стола – сырое и вареное  :45:  4 вида чая, целый стол в подносами с большим обилием специй, где каждый выбирает что ему нужно  На ужин чай с молоком и фрукты.
Там было очень холодно  (народ одевал на себя все что только можно чтобы согреться),  особенно когда не двигаешься по 11 часов ( лично я нарушал правило о запрете других практик и днем активно отжимался, качался делал некоторые асаны и выполнял комплекс тайцзы – становилось тепло и хорошо и было медитировать гораздо легче, потому что спина и ноги(колени) давали о себе знать при таком режиме неподвижности. Кроме меня почему то никто больше на улице ничем не занимался, кроме практики лежания на трубе  boast . Вообще народ в целом очень пассивный ко всему… благодаря этому холоду и пассивности  больше половины практикующих к концу курса активно сопливила и кашляла на медитации…
 Условия практически идентичные буддийскому монастырю. Все это создает благодатную почву для настоящей садханы.  :023:
Отмечу несколько моментов из личного опыта:
Буквально через несколько дней осознанность, чистота, концентрация  и острота ума возрастают очень сильно: малейшее внутреннее побуждение видно как на ладони. Прояснzется зрение, слух, вкус, все ощущения.  Начинаешь понимать очень глубоко ум как инструмент, который необходимо настраивать и управлять, необходимо не «париться» по поводу какой либо нескладухи, а просто делать практику и идти вперед… Все меняется… аничча … Осознавание тела как потока добиться было не так трудно в таких условиях. Тут скорее вопрос – с чем садхака пришел сюда, т.е. свой уровень подготовки. Так же на 5й день удалось развить очень высокий уровень концентрации ( в каком-то плане нерушимый) , что было определенной победой, т.к. эту задачу я ставил заранее.
На седьмой день у меня был определенный мистический опыт. И здесь тоже есть определенный юмор  :016:  Под конец утренней медитации запускаются рулады Гоенки  :143: ,  которые автору этих строк не  нравились настолько что хотелось заткнуть уши ватой ( коллега по комнате это пробовал, но как он сказал: голос Гоенки все равно пробивал  fan ), они мешали полноценно медитировать, сосредотачиваться на выполняемой садхане, но динамики включались достаточно громко и сознание периодически выкидывало из внутреннего погружения в прослушивание  :05: Происходила определенная внутренняя борьба, и в определенный момент я УВИДЕЛ эту борьбу как влечение и отвращение внутри себя, увидел что все это МЕНЯЕТСЯ, все изменчиво… это было как инсайт,  :139: озарение(говоря костанедовским языком произошло реальное смещение точки сборки в новое состояние, в другую позицию) … это очень трудно передать словами… наступило состояние потрясающего внутреннего равновесия, невозмутимости и прохладного покоя, исполненного блаженством и счастьем…  suns мне стало как бы смешно от осознания всего этого цирка внутри себя.. .мне хотелось смеяться от радости и того восторга который переполнял меня…. Ибо в этом состоянии я мог слушать этого певуна часами, и очень бесконечно долго сидеть в лотосе не обращая внимания на болевые вспышки в коленях… Ранее в моей садхане были определенные похожие опыты, но этот был более специфичен… это трудно передать на словах…  Этот состояние сохранялось примерно несколько часов… Записавшись в Патрику, я пошел к нему на беседу после обеда, мне было интересно что он скажет… Поговорив с ним  я понял что это было состояние близкое к первой дхъяне, а может быть и она сама… Были еще определенные моменты и успехи, но они скорее общие для всех , поэтому писать о них не буду  :123:

Так же отмечу что не понравилось: в лекциях Гоенка говорит о том что учение его дхаммы самая несектантское  :10: , его дхамма самая чистая  и Будда гооврил именно это , и вообще все остальное – это заблуждение по сравнению с випассаной и нужно практиковать только ее, ничего остальное больше не нужно… Все это -  полноценное зомбирование, которое к концу курсу достигало своего апогея, на последней лекции многие говорили что произвели много санскар отвращения относительно Гоенки  :024:. т.к. в тексте лекции практически прямым текстом говорилось что Вы должны практиковать только випассану и регулярно ездить на курсы и обязательно служить этой «чудесной» дхамме ( т.е. приезжать дхамма служащим). Неслабо   промывает мозг юным неокрепшим эзотерикам «несектантский» Гоенка… Его имя звучит на лекциях практически через каждое предложение. Естественно, что  в условиях информационного голодания и постоянного транса любая информация будет сразу прошиваться в подкорку многим людям… Печально но факт. В целом курс замечателен, если из курса убрать песнопения Гоенки и половину лекций.    :143:
По поводу большого кол-ча часов медитации для неподготовленного человека неизбежно появление сильной боли в ногах (большинство сильно мучилось и часто вставали во время медитации) . Вся эта боль откладывается на уровне подсознания как ассоциация «медитация – отвращение – не хочу – боль»… лично я считаю что к тренировке стоит подходить с точки зрения психологии и не создавать подобных импринтов. Тренироваться нужно не перенапрягаясь, т.к. в первые 3-4 дня помимо тела сильно уставало внимание и ум даже у меня ( я считаю себя достаточно опытным и подготовленным практиком, который например может и час сидеть в лотосе и т.д.) а здесь многие и в полулотосе не могли сидеть, но сооружали себе большие «гнезда» из одеял, подушек, скамеечек.   :010:
Конечно, курс оставил много хороших впечатлений, и он несомненно меняет человека и дает много опыта и заряда для дальнейшей практики, ибо он начинает понимать еще глубже себя, других, и более ясно и правдиво видеть неотвратимую изменчивость этого иллюзорного, непостоянного, но такого прекрасного мира…
« Последнее редактирование: Апрель 23, 2010, 20:08:42 от shivananda »
Записан

Yuri

  • *
  • Сообщений: 225

Shivananda, привет. Сколько лет,сколько зим! Замечательный опыт. Особенно интересно ,,смещение точки сборки в новое положение,,.
Записан

niralamba

  • *
  • Сообщений: 132

Первая дхьяна

При продолжительном непрерывном фокусировании ума на объекте медитации наступает момент, когда первый раз преодолевается поверхостное сознание. Это является полным поглощением(растворением) или дхьяной. Ум внезапно как бы погружается в объект и остаётся в нём неподвижно. Мешающие мысли полностью исчечают. Нет не чувствующих восприятий, ни обычного осознания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладает восторг,блаженство и однонаправленность(экаграта).

Из 'Вишуддхи-марга'
Записан

niralamba

  • *
  • Сообщений: 132

Почитайте Вишуддха-марга, исходя из вашего описания возможно вы пережили 2-3 дхьяны; хотя не факт, не так быстро оставляешь восторг по поводу переживаемого, тут надо либо присытиться, либо хотеть ещё углубиться:-)
Записан

shivananda

  • *
  • Сообщений: 174

niralamba  все м.б. , но часто порой опыт очень сильно отличается от того как нам кажется как должно быть  от того что есть в действительности
Записан

niralamba

  • *
  • Сообщений: 132

Полностью с вами согласен, тут дело наверное в увлечённости(восторгом,блаженством,милосердием,любовью,покоем,тишиной,пустотностью,единовкусием) своим переживанием! Это очень ослепляет, но думаю талковый практик не тратит на это более 2-5 лет! Хотя всё м.б.:-)
Записан

Anuttara

  • *
  • Сообщений: 388

Адеш !

Спасибо,Shivananda !
Очень интересно описано,действительно ощущается Ваш живой опыт. :05:
Записан

Amon

  • *
  • Сообщений: 519
  • Вас не существует , то что видите иллюзия

 :05: Адеш!

На торренте есть много материалов по теме, но техника похожа на смесь разных техник , например спереди проходит канал параллельный сушумне , как раз рядом с губами, там еще много разных подобных мелочей, думаю за короткий срок такое не освоить  :011: , так как каждый этап весьма сложен ....тем не менее информация очень интересная) живо рассказано об этом сразу на форуме  suns

П.С. В первой дхьяне , уже ноги не болят ,и вы чувствуете только энергии в себе как в море ... ИМХО
Записан
Сто лет жизни как сон

barmalini

  • *
  • Сообщений: 1
    • Audax at fidelis!

Shivananda, вы очень замечательно описали свой опыт. Это описание во многом совпадает с тем, что испытал я во время первой випассаны. Возможно, за исключением эмоциональных оценок.
Обязательно найдите время и возможность пройти еще хотя бы один курс, желательно, только для старых студентов. Вы получите совсем другие результаты.
Я уже прошел пять или шесть курсов, последних два из них с углубленным изучением Саттипатханы Сутты, и оглядывась назад вижу динамику изменения восприятия. Могу сказать по-аналогии, что во время первой випассаны вы подошли вплотную к двери, за которой вас поджидают серьезные трансформации. Стучитесь в эту дверь, не отказывайте себе в плодах практики, которые уже почти у вас в руках.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

   Интересно, что випассану ввели даже в индийские тюрьмы для заключенных, вот тут есть фильм об этом, можно скачать: http://narod.ru/disk/22218374000/Doing%20time%2C%20doing%20vipassana%201997.zip.html
 
   В Тхераваде, насколько я знаю, есть около сорока техник, схожих с йогическими: работа с дыханием, осознаванием тела и др., хотя они отличаются от тантрических (нет понятия чакр, нади и т.п.). Очевидно, по причине Тхеравадского мировоззрения.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

MirZa

  • *
  • Сообщений: 47

Для работы с концентрацией - техника хорошая. В своё время посещал несколько курсов.  Распорядок ретрита радует. В своё время хотели отделить мальчиков от девочек (дошло ли сейчас до этого не знаю). От служащих на этом ретрите требуется высокая деликатность!!!! (требуется все внешние раздражающие факторы минимизировать) Суть техники детализировать смысла нет - нуждающийся да не отвергнет руку дающую.
Записан

MirZa

  • *
  • Сообщений: 47

Сама техника даётся на пятый день и Shivananda к великому счастью нуждающихся о ней не упомянул (требуется предворительная подготовка по повыщению чувствительности и очистки как ментальной так и физеческой составляющей - первые три дня это фундамент для успешной практики). Курс выверен не одной тысячей его прошедших. Последний день люди делятся плодами своей практики - что есть мета (благодать) я не знаю.
Но мне нравятся слова -" Даже в обьятиях опытной любовницы в состоянии единого вкуса йогин не теряет своего семени ". (интерпритация вольная)
До встреч
Записан

Vikram

  • *
  • Сообщений: 317

Вот и правильно сделали, что ввели духовные дела в тюрьмы. Я вот считаю, что люди там должны не отбывать наказание, а внутренне меняться.
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556

Адеш, Гуруджи!

   В Тхераваде, насколько я знаю, есть около сорока техник, схожих с йогическими: работа с дыханием, осознаванием тела и др.
Интересно было бы узнать об этих практиках в Тхераваде, что они из себя представляют. Я слышал только о анапанасати(работе с дыханием) и випашьяне(осознавании), а о сорока техниках впервые слышу. Может где-то есть ссылки в сети на это дело?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш!
Просто Тхеравада мало популярна на Западе, в основном там распространилась Ваджраяна. А про сорок техник я немного слышал от монахов в Таиланде: некоторые из них похожи на те, что используются в йоге, например, концентрация на точке возле кончика носа, на процессах вдоха и выдоха и т.д.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.