Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Випассана Гоенки - что это такое и с чем ее едят. Впечатления о курсе.  (Прочитано 29365 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Я знаю, что у них из этих сорока есть три очень популярные техники, одна, как я говорил, с дыханием, во второй они медитируют на объекты непостоянства, например, как на деревьях листья опадают и т.п., мол, все непостоянно, так как Будда сам посредством такого осознания достиг просветления. Есть техника, когда мысленно разбираешь себя на части, кожа, мышцы, кости, пока не останется ничего, и это ничто - чистое сознание.
У них в целом четыре этапа пути, первый - этап заповедей, утверждение в них, второй - акцент делается на практиках випашьяны, третий - на достижении различающей мудрости "Праджня" (что относится к нирване, а что - к сансаре), и четвертый - уровень освобожденного Архата.
Из бесед с ними я понял, что они считают, что все не могут достичь нирваны (как считают Махаянцы), что идея утопическая, типа, что только тот, кто оставил мирское и стал монахом. Последователи Махаяны и Ваджраяны считают, что сама тенденция устремления только к личному спасению от сансары содержит эгоистическую мотивацию, поэтому путь бодхисатвы (стремящегося спасти всех) более возвышенный по сравнению с тхеравадским.
Монашеская система Тхеравады не распространилась на Западе так, как Ваджраяна, думаю, можно много не гадать, почему.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

orca

  • *
  • Сообщений: 3

спасибо за подробный практический рассказ, очень познавательно.  :17:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Недавно обсуждал с Йоги Сураджнатхом (из Махараштры) тему випассаны, он сказал, что аналоги этой практики есть в "Горакхбани", только называется это иначе.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Оказывается, основу популярности Гоенки и его випассаны заложила Тара Микаэль. Она мне рассказала подробности: в свое время Тара посетила его центр в Бомбее, тогда это было, по ее словам, очень простецкое местечко. После общения на тему випассаны она решила его пригласить во Францию, что и сделала, и это была первая его поездка на Запад с продвижением випассаны. Фактически это она заложила фундамент распространения випассаны Гоенки на Западе. Но, как она мне рассказала, лично у нее это не пошло, хотя сама техника, может, и интересна, просто были "как бы странности" (для меня это все ясно, как на ладони). В самом начале, до своего раскрута, Гоенка ей говорил, что эта практика принимает все религии (шиваизм, вайшнавизм, шактизм, все виды буддизма, йогу и прочее). Когда он приехал во Францию, она арендовала помещение в самом крупном на тот момент ваджраянском центре. Когда Гоенка пришел туда, сказал, что надо срочно из комнаты убрать все статуи и изображения буддийских деват, и, как ни странно, владельцы центра это сделали, хотя он поставил этим Тару в неудобную ситуацию. В общем, там был ряд похожих историй, что ей показалось странным, после чего она перестала его приглашать. Я прослушал его самые первые лекции, они сохранились. Но с нескольких первых поездок он уже успел раскрутиться. Такая вот история вкратце. 

Он, конечно, говорил, что осознавание дыхания в его практике - это не пранаяма, хотя, с моей точки зрения, у него или представления о пранаяме были слишком ограниченны, или он так говорил по каким-то другим причинам. В целом практика напоминает сахаджа-пранаяму с пратьяхарой. Например, там сначала дается наблюдение за потоком воздуха в ноздрях, она встречается и в «Сабади», тут я привожу часть из текста.

Но техника насагра-дришти сама по себе, с разными ее вариантами, встречается и в очень ранних индийских источниках, например, в Гите. Кто-то сочетает это с осознаванием потока входящего и выходящего дыхания в ноздрях. Результат в випассане - слияние своего восприятия с дыханием (т.е. праной), что фактически является пранаямой. Конечно, это не те разновидности пранаямы, что встречаются в описании техник хатха-йоги, но суть та же. А дальше там идет постепенное перемещение сознания вдоль тела, от стоп - до макушки, вверх и обратно вниз. Что в принципе напоминает одну из практик пратьяхары, описанную в "Шандилья-упанишаде", "Йога Яджнавалкье", "Васиштха-самхите", "Махакала-самхите" и др. Только там конкретно используются мармы или адхары, а в випассане – просто прохождение сознания снизу вверх и наоборот, что встречается в указанных текстах как "арохан-аварохан крама" (движение вниз и вверх вдоль тела). После чего они практикуют наблюдение, которое может быть разной продолжительности, иногда по несколько дней. Сущностно это один из йогических подходов, только со своими деталями. Насколько я знаю, Гаутама Будда учился у двух шраманских Гуру, один из которых был Гуру традиции санкхья (т.е. санкхья-йоги), и наверняка они в его развитии оставили свой след.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер

Но техника насагра-дришти сама по себе, с разными ее вариантами, встречается и в очень ранних индийских источниках, например, в Гите. Кто-то сочетает это с осознаванием потока входящего и выходящего дыхания в ноздрях. Результат в випассане - слияние своего восприятия с дыханием (т.е. праной), что фактически является пранаямой.
Здравствуйте!
Шри Натха ко Адеш!
А можно поинтересоваться насколько это соотносится именно с насагара-дришти? В плане вариативности вообще, в разных изложениях. К примеру, такое же наблюдение, у верха переносицы может наверное быть с шамбхави-дришти. В целом куда ориентирован взгляд, там же и внутреннее внимание, а как быть с перемещением от низа до макушки, в подобных двадашанте и аджапа-джапа(по изложению Бихарской школы)? Почему-то этот момент нигде не акцентируется. Неподвижность больше способствует пратьяхаре как заметил, но например встречал в описаниях даосских вариантов, что данное перемещение сопровождается глазами.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

С насагра-дришти концентрация праны в ноздрях соотносится очень просто. Каждый глаз человека связан с солнечным и лунным токами, также две ноздри - это то, где начинается работа солнечного и лунного каналов. Следовательно, сосредоточение взгляда впереди в одной точке, на кончике носа, способствует объединению двух энергий.

Одной из практик пратьяхары является процесс перемещения внимания, а вместе с ним и энергии вдоль всего тела, вверх и вниз. Если мы осознаем тенденцию энергии двигаться вниз и вверх, то мы ее берем под наш контроль, и эти два потока как раз и являются праной и апаной. Если вы управляете праной и апаной, то они обе стихают и сливаются с нашим центральным каналом, сушумной. Таким образом, сворачивание праны и апаны в сушумне, вместе с нашим осознаванием этого процесса, и есть то, что называют пратьяхарой.

Что касается двадашаты, почему некоторые практикуют от аджны, другие пробуждают Кундалини в муладхаре, третьи начинают с анахаты, я не буду это тут озвучивать. Потому что стащат у меня эту инфу разные "йога"-тичеры и будут продавать. Да ладно еще если бы только это, было немало тех, кто у меня много наворовали, но публично всем говорили, что "он никто", "он ничего не знает" и т.п., среди т.н. "йогов" всех мастей столько лишенных совести, порядочности, и именно такие об этом больше всех говорят публично. Простые "Иванушки-колхозники", которые ничего не практикуют, зачастую духовно чище всей этой мракобесной публики. Лучше пойду кролика покормлю морковкой, он единственный на земле сахаджий.  :010:   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер

С насагра-дришти концентрация праны в ноздрях соотносится очень просто. Каждый глаз человека связан с солнечным и лунными токами, также две ноздри - это то, где начинается работа солнечного и лунного каналов. Следовательно, сосредоточение взгляда впереди в одной точке, на кончике носа, способствует объединению двух энергий.

Одной из практик пратьяхары является процесс перемещения внимания, а вместе с ним и энергии, вдоль всего тела, вверх и вниз. Если мы осознаем тенденцию энергии двигаться вниз и вверх, то мы ее берем под наш контроль, и эти два потока как раз и являются праной и апаной. Если вы управляете праной и апаной, то они обе стихают и сливаются с нашим центральным каналом, сушумной. Таким образом, сворачивание праны и апаны в сушумне, вместе с нашим осознаванием этого процесса, и есть то, что называют пратьяхарой.

Что касается двадашаты, почему некоторые практикуют от аджны, другие пробуждают Кундалини в муладхаре, третьи начинают с анахаты, я не буду это тут озвучивать. Потому что стащат у меня эту инфу разные "йога" тичеры и будут продавать. Да ладно еще если бы только это, было не мало тех, кто у меня много наворовали, но публично всем говорили, что "он никто", "он ничего не знает" и т.п., среди т.н. "йогов" всех мастей столько лишенных совести, порядочности и именно такие об этом больше всех говорят публично. Простые "Иванушки-колхозники", которые ничего не практикуют, зачастую духовно чище всей этой мракобесной публики. Лучше пойду кролика покормлю морковкой, он единственный на земле сахаджий.  :010:   
Спасибо, я думаю частично понял в чем отличае насагара-дришти от бхрумадхья-дришти в двадашанте, хотя и не совсем. В целом мне казалось именно бхрумадхья всегда более способствует слиянию иды и пингалы и центрированию.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Спасибо, я думаю частично понял в чем отличае насагара-дришти от бхрумадхья-дришти в двадашанте, хотя и не совсем. В целом мне казалось именно бхрумадхья всегда более способствует слиянию иды и пингалы и центрированию.

Они обе способствуют, просто насагра больше связана с внешней лакшьей, а бхрумадхья с внутренней. В насагре прана именно физически выходит наружу, а в бхрумадхье она больше направлена внутрь и вверх, на более тонком уровне. В насагре вы больше активизируете нижние центры, а в бхрумадхье верхние. Но как бы там ни было, обе техники соединяют два тока.

Есть также еще и практика, когда вы сначала сосредотачиваетесь на насагре, постепенно переносите взгляд в бхрумадхью, потом мысленно в брахмарандхру и во внутреннее осознавание себя (т.е. "видящий" и "видимое" стали едины).

С этими точками есть довольно много техник.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер

Они обе способствуют, просто насарга больше связана с внешней лакшьей, а бхрумадхья с внутренней. В насагре прана именно физически выходит наружу, а в бхрумадхье она больше направлена внутрь и вверх, на более тонком уровне. В насагре вы больше активизируете нижние центры, а в бхрумадхье верхние. Но как бы там ни было, обе техники соединяют два тока.
Благодарю, очень существенное явление прояснили.
Шри Гуруджи ко Адеш.
Записан

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 62

Насколько мне, несчастному червяку, известно, то Его святейшество Шивананда начал свою благодатную аскезу лишь после того, как 22 года копил деньги в условиях, где инфляция не так сильна, как в Северной Нигерии.
Записан

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 422

Намасте!
Насколько мне, несчастному червяку, известно, то Его святейшество Шивананда начал свою благодатную аскезу лишь после того, как 22 года копил деньги в условиях, где инфляция не так сильна, как в Северной Нигерии.
Для серьёзной практики должна быть преодолена рабская зависимость от денег, то есть рабская необходимость всегда проводить свыше 75% времени на добычу пропитания. Это можно сделать либо через свой авторитет, привлекающий необходимые пожертвования, либо через формирование собственного солидного денежного фундамента. Преодолеть эту рабскую зависимость очень сложно, особенно в современном мире, по себе знаю и сам сражаюсь с такой проблемой, и знаю, как легко можно впасть в уныние и даже обвинять весьма благородных людей в том, что они слишком сфокусировались на деньгах. Думаю, что тут ещё результат вкладывания ненависти к деньгам теми, кому это выгодно (теми, кто желает управлять массами и не желает, чтобы они были богатыми).

Не знаю, к чему вы всё это написали, но в вас чувствуется сильный внутренний кризис, подобный тому, который я сам проходил, хотя я могу и ошибаться на этот счёт. Если вы будете относиться к богатству и к деньгам, как к враждебным элементам, они точно будут обходить вас стороной и будет лишь хуже.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Не знаю, не выйдет ли из этого оффтоп, но коли речь о деньгах и тхераваде как монашеской традиции, то, наверное, скажу пару слов. Я не скрою, что мне многое нравилось в СССР, хотя и не все, но именно то, что не было акцента на том, что один должен быть непомерно богат, а другой голодать. Была взаимопомощь, не было идеологии, что "труд - это позорно, и для низшего класса" и т.д. Я, конечно, понимаю, есть теория, что "если всех приравнять, то не будет стимула к эволюции". Однако если эволюцией называются "золотые унитазы" и т.п., и есть другая крайность - голодающие, нищие на улицах, или еще более отвратно, когда эти богатеи умышленно демонстрируют тем, кто не имеет ни копейки, какие они "сказочно богатые", то по-моему, это все - мировоззренческое заболевание общества. И пока культивируется такая идеология того, что "большой разрыв в богатстве - это хорошо", будут все эти проблемы. Это, конечно, тема слишком многомерная, потому что есть масса отдельных моментов. Например, человек организовывает какое-то больше мероприятие, проект, и это все подразумевает, что в нем существует явно ни один он (этот человек). И на это нужны деньги, больше, чем для него одного. Например, надо издать книги, организовывать жилье для людей и т.д. Самому человеку немного надо, но когда он связан с миром, там возникают и другие расходы. Я думаю, что если это обсуждать серьезно, с учетом многих деталей, а не радикально "по черно-белому", то надо открывать конкретно именно такую тему.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Рави

  • *
  • Сообщений: 12

Адеш!
Низкий поклон Гуру джи!

Не знаю, в чем причина- то ли в том, что я начал включать имя Гуру джи в молитву перед практикой, после Горакшанатха, то ли вообще в погруженности в эту тему( богатство/ духовность) последнее время, но сейчас не смог сдержать смех зайдя на форум и увидя, что тема начала обсуждаться:)
Тема нужная и важная. Очень рад. Извините за флуд.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

то ли вообще в погруженности в эту тему( богатство/ духовность) последнее время, но сейчас не смог сдержать смех зайдя на форум и увидя, что тема начала обсуждаться:)

Конечно, ведь "интернет сахасрары")) - никто же еще не отменял, он известен испокон веков, все нормально, все работает, от Шивы джи провайдера.)
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.