Адеш!
Что полезно и бесполезно в Индии. Существует два пути действия людей, которые туда едут по духовным соображениям. Первый, беготня по школам и учителям, не имея внутри какой-то духовной определённости, так поступает большинство. Это процесс метаний, хорошо если в по окончании этого процесса наступает переосмысление. Другой, это наличие основного Гуру и школы, при которой адепт может параллельно изучать другие системы.
Между этими двумя категориями людей, есть существенная разница, несмотря на то, что они иногда смотрятся как люди, находящиеся в процессе поиска, первая категория - это именно метания, вторая,те, кто уже определился. У них есть серьёзная независимая традиция. Во втором случае, у идущего по духовному пути, могут быть внешние разногласия, в первом же случае, они скорее внутреннего характера. Вторая категория практикующих, в Гуру видит именно Гуру - духовного Учителя, первая же - видит просто разрозненные источники информации, инструкторов и просто факторы дающие подсказки.
Так вот, я считаю, что второй вариант - наиболее правильный. Но, мой вам совет, не гонитесь за легким получением дикши, ищите того Гуру и традицию, которым вы будете доверять на все 100%. Жизнь большинства людей не такая долгая, чтобы её тратить на бесполезное. Мне часто приходится наблюдать картину, как многие получают посвящения то в одной линии, то в другой, но всё, чем они занимаются, это привнесение какой-то мышиной возни во все эти школы. Часто, они не довольны до конца своей школой, даже получив в ней инициацию, они не развиваются полноценно. Такое бывает по причине полу-традионности школы или же школы, построенной на основе каких-то нереальных сказок. Например, я знаю не мало людей, которые инициировались в некой школе и начали эту школу приписывать к другим традициям, с которой она, практически никак не связана. Например, какая-нибудь школа, построенная в 20-м веке, ссылается на разные сказки о том, что она восходит к гиммалайским Муни, которые живут в Гиммалаях несколько тысяч лет и, вот, только в 20-м веке эта традиция стала известна, после чего начинаются натянутые спекуляции, что это, якобы традиция сиддхов, а те, в свою очередь связаны с тамильскими сиддхами, тамильские сиддхи - с шайва-садхантой, а шайва-сиддханту называют Нандинатха-сампрадайя, а значит - это натхи. Но всё это, по большому счёту, натянутые спекуляции, которые говорят только о том, что человек не удовлетворен своей школой. Хотя, может говорить о том, что его Гуру джи и школа самая важная в его жизни и т.п. Все эти лукавства, попытки обмануть себя и других, видны сразу. Многие люди, которые едут за традицией в Индию, редко ставят перед собой задачи духовного характера, это, как правило, преподаватели центров, которым нужна «традиция йоги», которую они продают, т.е. я хотел сказать преподают. Им нужна формальная принадлежность, которая будет опорой их бизнеса, но не практики йоги. Такого рода школ полно на Западе, они все дружно промывают мозги тем, кто едет в Индию, на тему того, какая это «духовная страна», при этом, они свои критерии духовности преподносят как самые абсолютные. Люди верят, едут, тратят деньги, но их познания в йоге - нуль. Поэтому, в первую очередь, если вы направляетесь в Индию, нужно иметь независимое сознание, как от западных бизнесменов в йоге, так и от индийских, если вы хотите найти что-то стоящее. Не бывает стран самых духовных, в любой стране можно встретить всё что угодно. Людей, по-настоящему посвятивших себя духовному развитию - не много. Индия - не исключение. Меня порой смешат фразы, которые частенько можно встретить в интернете и литературе, о том, какая Индия сказочно-духовная страна, я Индию видел с совершенно разных ракурсов, смело Вас могу уверить в том, что отрешенных людей там очень мало. Дело даже не в том, кто и сколько там жил, мне встречались люди, которые там прожили 40 и даже больше лет, но складывается впечатление, что одни свои привязанности они сменили на другие, это в лучшем случае, в основном же, это попытки выбить себе лучшее место в этом мире. Одни это делают через материальную сферу, другие - через «духовную», но это не стремление абстрагироваться от всего мирского.
Если Вы приедите в Индию, то Вам все эти «садху и Гуру» будут показывать то, что они не заинтересованы в каких-либо материальных вещах. Но, если Вы начнёте дальше с ними общаться, они начнут Вам советовать привозить к ним по-больше потенциальных последователей, просить пригласить их к себе в страну, построить ашрамы в Индии и т.д. У одного моего друга, в Америке работал индус, и он спросил его: «Скажи, почему ты всегда врешь?» Он ему ответил: «Я не могу не врать, у меня это в крови, я привык к этому, такова жизнь». Так вот, у индусов врать - это «добрая шутка», они не могут не врать. Если индус вам сказал вдруг правду, то можете не сомневаться, это обязательно будет полу-правдой, что правильнее было бы назвать - ложь. С моим знакомым приключился такой смешной случай, он купил сумку для книг, индус ему сказал, что ручки этой сумки крепкие, гарантия 100% и действительно, ручки в последствии не оторвались, отвалилось дно. Когда мой друг пришел к этому индусу, индус ему сказал, что его спрашивали не про дно, а про ручки, только на них он давал гарантию. Такой подход в Индии буквально во всём. С йогой и тантрой тоже самое, рекламы там всегда на 90% процентов больше, чем это существует в реальности. Причём, эта тенденция прослеживается не только по отношению к иностранцам, но и по отношению к своим же. Мне повезло, что моя первая поездка в Индию осуществлялась без наличия денег, которые я мог заплатить за обучение в каких- либо «йога-центрах», ктому же, я практически не знал английского и всё, что я мог увидеть, когда со мной кто-то пытался заговорить, это его отношение ко мне, что он хочет и что от него можно ждать. На самом деле, у лудей "на лбу все написано". Когда вы видите родник с чистой водой и когда видите болото, у вас не возникает вопроса, где вода чистая, а где грязная. Конечно, вас могут убедить, что болото - это родник, но если Вы не знаете их языка и их система ценностей от Вас далека, то Вы ориентируетесь только на своё интуитивное восприятие. У натхов существует очень хороший подход в плане выбора «даршани-гуру», ты должен попутешествовать, пообщаться с разными садху, после чего сможешь увидеть того, кто действительно может для тебя быть Гуру. А моя первая поездка в Индию, сразу началась практически с этого, только через два года я понял, что это для меня оказалось великим благом, потому что всё лишнее отметалось сразу. У большинства людей, которые приезжают с Запада, изучение индийской духовности начинается благодаря наличию денежных средств, разумеется, в будущем, общаясь с «духовными индусами», этих средств может стать значительно меньше, как и самих «духовных индусов», которым ты в таком состоянии становишься уже менее интересен, тебя уже меньше стремяться «научить йоге». Но, как ни странно, мир йоги значительно разнообразней, чем о нём пишут в журналах, было бы желание обучаться и стремление докопаться до истины. Можно посетить много центров «по йоге» и не найти исчерпывающих ответов для себя, а можно просто побыть рядом с тем, кто тебе ничего говорить не будет, но у тебя каким-то странным образом всё прояснится. Если в Индии Вам встретится тот, кто на все Ваши вопросы будет отвечать ещё до того момента, как вы их будете задавать, если к Вам, после общения с таким человеком, придет состояние естества, простоты и умиротворения, если у Вас это состояние сохранится, не зависимо от того, как меняется жинь, с всевозможными событиями, и это состояние поможет сохранять осознанность, то, возможно, Вам очень повезло. Это может случиться именно с Вами, а не с «опытными и предельно известными инструкторами по йоге». Если Вам посчастливится встретить такого Гуру, непременно станьте его учеником. Сейчас, я точно знаю, что такие Гуру есть, они могут учить только одним своим присутствием, или даже просто мыслью. Мне встречались люди, которые не получали от таких Учителей никаких атрибутов и титулов, но они постоянно находятся с Гуру, при этом, высота их духовного уровня видна сразу. Мне также встречались и те, кто увешаны рудракшами, получившие разные мантры, но практически ничего не реализовавшие из того что им было передано, более того, многие оставили саньясу и Гуру. Такие вот атрибуты и полезности бывают.