Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Падмасана vs Сиддхасана  (Прочитано 16477 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #15 : Май 27, 2017, 13:24:02 »

Адеш!

Вот как раз к теме Гуруджи записал новое видео:

https://youtu.be/R5TJNjvIzPA
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Сиддхасана
« Ответ #16 : Май 31, 2017, 22:09:28 »


 Здравствуйте все!
Большое спасибо за уделение времени на ответы, все внимательно прочел и просмотрел видео и я с вами практически во всем согласен в мнении. Думаю даже у нас возник некий комфликт непонимания, наверное это не видно со стороны, но я тоже иногда возможно понимаю больше чем кажется, частично от того что многое понял из постов Гуру, а частично было ранее и некое свое видение.
 Дело в том что я так изначально и понимаю сиддхасану, как внутреннее содержание, это понятно и из текстов (не беря в расчет современные трактовки комментаторов), где написано в частности направлять взгляд в межбровье, то есть в моем понимании изначально это скорее как состояние, как мудра для сушунмы или как медитация. Если утрировать для понимания, можно сказать сиддхасану можно практиковать идя по улице пешком, вот как я изначально себе это представлял.

 И только уже исходя из все этого был задан вопрос по технике. Ведь дело в том, что это все-таки дается именно как АСАНА, сидячее положение тела. Плюс ко всему, ведь есть много других-похожих поз, где оказывается давление пяткой, наподобии полулотоса или маха-бандха, но чем-то же и выделяется сиддхасана как АСАНА от других.


Большинство текстов не говорят, какую именно пятку надо упирать в промежность, вот, например, подборка из нескольких текстов: 

 Вот в чем я ошибся, почему-то казалось, что в во всех текстах (то ли условно, то ли в этом был особый смысл, но видимо только в ХЙП) предлагается нижнюю ногу использовать левую. В связи с этим и упомянул предположения Сахарова Б, а он между прочим естествоиспытатель был, который наоборот всячески развеивал мифы. Там речь шла не о различии каналов, а о том что при сходстве каналов(в отличае от цигун), ида-слева, пингала-справа, существует различия в анатомии, поэтому и разное воздействие. Но пусть этот момент останется и недоказуемым или останется для обсуждения отдельно.

 А в чем я не ошибся, - и это именно основывается на анализе текстов теперь уже(благодарю за подробное цитирование), - везде говорится чтобы верхняя пятка ложилась в основание лингама, здесь я думаю это уже было бы явное игнорирование такой момент упускать. Поэтому и предположил что в технике которую вы показывали все-таки скорее "сиддха-йони асана", а в "правильной" технике верхняя пятка заводится к груди и опускается вниз и потому строго кладется на основние лингама(врата жизни).
 Тогда получается как раз еще более отличное от других состояние, снизу больше давления из-за этого замка, правда взамен сидеть сложнее, площадь опоры уменьшается и спину тяжелее держать. Такую позу действительно качественно освоить возможно сложнее, чем падмасану.

Цитировать
Tolik Divanov, а вот тут мне не очень понятно, зачем класть женщине ногу так (на клитор), чтобы с ней была возбуждающая деятельность???
И вот тут тогда понятно почему. В том и дело что не зачем-то, она эта верхняя пятка когда ляжет в соответствии с "правильной" техникой, то внезапно обнаружится что на том месте у женщин рядом клитор, поэтому видимо и говорится в комментариях у БШЙ, что для них другой вариант, "сиддха-йони асаны", где пятку кладут немного в сторону, выше на бедро на манер полулотоса. Это как раз как на видео.

Но я по-прежнему не вижу смысла делать такой вариант как основной, поэтому при всем согласии и общности в принципах, останусь при своем мнении и буду практиковать скорее как на картинке второй вариант ,чем первый
(хотя по картинке мало что понятно по эскизу)



________________________________________________


Цитировать
говорил мне, чтобы я дал своей ученице наставление заняться с ним сексом.

почти все, кто не старые, говорили, что он к ним лип

Можно было бы подшутить над тем гуру, подговорить кого-ниубдь кто наоборот постарше, или даже не из учеников какую-нибудь знакомую более пожилую тетю с юмором к нему отправить
Записан

Kanirigapunga

  • *
  • Сообщений: 7
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #17 : Июнь 01, 2017, 14:15:27 »

Подскажите, в йогамудрасане, руки сзади переплетены, как и ноги :41: (т.е. правая нога сверху допустим, значит и рука правая сверху ) или наоборот
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Сиддхасана
« Ответ #18 : Июнь 06, 2017, 18:19:21 »

Дело в том что я так изначально и понимаю сиддхасану, как внутреннее содержание, это понятно и из текстов (не беря в расчет современные трактовки комментаторов), где написано в частности направлять взгляд в межбровье, то есть в моем понимании изначально это скорее как состояние, как мудра для сушунмы или как медитация. Если утрировать для понимания, можно сказать сиддхасану можно практиковать идя по улице пешком, вот как я изначально себе это представлял.

Я думаю, сведение глаз в межбровье - это не современные трактовки, так описано в древних текстах йоги. Хотя вот есть такой текст "Джога-прадипика" (не путать с ХЙП), там почти во всех 84-х асанах Джаятарама предписывает направлять взгляд или в межбровье, или на кончик носа. В Индии в устной форме мне Гуру говорил, что любую позу, в которой ты можешь успешно медитировать, можно считать сиддхасаной. Насчет "практиковать идя по улице пешком", если пребываешь в совершенной осознанности, это, наверное, лучше назвать сиддха-бхава, асана именно в контексте хатха-йоги - это скорее все же статическое положение.   

Кстати, в ХЙП сиддхасану соотносят еще с рядом других асан или названий (есть версия, что просто в буддизме у нее одно название, а у индийцев другое):

1.39. Одни называют ее сиддхасаной, другие - ваджрасаной, еще называют ее муктасаной или гуптасаной.

1.40. Так же как умеренное питание - важнейшее в яме, а ахимса (ненасилие) - важнейшее в нияме, так и сиддхасана - важнейшая из асан.

1.41. Из 84 асан сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72 000 нади.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #19 : Июнь 06, 2017, 22:11:48 »

Подскажите, в йогамудрасане, руки сзади переплетены, как и ноги :41: (т.е. правая нога сверху допустим, значит и рука правая сверху ) или наоборот

Так просто физически удобно.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 62
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #20 : Июль 07, 2017, 23:19:34 »

Подскажите, в йогамудрасане, руки сзади переплетены, как и ноги :41: (т.е. правая нога сверху допустим, значит и рука правая сверху ) или наоборот

Так просто физически удобно.

Если делать эту мудрасану при активной Сурье, то это будет называться уттамадакшинахаста или наоборот?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #21 : Июль 20, 2017, 13:06:49 »

Если делать эту мудрасану при активной Сурье, то это будет называться уттамадакшинахаста или наоборот?

Технику с таким названием – "йога-мудрасана" – именно с использованием наклона в падмасане, судя по всему, в прошлом веке разработал Свами Кувалаянанда. Но в его подаче нет описания захвата рук и сменой их в связи с работой той или иной свары (смена дыхания в ноздрях), у него там просто расположение рук на полу. Одна из асан с названием "йогасана" описана в "Гхеранда-самхите", но там эта техника с вертикальным положением тела. Тем не менее, встречается немало асан с похожим выполнением, но с другими названиями, например "баддха-падмасана", согласно "Тришикхи-брахманопанишад": нужно спереди захватить стопы в падмасане и сделать наклон. Согласно средневековому тексту "Рудра-ямала" традиции Каула, где описано около сотни асан, "баддхасана" должна делаться в падмасане со скрещенными сзади руками и захватом руками стоп. Есть немало поздних текстов, где описаны ее варианты, как в "Шри-йога-каустубха", где используется захват одной рукой, перекинутой через поясницу. Есть каталог асан в джайпурском музее, в 1881г. предоставленный пандитом Лакшминатх Шастри, там тоже есть эта асана с руками под бедрами и сцепленными замком. Есть схожий вариант с "баддха-падмасаной", но с захватом ладонями локтей и с наклоном в падмасане, называется "агни-кундасана" в "Хатха-прадипике". Есть вариант, описанный в упомянутой выше "Рудра-ямале" (Уттара-тантра), в положении "саманасана" (как падмасана, только носок одной ноги надо "продеть" между бедром и голенью), надо сделать наклон, обхватив руки сзади в замке. Есть еще "падмасанкатасана" из "Асанана-намани" и "Хатха-парадипики" и масса других вариантов, но я как-то уже писал, что все эти тексты и источники - это энциклопедии для Йогачарьев и Гуру, для специалистов, которые сами многое прошли и могут учить уже без всех этих текстов. Я думаю, что хатха-йога в основном была практикой, передаваемой устно ученикам, которые преданы своему Гуру и на которых не жалко расходовать свое время. А на форуме тут мы, скорее, даем пищу для размышлений, для возможности поиска ориентиров и чтобы определиться (что обычно занимает какое-то время, йога создана была для более-менее адекватных людей, с наличием понимания).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 62
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #22 : Июль 26, 2017, 23:16:13 »

на форуме тут мы, скорее, даем пищу для размышлений, для возможности поиска ориентиров и чтобы определиться (что обычно занимает какое-то время, йога создана была для более-менее адекватных людей, с наличием понимания).
Воистину так и есть, многие истины должны оставаться под шёлковым покрывалом некоторой таинственности и недосказанных полунамёков, а те обрывки спасительного шёпота, которые могут быть услышаны по нелепой случайности забредшим искателем в скрытую сокровищницу знаний, заглушит шум вечного водопада, берущим начало в недосягаемых ледниках Кайласа. Некоторые индусы всю жизнь сидят с одной поднятой вверх рукой, которая со временем уменьшается в объеме из-за нарушенного кровообращения и полностью отсыхает. Это признак сильной веры в слово Гуру, и многим последователям далеко до такой степени доверия, даже если они способны понять, что в этом методе что-то не так и наверняка должна быть зеркальная компенсация и выравнивающая противоасана, стабилизирующая отклонение от центрального равновесия, особенно в те критические моменты садханы, когда Агни разбушевался настолько, что мало помогает даже сухой лёд и многочасовое водяное охлаждение всей органической системы. Эта комплексная асана настолько важна, что её полное освоение приближает состояние мукта намного более эффективно, чем все другие асаны, описанные в том числе и Дхирендрой Брахмачари (хоть и с некоторыми недоговорками). Вариантов исполнения много, но выдержать хотя бы один в течение целой йамы способен далеко не каждый.
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #23 : Июль 28, 2017, 22:35:20 »

Воистину так и есть, многие истины должны оставаться под шёлковым покрывалом некоторой таинственности и недосказанных полунамёков, а те обрывки спасительного шёпота, которые могут быть услышаны по нелепой случайности забредшим искателем в скрытую сокровищницу знаний, заглушит шум вечного водопада, берущим начало в недосягаемых ледниках Кайласа.
Пафосно конечно немного, но наверное так и есть. А я сейчас открыл для себя вариант сукхасаны. Раньше все время встречалось описание, в котором лодыжки скрещиваются, как сидя по-турецки. А вот в этом варианте ,что в комплексе 25 асан, это нечто, я такой легкой и полезной асаны никогда не встречал. С другой стороны она и как сидхасана действует, а сидеть в ней без проблем можно сколько угодно, в течении ямы например, пока пранаямы делаются, и ног даже менять не нужно. Очень полезный вариант сукхасаны.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #24 : Август 23, 2017, 17:49:38 »

Интересное описание в "Тришикхи-брахманопанишад" и точно такое же в "Джабаладаршанопанишад":

येन केन प्रकारेण सुखं धैर्यं च जायते।

तत्सुखासनमित्युक्तमशक्तस्तत्समाश्रयेत्॥५१॥

yena kena prakāreṇa sukhaṃ dhairyaṃ ca jāyate।

tat sukhāsanam-ityuktam-aśaktas-tat samāśrayet ॥51॥

Примите любую комфортную позу и сохраняйте ее легко. Это сукхасана, которую может выполнять даже слабый человек.

Т.е. любая асана, в которой комфортно пребывать, есть сукхасана.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #25 : Август 23, 2017, 21:37:31 »

Это уже понятно, названия и соответствия им варьируются, свастикасана тоже по-разному может встречаться в текстах.
Но я имею ввиду то самое давление пяткой для мула-бандхи присутсвует, и сидеть можно удобно и долго, имеется ввиду независимо от названий, я бы просто сам до такого не догадался бы. Правда видел даже тут предлагали ваджрасану (которая как бусидо поза), с подкладыванием под себя выступающих предметов  :05:
Спасибо вам за знание и применение путем цитирования текстов первоисточников для помощи в обучении посетителей форума
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #26 : Август 25, 2017, 18:54:01 »

Правда видел даже тут предлагали ваджрасану (которая как бусидо поза), с подкладыванием под себя выступающих предметов  :05:

В классических источниках этого нет – все эти подкладывания, ремни и прочее, чем занимаются у Айенгара и не только, по-моему, извращение. Кстати, раз уж о ваджрасане упомянули, кое-где асана с таким названием описана скорее как сиддхасана, а где-то асаны отожествляют; кажется, такая же картина и относительно сукхасаны со свастикасаной. Вот, например, описание ваджрасаны в "Йогакундалиньяупанишад":

वामाङ्‌घ्रिमूलं कन्दाधः अन्यं तदुपरि क्षिपेत् ।
समग्रीवशिरःकायो वज्रासनमितीरितम् ॥ ६ ॥

vāmāṅ‌ghrimūlaṃ kandādhaḥ anyaṃ tadupari kṣipet ।
samagrīvaśiraḥkāyo vajrāsanamitīritam ॥ 6 ॥

Поместите левую пятку под канду, а другую наоборот, сверху. Держите шею, голову, туловище ровно, это есть ваджрасана. (6)
 
Цитировать
Спасибо вам за знание и применение путем цитирования текстов первоисточников для помощи в обучении посетителей форума

Это моя обязанность, я пишу тут потому, что читают все.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #27 : Август 31, 2017, 18:11:34 »

Правда видел даже тут предлагали ваджрасану (которая как бусидо поза), с подкладыванием под себя выступающих предметов  :05:

Кстати, раз уж о ваджрасане упомянули, кое-где асана с таким названием описана скорее как сиддхасана, а где-то асаны отожествляют; кажется, такая же картина и относительно сукхасаны со свастикасаной. Вот, например, описание ваджрасаны в "Йогакундалиньяупанишад":

vāmāṅ‌ghrimūlaṃ kandādhaḥ anyaṃ tadupari kṣipet ।
samagrīvaśiraḥkāyo vajrāsanamitīritam ॥ 6 ॥

Поместите левую пятку под канду, а другую наоборот, сверху. Держите шею, голову, туловище ровно, это есть ваджрасана. (6)
 
Это и мне встречалось, именно как альернативный вариант сиддхасаны) Не помню правда где уже, я еще не очень хороший знаток текстов. Это как я понимаю обе пятки сверху
Вот по поводу верхней пятки в сиддхасане, о чем я ранее упоминал, встретилась книга Гамментхаллера про Кундалии, я видел вы её уже обсуждали, так вот  унего явственно указывается, что верхняя нога такое положение принимает, что орган оказывается в замке между двумя пятками. Это так, к слову, что не я один так трактую.

Цитировать
В классических источниках этого нет – все эти подкладывания, ремни и прочее, чем занимаются у Айенгара и не только, по-моему, извращение.
Не знаю,е сть ли даже такой прием у Аенгара, это скорее чье-то местное ноу-хау, как понял. Если вдуматься идея даже здравая, основная поза ваджрасаны удобна для спины, а сидя на предмете и ноги при этом еще немного разгрузятся, это и в дзене такое есть ,специальные скамейки, и мула-бандха дополнительно. Извращение наверное уже в нецелостности подхода, когда вспомогательное используется там, где должно быть достигнуто без посторонней помощи.

В связи с этим еще небольшой вопрос, не могли бы прокомментировать медитации с опорой для спины? К примеру сидение около стены или дерева. Наверное с точки зрения традиции это и есть непоследовательность, если тело не готово то и каналы и ум тоже, но с другой стороны как мне кажется может быть эффективным и при постепенном одновременном освоении практик. Используется это где-либо?  И каковы дополнительные влияния, на сосредоточенность или протекания пран
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #28 : Декабрь 20, 2017, 13:31:36 »

В связи с этим еще небольшой вопрос, не могли бы прокомментировать медитации с опорой для спины? К примеру сидение около стены или дерева.

И каковы дополнительные влияния, на сосредоточенность или протекания пран
Прокомментирую сам себя :05: Как заметил из опыта, при выполнении именно хатха-йогических упражнений, пранаям, мудр, опора будет мешать, поскольку сушунма не выпрямляется и не ощущается снизу вверх должным образом, что мешает её задействованию как важного инструмента в хатха-йоге.
При длительных же созерцаниях больше часа возможно другая ситуация.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #29 : Декабрь 20, 2017, 15:19:26 »

Некоторые вещи натхи используют: например, такое толстое черное джанеу, как веревка, называется Бхайрава-матанга, ей обкручивают пояс. Это и помогает ровно сидеть при садхане, и предмет священный. Конечно, есть какие-то вспомогательные предметы садханы, но все зависит от того, кто и что считает практикой. Натха-йогины в основном предметам придают как прикладное, так и священное значение (одновременно), так как йога - это для них священный процесс. Просто так для удобства тела – такого нет. Но, наверное, если люди мирские и важен просто комфорт – не проблема, главное, делая те или иные "упаи", не забывать главной цели йоги.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.