Адеш!
Конечно же, Горакшанатх и Девять Натхов - как формы Шивы (Сатья, Кантхар, Сантош, Ачал и др), так и Вишну (Джвалендра, Бхаратри, Наганатх, Ревана и др). Истории Наванатхов как Шивы я коротко рассказал, тех, что Нараяны тоже, кстати, вот еще кто-то о них написал тут: http://dipal.webs.com/navnath.htm
Много есть версий о появлении Горакшанатха и Матсьендранатха. Кто-то верит, что, например, Матсьендранатх был царем в Сатья-югу, и когда оставил тело, то его пупок съела рыба, и из его набхи появился Матсьендранатх. Другая версия, что он обладал сидхами Пракая-правеша и вошел в тело одного царя, оставив свое, потом так отождествился, что решил не возвращаться в старое, пока Горакшанатх не вернул его обратно.
Про Горакшанатха не меньше историй. Натхи верят, что из пепла его дхуни боги Вишну, Шива и Брахма получили силу для творения мира. Дхуни вообще у натхов отождествляется с Богиней, так как дхуни в земле, а земля - есть Мать Дхарти, и поэтому дхуни - источник творения всего, и ее особо почитают.
У натхов, наряду с наличием многих Божеств, есть так же своя Гита (Горакша-гита) и Горакша-пурана, Горакша-упанишада, Горакша-тантра, Горакша-сукшма веда и т.д. И Горакшанатха считают Учителем всех Учителей, Сиддхов и Богов, источником всей науки о йоге (йога-видья), его часто называют Йогешварой. У него очень много символики, и конечно то, что Он - Йогешвара, это именно так и есть. Он, Девять Натхов, и также основатели двенадцати пантхов, такие как Аи Маи (Вимала), Мастанатх, Дхарамнатх, Капилнатх, Вирбанканатх(Хануман-Махавира), Маннатх(Раджа Расалу) и др. Некоторые из этих великих основателей - считаются также и Нава Натхами.