Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Качества ученика  (Прочитано 12311 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Махешваранатх

  • Гость
Качества ученика
« : Декабрь 12, 2006, 16:42:55 »

Джайа Шри Гуру!

Намасте, Гуру джи!
Расскажите пожалуйста. Как должен позиционировать себя ученик в мире. В смысле в мирской деятельности. Следует ли стремиться быть инструктором йоги, если это просто фитнес. Как духовные качества помогают развиваться в мире, и какое поведение в мире помогает духовному совершенствованию?

Заранее спасибо!
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Качества ученика
« Ответ #1 : Декабрь 12, 2006, 18:46:43 »

Джайа Шива Горакшанатха! Джайа Шри Гуру!

Также хотела бы спросить про отношения в семье, ведь это самое близкое окружение человека и в нем ученику предстоит развиваться. Какие духовные качества будут с одной стороны способствовать прогрессу в йоге, а с другой сохранять адекватные отношения в семье? Ведь все-таки если человек позиционирует себя как йога (или просто смиренного ученика) и вроде как занимается самосовершенствованием, а в семье, пусть даже на бытовом уровне, у него всякая фигня, ссоры, то наверное этот человек  не совсем правильно практикует?

Заранее спасибо за ответ.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Качества ученика
« Ответ #2 : Декабрь 15, 2006, 00:46:04 »

Джайя Горакшанатх!

Хорошие вопросы, по делу. Дело в том, что в Индии, у каждого Гуру свои предписания для учеников. Яма-Нияма - это общие принципы. Я думаю, что в условиях России нереальны многие вещи, которые учитываются в Индии. Ну, в самом деле, зачем в Москве носить тришул, дамару, дхоти, курту, камандал и т.д.? Слепо следовать традиции не стоит, просто на примере того, как садху строят свою практику, в зависимости от окружающей среды, можно увидеть то, как необходимо выстраивать свою садхану и связи с окружающим миром, живя в условиях СНГ, да и в любых других. Просто подражать Индии, особого смысла лично я  не вижу, тем более, что в самой Индии, разные виды натхов именно так и поступают, они адаптируются.

Но, в принципе, есть важные моменты, которые должен учитывать ученик и садхака. Они носят не только внешнее значение, но и духовное, психологическое, мировоззренческое. Самый основной закон - это быть искренним с Гуру, не лгать. Например, кто-то может от меня пытаться скрывать то, что  практикует, помимо того, чему я его учу. Для меня нет никаких сложностей увидеть, чем люди занимаются. Поверьте, это не нужно мне -  это нужно Вам самим. Я ценю свободу всех своих учеников, поэтому, я не пытаюсь из кого-то что-то вытягивать и выпытывать. Просто, если вы ко мне пришли как к духовному Учителю, а не как к источнику информации, в виде "справочного бюро по практике йоги", то любая фальшь будет препятствием в духовной практике.

Мне ничего не нужно, так как все и так есть. Ваша отдача -  для вас самих в первую очередь. Я общаюсь с учениками так же, как и они со мной, не потому что я жадный в плане знаний. Просто знания не приносят пользы, даже если они и правильные, тем, кто не относится ко мне как к Гуру. Знания могут быть восприняты неправильно, если нет качеств настоящего ученика. Это мне доказало время, да и не только мне, любой  Гуру Вам скажет то же самое. 

Относительно инструкторства. Ученик - это ученик, но для кого-то он может, в принципе, быть и Учителем. Я абсолютно не против, если кто-то из моих учеников будет себя называть Учителем, если все будут учителями, тогда не будет грызни на тему о том, кто имеет право быть им, а кто нет. Право есть у всех, а кто хороший учитель, кто не очень - пусть люди решают сами для себя. Но кем бы вы ни были для своих подопечных, вы не должны впадать в гордыню. Для своего Гуру вы должны быть учеником и  никогда об этом не забывать. Посмотрите на некоторых учеников, которые едут в Индию, готовящихся получить посвящение или же получивших посвящения от меня. Никто из них не пытается распространять дхарму в меру своих сил. Почему? Ответ прост: потому что у них мотив эгоистичный, они не следуют апариграхе, они только и думают, что о накопительстве знаний, но у них нет чистоты мотивации, вот это для садхаки плохо. Если бы я им сказал: ”Вы Гуру, идите, набирайте учеников и учите дхарме”, вот тогда бы они все сразу стали бы проявлять активность.

Посмотрите на наш форум, на нем пишут, как правило, те, у кого есть намерение помочь многим и помогать Гуру, те, кто стремятся развиваться, те, у кого меньше эгоистичности в намерениях. Hо многие думают о том, как насобирать знаний и использовать их в эгоистических целях. Теоретически, они подгоняют массу концепций под это дело, что мол садхана - это индивидуальное дело, что на форумах пишут только ради пиара или те, кому делать больше нечего, у кого большое эго и т.д. Понятно кто такие версии распространяет и насчет этих людей все предельно ясно. На самом деле, все наоборот: тот, кто проявляет активность не только для себя, в том как раз эгоизма меньше, чем у тех, кто ”гухья-садхака”. Посмотрите на всех этих "гухья-садхаков": это люди глубоко укорененные в своей эгоцентричности, они болтают о том, что им нужен истинный Гуру, а все остальные - так себе, они говорят о ”нагвалях”, чакрах, о путях ”духовных воинов”, но все они сражаются исключительно со своими конкурентами, критикуя чей-то пиар, они, косвенным образом, делают пиар себе. Сражаться надо с самим собой, а не заниматься мышиной возней. Такие люди не могут быть учениками, какой бы Гуру у них не был,  по сути, это не ученики. Как вы думаете, почему они все так дружно трубят о том, что нужен Гуру, где-то за тридевять земель, в Индии? Потому что им нужен Гуру там - формально, а  в остальное время они будут оставаться такими, какие они есть, это не ученичество. Мне встречалось очень много последователей разных традиционных школ в России. На мой взгляд, в наибольших иллюзиях пребывают те, кто пытается из контекста учения выдергивать тантрические идеи: "это не должно отрицаться", "это не есть грех", "это тоже от Бога". Поступать так - иллюзия. Мои ученики концепции такого рода должны рассматривать трезво, они все хороши в теории, но на практике, чаще всего, кроме заблуждений ничего не приносят. Это неправильная санкальпа. 

Я не против, чтобы кто-то строил свои школы, места под солнцем всем хватит. Учите, стройте свои системы, но делайте это на основе чистых бескорыстных мотиваций. Люди ведь не глупые, они не потянутся к вам, даже если вы будeте учить хорошо асанам или будете пандитом. Они чувствуют шакти, а если кроме эгоизма больше ничего не идет, то это интуитивно любой почувствует.

Поверьте, здесь все намного проще, чем может казаться. Неважно сколько людей ходит на занятия, 2 человека или 300, или вообще ни одного, вы практик, вы йог, если никто не придет - вы будете практиковать йогу один, если придут 300 человек - вы будете практиковать йогу все вместе. Это и есть вайрагья и так должен поступать садхака, который обучает других.

Непривязанность к результатам - очень необходима для йоги. Чему людей учить? Вам ситуация сама подскажет чему их учить. Важно то, как это делать, первый закон - не навреди, старайся думать о благе других, по большому счету, они - это ты и наоборот, на занятия к вам придут ваши же зеркала. Учитель и ученик, иерархии - это весьма условно, но  иерархия нужна. Ученик воспринимает, а мастер дает знания, вот почему в традиционных школах не принято сидеть рядом с Гуру, перебивать его, задавать Гуру вопросы, когда он тебя сам не спросит. Когда находишься рядом с Гуру, твой ум должен молчать и ты должен стремиться услышать Гуру. Умение слушать, играет для ученика существенную роль. Ты не можешь услышать ценные вещи, находясь в беспокойном эгоистичном состоянии сознания. В таких случаях, Гуру вам не станет отвечать или ответит так, что ваше эго будет разрушено. Вы пришли спросить о том, что хотите, а не о том, что правильно, пришли спросить о янтрах, хаванах, а он вам говорит про то, что нужна бхакти. Информация без бхакти - это ментальный мусор. На самом деле, она забывается так же легко, как и получается, потому что получается не в том состоянии, которое необходимо для практикующего.

Нет опаснее врага, чем эгоизм. Тот, кто занимается своими делами и кому безразличны дела Гуру,  не может считаться учеником. Почитайте йогические тексты, там об этом постоянно говорится,  почти во всех. Хотя многие почему-то считают, что это не важно, и что это не практика. Просмотрите "Сиддха-Сиддханта паддхати", в ней Горакшанатх говорит очень много о различных сложных аспектах метафизики и философии садханы, а в самом конце, он говорит о том, что все эти знания без Гуру – бесполезны и далее, говорится о том, кому их стоит передавать, а кому нет. Многие тексты дают массу критериев тому, кто такой ученик.

А еще, многие думают, что у меня есть какие-то любимцы, какая-то элита, и поэтому они не могут быть учениками. Я всех рассматриваю как параматму и, даже, если вы себя таковыми не считаете, перед Богом все мы равны, поэтому уровни посвящений, титулы - не должны в ум садхаки привносить эгоистические мысли. Каждый практикует то, что его развивает, титулы, уровни -  это все пандитами и политиками придумано. Всех, кого я принял в ученики, для меня дороги, нет ни одного, кого бы я не считал учеником. Но вы не должны в связи с этим думать, что не нужно делать собственных усилий в практике.  Ученики должны избегать между собой склок и распрей, все мы несовершенны и все мы друг у друга учимся, поэтому уважайте друг друга. Вашему Гуру неприятно будет смотреть на то, как вы строите отдельные ”группировки”, типа ”чакры”. Если кто-то слаб и медленно развивается, не осуждайте его путь, учитесь этикету, помогайте ему ровно столько, сколько он в этом нуждается, повторю ИМЕННО НУЖДАЕТСЯ. В садху-санге так же не должно быть тех, кто паразитирует. Понятно, что гуру-бхаи должны друг другу помогать, но не в ущерб, не так, чтобы за кого-то проходить его пути. Помогать надо, у каждого могут быть временные трудности в чем-то. Если кто-то из учеников просит о помощи и поддержке, и если это действительно практикующий садхака, то ему нужно обязательно помочь, в меру своих возможностей. Дело в том, что все это нужно для вас же.

Наша традиция обладает громадной силой, за множество поколений сформировался огромный пласт знаний. Все, что в моих силах - я сделаю, я повезу в Индию своих учеников, тех, кто искренне стремится к ученичеству и садхане. Я имею доступ к тем, кто достиг очень многого в духовной сфере. Каждый со своими талантами и я сделаю все возможное для развития. Учите друг друга, учитесь сами, обменивайтесь опытом. Если вы будете помогать другим, вам это вернется таким же образом.

Относительно преподавания фитнеса. Почему бы и нет?  Постепенно, в процессе практики, люди поймут, что здоровье и состояние сознания - это вещи взаимозависимые. Разумеется, главное, преподавать так, чтобы это приносило только пользу.
« Последнее редактирование: Декабрь 17, 2006, 15:38:16 от Virati »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Качества ученика
« Ответ #3 : Декабрь 15, 2006, 00:55:57 »

Джайя Горакшанатх!

Что касается взаимодействия с людьми в семье, да и вообще в социальной жизни, первое, что нужно учесть, это то, что мы не замкнутая секта и натхом может быть любой человек, с любой верой. Так существует в Индии, и почему жe так не может быть где-либо еще. Я считаю, подход натхов в плане общения с разными конфессиями или же принадлежностью к ним - весьма трезвый. Более того, Горакшанатх и многие сиддхи, учили тому, что высшая трансцендентная реальность - вне всех определений и в то жe время - все формы являются этой реальностью, даже те, кто не верит вообще ни во что, могут почерпнуть то разумное, что есть в традиции. Наше учение весьма гибкое. Если кто-то не может практиковать хатха-йогу, он может практиковать бхакти йогу, а из йоги брать какие-то элементы, постепенно приходя к чему-то большему.

Вопрос относительно того, как жить в семье и с кем разделять жизнь,  связан  с психологией, это большая тема. Живя с кем-то в браке, приходится считаться с рядом находящимся человеком, разумеется в пределах разумного. И это не удивительно, любовь - это тоже жертва своим эго. Если вам дороги люди, с которыми вы разделяете свою жизнь, то с ними нужно считаться, равно как и они должны поступать так же по отношению к вам. Не стоит из-за каких-то мелких передряг устраивать великих трагедий, в каждом человеке есть разное, рано или поздно он способен преодолеть недостатки. Старайтесь сами учиться у тех, кто вас в чем-то лучше, рано или поздно ваши близкие увидят, что то, чему вы следуете вполне разумно. Видя как вы меняетесь, они примут то, как вы живете. Не стоит слишком сильно быть в конфронтации, если вас не понимают, но также не стоит позволять грузить вас  невежеством. Здесь должна быть золотая середина.

Проблемы на духовном пути нужны. Представьте себе,  как можно быть дживан-муктой, живя в этом мире, если вас хотя бы один из феноменов этого мира втягивает в бесконечное грузево? Изучайте мировоззрение натхов, постепенно вы все лучше и лучше начнете видеть, как правильно поступать, а как нет. Где-то несовершенство может проявляться в вас, а где-то в других, это нормальные вещи. Самарасья возможна тогда, когда вы абстрагированы от многих феноменов мира, но вы в тожe время их принимаете. Это состояние золотой середины и его надо в себе развивать. Я буду рад, если и другие будут делиться своими опытами, не обязательно супер эзотерическими, просто, связанными с жизнью йога в социуме, умение выходить из проблемных ситуаций - очень важно для йога. Конечно, важно и не попадать в эти проблемные ситуации. Пусть каждый делится своим опытом и спрашивает других, как лучше поступить. Это поможет вам действовать, экономя свои силы
« Последнее редактирование: Декабрь 16, 2006, 14:14:21 от Virati »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Качества ученика
« Ответ #4 : Декабрь 15, 2006, 15:50:58 »

Джайа Шива Горакшанатха!

Большое спасибо за подробные ответы, Гуру джи. Будем стараться быть хорошими учениками, а то иногда думаешь, что же я делаю не так, а все дело оказывается в собственном эгоизме. А что подразумевается под "распространением дхармы в меру своих сил"? Для этого необходимо быть инструктором йоги, обучать других людей? Или это возможно без преподавания, например, просто общаясь с людьми, рассказывая им о традиции?
Записан

Махешваранатх

  • Гость
Качества ученика
« Ответ #5 : Декабрь 15, 2006, 19:26:21 »

Джайа Шива Горакшанатх!

Спасибо Вам за разъяснения, Гуру джи.
А каким образом сохранять осознанность и отслеживать свои состояния? Как практика ям и ниям этому способствует? Или если есть другие способы взращивать чистые качества души. Расскажите о них пожалуйста.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Качества ученика
« Ответ #6 : Декабрь 21, 2006, 18:04:24 »

Джайя Шива Горакшанатх!

Да нет, не обязательно йогу преподавать. Просто тот, кто всю деятельность хочет связать с йогической практикой, для того преподавание подходит. Он может этим себе обеспечивать материальное существование, на то, что нужно, на самое элементарное. Но во всем есть свои сложные стороны. Тот, кто учит йоге, должен параллельно общаться с представителями других традиционных школ, чтобы быть профи, разбираться в теме. А иначе это будет только формальное  общение, связанное с йогой. На самом деле, это разный социум. Об этом мало обычно говорят все, но на самом деле это так. Нужно быть готовым к тому, что придется иметь дело далеко не с садху, а с бизнесменами. То же самое происходит с человеком, который не занимается преподавательской деятельностью. Формально он варится в бизнесе, или в какой-то бытовой сфере, но у него иногда бывают просветы и он может спонтанно о чем-то высоком размышлять и что-то практиковать. Постепенно, и та и другая категория, все больше и больше эволюционируют, уже меньше реакций на разную мышиную возню, а состояние, когда ты практикуешь, становится устойчивым, меньше необдуманных действий, больше задаешь вопросов Гуру. Учиться нужно тому, о чем думаешь как о неоднократно  освоенном. Но на самом деле, именно это не до конца проработано. Если   говорить в самом широком смысле, то развитие - вечно. Даже самадхи - это не предел развития, это просто переход на другой уровень восприятия.

Рассказывать о традиции можно то, что вы уже знаете, а о том, чего не знаете, пишите сюда и здесь это будет обсуждаться. Многие вопросы лучше задавать на форуме, ведь ответы на них  все смогут прочитать, осмыслить и написать свое видение, а значит темы будут развиваться и детально разбираться.

Относительно способов отслеживания и преодоления ловушек Майи. Честно говоря я не уверен, что все дело в способах. Отслеживать Майю очень не простое занятие. Майя в уме создает техники борьбы с Майей. Надо быть честными в этом вопросе. До тех пор, пока мы несовершенны, мы не можем никак самостоятельно создавать такие практики или выбирать их из великого множества вариантов. Некоторые корыстные йога-тичеры, нарочно вводят в заблуждение людей, говоря им, что никакой Гуру не нужен, а нужны эффективные практики, что только ты сам себе поможешь. Но они не говорят, что стоит за этим всем "Ты сам", сколько нужно всего пройти и как все должно быть выстроено, сколько законов отвечают за все эти процессы, все их невозможно описать даже в тоннах книг, прежде чем Этот "Ты сам" сможет действовать во всех отношениях безупречно.

Говорить людям, что нужен Гуру, который будет их контролировать, это означает, что учеников у тебя будет очень мало, потому что все поймут на тех примитивных примерах, с которыми обычно все имели дело, например на уровне армейской дедовщины или еще чего-нибудь подобного. Посмотрите внимательно, разве вы что-то контролируете в этом мире? Нет, есть нечто запредельное, то, что натхи называют Алакх Ниранджан, что управляет всем. Поэтому, если кто-то Вам говорит, что научит вас магии и сделает могущественными, можете посмеяться над этими детскими репликами. Знайте, что вашу гордыню и другие низшие качества, используют для личной выгоды те, кому на самом деле до вас никакого дела нет. Они вам дают практику и говорят, что путь бхакти - это путь для слабоумных, а эта вот техника - техника высшего пилотажа. И люди ведутся на эти крючки. Меня сами индусы говорят: "Ведь даже дураку понятно, что то, что преподается возле гхатов -  не Йога, почему же из ваших стран люди едут сюда уже который год? Я их просветил на эту тему и сказал, что на Западе столько навыдумывали стилей йоги, утверждая, что истина именно в стиле, что большинство приезжающих в Варанаси, машинально думают примерно так: "ну вот она Индия, сокровищница йоги, я буду копать и найду тот стиль, который является самым истинным. С такой детской наивностью, эти искатели бегают много лет от одной двери к другой, думая, что все дело в комбинациях асан. Они не хотят понять йогу, как духовную систему. Они задаются только теми вопросами, которые актуальны для западного человека, что в итоге индусы быстро понимают и применяют в своих интересах.

Так вот, и на Западе и  в Индии, все предельно похоже: есть те, кому выгодно питать ваши иллюзии. Конечно то, чему вас учили в разных йога-центрах, на каком-то уровне нужно и полезно. Я не только про йога-центры говорю, а о попытке сделать духовное заматериализованным, живое - мертвым…………

Поэтому, никогда не цепляйся за техники, ищи суть, с которой они все связаны, иначе можно погрязнуть в противоречиях писаний, школ, разных традиций. Строй со мной нормальные отношения и тогда, я тебя многому научу. Я отвечаю за свои слова. На что ты способен, тоже знаю, будешь открытым - получишь знание, не будешь открытым - будут разговоры о необходимости внутренней открытости и чистоте. Это необходимое условие. Я не боюсь тебе это открыто говорить потому, что речь идет об ученичестве, а не кружке "умелые руки"
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Махешваранатх

  • Гость
Re: Качества ученика
« Ответ #7 : Декабрь 21, 2006, 20:48:14 »

Джайа Шри Гуру!

Спасибо!
Записан