Джайя Горакшанатх!
Хорошие вопросы, по делу. Дело в том, что в Индии, у каждого Гуру свои предписания для учеников. Яма-Нияма - это общие принципы. Я думаю, что в условиях России нереальны многие вещи, которые учитываются в Индии. Ну, в самом деле, зачем в Москве носить тришул, дамару, дхоти, курту, камандал и т.д.? Слепо следовать традиции не стоит, просто на примере того, как садху строят свою практику, в зависимости от окружающей среды, можно увидеть то, как необходимо выстраивать свою садхану и связи с окружающим миром, живя в условиях СНГ, да и в любых других. Просто подражать Индии, особого смысла лично я не вижу, тем более, что в самой Индии, разные виды натхов именно так и поступают, они адаптируются.
Но, в принципе, есть важные моменты, которые должен учитывать ученик и садхака. Они носят не только внешнее значение, но и духовное, психологическое, мировоззренческое. Самый основной закон - это быть искренним с Гуру, не лгать. Например, кто-то может от меня пытаться скрывать то, что практикует, помимо того, чему я его учу. Для меня нет никаких сложностей увидеть, чем люди занимаются. Поверьте, это не нужно мне - это нужно Вам самим. Я ценю свободу всех своих учеников, поэтому, я не пытаюсь из кого-то что-то вытягивать и выпытывать. Просто, если вы ко мне пришли как к духовному Учителю, а не как к источнику информации, в виде "справочного бюро по практике йоги", то любая фальшь будет препятствием в духовной практике.
Мне ничего не нужно, так как все и так есть. Ваша отдача - для вас самих в первую очередь. Я общаюсь с учениками так же, как и они со мной, не потому что я жадный в плане знаний. Просто знания не приносят пользы, даже если они и правильные, тем, кто не относится ко мне как к Гуру. Знания могут быть восприняты неправильно, если нет качеств настоящего ученика. Это мне доказало время, да и не только мне, любой Гуру Вам скажет то же самое.
Относительно инструкторства. Ученик - это ученик, но для кого-то он может, в принципе, быть и Учителем. Я абсолютно не против, если кто-то из моих учеников будет себя называть Учителем, если все будут учителями, тогда не будет грызни на тему о том, кто имеет право быть им, а кто нет. Право есть у всех, а кто хороший учитель, кто не очень - пусть люди решают сами для себя. Но кем бы вы ни были для своих подопечных, вы не должны впадать в гордыню. Для своего Гуру вы должны быть учеником и никогда об этом не забывать. Посмотрите на некоторых учеников, которые едут в Индию, готовящихся получить посвящение или же получивших посвящения от меня. Никто из них не пытается распространять дхарму в меру своих сил. Почему? Ответ прост: потому что у них мотив эгоистичный, они не следуют апариграхе, они только и думают, что о накопительстве знаний, но у них нет чистоты мотивации, вот это для садхаки плохо. Если бы я им сказал: ”Вы Гуру, идите, набирайте учеников и учите дхарме”, вот тогда бы они все сразу стали бы проявлять активность.
Посмотрите на наш форум, на нем пишут, как правило, те, у кого есть намерение помочь многим и помогать Гуру, те, кто стремятся развиваться, те, у кого меньше эгоистичности в намерениях. Hо многие думают о том, как насобирать знаний и использовать их в эгоистических целях. Теоретически, они подгоняют массу концепций под это дело, что мол садхана - это индивидуальное дело, что на форумах пишут только ради пиара или те, кому делать больше нечего, у кого большое эго и т.д. Понятно кто такие версии распространяет и насчет этих людей все предельно ясно. На самом деле, все наоборот: тот, кто проявляет активность не только для себя, в том как раз эгоизма меньше, чем у тех, кто ”гухья-садхака”. Посмотрите на всех этих "гухья-садхаков": это люди глубоко укорененные в своей эгоцентричности, они болтают о том, что им нужен истинный Гуру, а все остальные - так себе, они говорят о ”нагвалях”, чакрах, о путях ”духовных воинов”, но все они сражаются исключительно со своими конкурентами, критикуя чей-то пиар, они, косвенным образом, делают пиар себе. Сражаться надо с самим собой, а не заниматься мышиной возней. Такие люди не могут быть учениками, какой бы Гуру у них не был, по сути, это не ученики. Как вы думаете, почему они все так дружно трубят о том, что нужен Гуру, где-то за тридевять земель, в Индии? Потому что им нужен Гуру там - формально, а в остальное время они будут оставаться такими, какие они есть, это не ученичество. Мне встречалось очень много последователей разных традиционных школ в России. На мой взгляд, в наибольших иллюзиях пребывают те, кто пытается из контекста учения выдергивать тантрические идеи: "это не должно отрицаться", "это не есть грех", "это тоже от Бога". Поступать так - иллюзия. Мои ученики концепции такого рода должны рассматривать трезво, они все хороши в теории, но на практике, чаще всего, кроме заблуждений ничего не приносят. Это неправильная санкальпа.
Я не против, чтобы кто-то строил свои школы, места под солнцем всем хватит. Учите, стройте свои системы, но делайте это на основе чистых бескорыстных мотиваций. Люди ведь не глупые, они не потянутся к вам, даже если вы будeте учить хорошо асанам или будете пандитом. Они чувствуют шакти, а если кроме эгоизма больше ничего не идет, то это интуитивно любой почувствует.
Поверьте, здесь все намного проще, чем может казаться. Неважно сколько людей ходит на занятия, 2 человека или 300, или вообще ни одного, вы практик, вы йог, если никто не придет - вы будете практиковать йогу один, если придут 300 человек - вы будете практиковать йогу все вместе. Это и есть вайрагья и так должен поступать садхака, который обучает других.
Непривязанность к результатам - очень необходима для йоги. Чему людей учить? Вам ситуация сама подскажет чему их учить. Важно то, как это делать, первый закон - не навреди, старайся думать о благе других, по большому счету, они - это ты и наоборот, на занятия к вам придут ваши же зеркала. Учитель и ученик, иерархии - это весьма условно, но иерархия нужна. Ученик воспринимает, а мастер дает знания, вот почему в традиционных школах не принято сидеть рядом с Гуру, перебивать его, задавать Гуру вопросы, когда он тебя сам не спросит. Когда находишься рядом с Гуру, твой ум должен молчать и ты должен стремиться услышать Гуру. Умение слушать, играет для ученика существенную роль. Ты не можешь услышать ценные вещи, находясь в беспокойном эгоистичном состоянии сознания. В таких случаях, Гуру вам не станет отвечать или ответит так, что ваше эго будет разрушено. Вы пришли спросить о том, что хотите, а не о том, что правильно, пришли спросить о янтрах, хаванах, а он вам говорит про то, что нужна бхакти. Информация без бхакти - это ментальный мусор. На самом деле, она забывается так же легко, как и получается, потому что получается не в том состоянии, которое необходимо для практикующего.
Нет опаснее врага, чем эгоизм. Тот, кто занимается своими делами и кому безразличны дела Гуру, не может считаться учеником. Почитайте йогические тексты, там об этом постоянно говорится, почти во всех. Хотя многие почему-то считают, что это не важно, и что это не практика. Просмотрите "Сиддха-Сиддханта паддхати", в ней Горакшанатх говорит очень много о различных сложных аспектах метафизики и философии садханы, а в самом конце, он говорит о том, что все эти знания без Гуру – бесполезны и далее, говорится о том, кому их стоит передавать, а кому нет. Многие тексты дают массу критериев тому, кто такой ученик.
А еще, многие думают, что у меня есть какие-то любимцы, какая-то элита, и поэтому они не могут быть учениками. Я всех рассматриваю как параматму и, даже, если вы себя таковыми не считаете, перед Богом все мы равны, поэтому уровни посвящений, титулы - не должны в ум садхаки привносить эгоистические мысли. Каждый практикует то, что его развивает, титулы, уровни - это все пандитами и политиками придумано. Всех, кого я принял в ученики, для меня дороги, нет ни одного, кого бы я не считал учеником. Но вы не должны в связи с этим думать, что не нужно делать собственных усилий в практике. Ученики должны избегать между собой склок и распрей, все мы несовершенны и все мы друг у друга учимся, поэтому уважайте друг друга. Вашему Гуру неприятно будет смотреть на то, как вы строите отдельные ”группировки”, типа ”чакры”. Если кто-то слаб и медленно развивается, не осуждайте его путь, учитесь этикету, помогайте ему ровно столько, сколько он в этом нуждается, повторю ИМЕННО НУЖДАЕТСЯ. В садху-санге так же не должно быть тех, кто паразитирует. Понятно, что гуру-бхаи должны друг другу помогать, но не в ущерб, не так, чтобы за кого-то проходить его пути. Помогать надо, у каждого могут быть временные трудности в чем-то. Если кто-то из учеников просит о помощи и поддержке, и если это действительно практикующий садхака, то ему нужно обязательно помочь, в меру своих возможностей. Дело в том, что все это нужно для вас же.
Наша традиция обладает громадной силой, за множество поколений сформировался огромный пласт знаний. Все, что в моих силах - я сделаю, я повезу в Индию своих учеников, тех, кто искренне стремится к ученичеству и садхане. Я имею доступ к тем, кто достиг очень многого в духовной сфере. Каждый со своими талантами и я сделаю все возможное для развития. Учите друг друга, учитесь сами, обменивайтесь опытом. Если вы будете помогать другим, вам это вернется таким же образом.
Относительно преподавания фитнеса. Почему бы и нет? Постепенно, в процессе практики, люди поймут, что здоровье и состояние сознания - это вещи взаимозависимые. Разумеется, главное, преподавать так, чтобы это приносило только пользу.