Адеш!
Спасибо, Tim, за добрые слова. Да, помню, было очень душевно и очень надеюсь, что народ отвоюет свои права, так как верно было сказано Maks108 про локдаун, мягко сказано о том, что происходит в Европе и где-либо еще.
Теперь по вопросу о христианстве и натхах. Я неоднократно беседовал на эту тему с патриархом Натха-сампрадаи, Гуру джи Шри Аведьянатхом, в личном общении он мне много раз говорил о том, что считает Ишанатха (Иисуса Христа) натхом и, вне сомнений, Сиддха-пурушей, инкарнацией Шивы. Можно как угодно относиться к этому, но я передаю дословно. Более того, как-то для одного йога-центра в Москве я организовывал встречу с ним, было человек тридцать, где-то остались фото и какие-то короткие видео. Так вот, я думаю, многие помнят что он и тогда об этом говорил. Далее, мне говорил также и глава Джамата, Йоги Сомварнатх, что натх может рассматривать Иисуса Христа как Натха -сиддха-пурушу, быть христианином и сущностно натхом одновременно.
Теперь перейдем к технической части, это уже немного сложнее, но не настолько, чтобы совсем невозможно. Что такое вообще санскритские мантры? Тут не всегда достаточно даже хорошо знать санскрит, я знаю, что даже в России некоторые на санскрите составляют мантры Иисусу, но этот человек, например, гомосексуал и занимался совращением мужчин. Я сначала отказывался верить, ведь человек говорил, что все это неправда, и что он при этом учит шактизму, но потом появились неопровержимые доказательства. Очень грязный и лицемерный тип, как и вообще все, кто из его ближайшего круга, вот такое существо составляет на санскрите мантры для Иисуса Христа. Какой смысл это использовать для практики, если вся грязная карма такого человека будет примешиваться, пусть и к грамматически правильно сформулированной мантре? У каждой санскритской мантры есть свой Риши (тот, кто открыл эту мантру), это должен быть очень чистый человек и настоящий Сиддха. Я спрашивал у разных своих Гуру, у Чидгхананданатха, Аваниша Пандея и многих других, разные тонкости, например, можно ли мантры составлять на своем родном языке и т.д. Гуруджи Рамешчандра (Чидгхананданатха) говорил, что можно и на санскрите, если Сиддхи реализованы, в таком случае, ты сам и будешь Риши данной мантры, сам составляешь нужный метрический размер и т.д. Но даже владение составлением стихов, знание хорошо метрики не достаточно, надо знать много тонкостей в самой тантрической доктрине. Поэтому да, можно конечно, как вы и написали, к имени Ишанатхи в дательном падеже добавлять сампуты, но если первая – общая для индийского тантризма, то вторая должна увязывать упасану со Шривидьей, что требует хорошую реализацию например Шривидье.
Мне многие говорили в Индии, что возможно составлять и на своем родном языке, ведь термин мантра (मन्त्र mantra) происходит из дхату मन्त्र् mantr, расшифровка согласно "Шабдакальпадруме" трактует мантру как превращение вашей речи в таинство – मन्त्र्यते गुप्तं परिभाष्यते इति mantryate guptaṃ paribhāṣyate iti. Я бы термин "гутпа" трактовал не просто как "скрытое", но и как то, что запредельно в отношении профанного миру. Ведь тайное, даже не столько потому что ты формально это скрываешь, хотя конечно, такие предписания безусловно есть, но это скрыто уже самим фактом причастности к наивысшему источнику, что раскрывается только тому, кто способен задействовать наиболее глубокие уровни своей души, где она не раздельна с Богом. Само телесное (вайкхари) вербальное выражение хоть и может иметь звуковые особенности, тона, ритмы, однако, на промежутке (мадхьяма) между озарением (пашьянти) и просто физическим произношением есть некая чистая сакральна идея, которую мы выражаем. А выше только сама божественная суть, в который мы находимся через состояние собственного тотального присутствия (самадхи) в Боге. Я думаю, при наличии вышеупомянутого, не имеет значения на каком языке данная мантра, однозначно она дарует сиддхи (совершенство), и может рассматриваться как сущностно имеющая природу мантры.
Эта связь с высшим источником очень важна и происходит через определенные духовные каналы, которые были открыты ранними носителями той или иной традиции. Слово "гупта" может еще означать "скрытая" и, поэтому, "защищенная", что вы можете выявить и в других интерпретациях термина "мантра", например как "ман" (ум) и "тра" (защита), т.е. надежность защиты подразумевает и проверенность временем. Ум, направленный на Чистый Божественный источник и есть защищенный ум или одухотворенный ум, он является мантрой. Тут очень важна "юкта сампрадана" (совершенная передача без искажений и подмешиваний чего-то несовершенного) или, говоря иначе, Сампрадая, система передачи от первичного источника без искажений по Парампаре (совершенной, неразрывной преемственности), от Сиддха Гуру к правильному ученику, который выявляет в себе то же самое, что есть в Гуру и раскрывает это в себе. Если что-то не так в ученике или Гуру, то цепь передачи может быть сущностно оборвана, поэтому тут важна обоюдная уверенность друг в друге, без малейшего пятна сомнения.
Насколько я знаю, Библия переводилась на санскрит, видимо, и псалмы, и прочее можно использовать оттуда. Но, в любом случае, если вы собрались конкретно иметь дело с христианством в санскритском формате, то надо изучать достаточно глубоко и санскрит. Вы конечно можете увидеть т.н. шабар-мантры, где используются и разговорные индийские языки с диалектами, мантры на этих языках бывают санскритизированными. Но, очевидно, провести такое "взаимное врастание" санскритских мантр с разговорными индийскими языками проще и естественней в связи с исторической связью данных языков. Там есть определенная плавность перехода разных уровней по сути родственной культуры (санскрити). А как это сделать в связи с нашими европейскими языками, думаю, задача очень непростая. Знаете, мне как-то Гуру сказал, что все эти элементы, это бесконечный океан, на все не хватит и жизни, и если тягу на эксклюзив порождает неконтролируемая "бхога", то очень легко утратить наиболее важные вещи. И в самом христианстве, и в индуистской санскрити так много всего, что проще, из того обилия что есть в каждой среде, выбрать наиболее актуальное, но искренне это изучать. Думаю, здесь еще важно найти единомышленников, морально чистых людей в обеих конфессиях, готовых к глубокому межрелигиозному диалогу. В свое время, живя в Мельбурне, я был участником такого проекта, мы и сейчас поддерживаем общение, но на данный момент я глубоко ушел в личную практику йоги, причем настолько, что готов навсегда остаться жить в одном месте, в лесу и горах, с учетом того что сейчас твориться в мире, и полностью посвятить себя непрерывной садхане. Но посмотрим, как дальше в мире сложатся обстоятельства, если хоть немного лучше чем то, что нам обещают мирские ракшасы у власти (надеюсь их еще осудят на международном уровне), то конечно, я приеду в Ригу. Тем более, там остались преданные мне ученики, и в России, и во многих других странах, для некоторых из них проще, чтобы я туда приехал, чем им ко мне через моря и океаны.