Адеш!
Ещё раз спасибо за ответы,спасибо за разъяснения.Правда вникая в суть того,о чём Вы говорите, вопросов становится всё больше, а многие темы обсуждать на форуме всё сложнее.Недостаёт личного опыта и дополнительной информации.Поэтому использование простых и адекватных для понимания методов мне кажется наиболее возможным.В связи с этим вопрос:а собственно насколько целесообразно использование описания Горакшанатха-пуджи выложенной в сети?И ещё.Возможно было бы выложить в сети описание практик сампрадаи со Шри-янтрой?Почему есть разница в терминологии - Шри-янтра и Трипура Сундари?
Да, Крипанатх, эту пуджу можно использовать, но самое основное - дикша мантра. Вариаций пудж много, но основное – это мантра. Относительно отличий и сходств между Шри Видьей и Натхами. Могу коротко рассказать об основных. В практиках Шри Видьи нет большого количества асан, не используются шат-кармы (очистительные техники), а также в ней по-другому рассматриваются 16 адхар, они используются в практике мантра-садханы. Ещё в Шри Видьи используется только санскрит, а у натхов в Шабари-мантрах и санскрит, и хинди и др. Шри Видья - брахманическая школа и отчасти (если она не каулическая), может быть связана с орденами дашанами, некоторые саньяси в Шри Видьи носят данду (дандины). Натхи с дашанами (10-ю орденами, основанными Шанкарачарьей) не связаны. У натхов практики работы с телом рассматриваются так же как дополняющие методы раджа-йоги, в Шри Видьи, подготовка к пробуждению и поднятию Кундалини совершается посредством ритуалов и их интериоризации.
Все кого я встречал в России и многие в Индии, не знают предназначения 16-и адхар, применительно к практике йоги: они пересказывают какие-то короткие фразы из книг или сказанное кем-то, но не понимают, что это и какую они выполняют функцию в йогической садхане. Если ты начнешь читать всю литературу по йоге, изданную на Западе, хотя её и на хинди немало, ты увидишь там массу вещей, говорящих о том, что автор просто бездумно передрал информацию у себе подобного. Например, есть люди, которые пытаются чакры соотносить с физиологией, думая, что йога-мудра, например, развивает манипуру, пашчимотанасана - муладхару, ширшашасана - аджна-чакру. Но все практики йоги, такие как вьяямы, асаны, развивают сукшма-шариру, а вот когда уже происходит интеграция этих энергий, связывание (бандхана), тогда интегрированная энергия раскрывает силы чакр. А происходит это именно посредством тех самых адхар. Адхары - это точки в энергетическом теле, они видны в виде сгустков света, когда праны интегрируются, то разные вибрационные чистоты соединяются в одну, тогда из адхар проявляется сила чакр. Только после этого можно говорить о чакрах и каком-либо мистическом опыте. А всё, что несут разные экстрасенсы и йоги-медики, да и большинство тех, кто преподает йогу, «о подпитке чакр, чистке асанами, шат-кармами и т.д.», это чаще всего полная туфта. Они могут манипулировать с вайю и энергиями в тонком теле, но на чакрах это почти никак не отражается. В Шри Видьи ты себя чистишь другими методами, после чего приведя своё общее состояние в равновесие, ты можешь пробудить Кундалини. По Горакшанатху, чакры находятся именно внутри адхар, которые являются жизненными центрами, связывающими многие элементы тонкого и грубого тела. Прана же, сама по себе, для большинства живых существ не является духовной силой, потому что она ещё должна стать таковой, посредством правильно практикуемой садханы, где каждая мелочь может играть большую роль. До тех пор, пока сознание зависит от материального, пока не произошло развязывание грантх, человек живет на уровне ума и чувств, он может активировать второстепенные нади, которые идут к каналам чувственного восприятия и органов действия, но не сушумну. Она конечно может быть иногда активна, но крайне редко. Что такое развязывание грантхи, которые препятствуют пробуждению Кундалини? Во-первых, надо понять, что такое грантхи вообще, нигде ни в одной книге вы не встретите нормальных объяснений этому и я знаю почему. Они только говорят, что это энергетические сплетения и что пока они есть, Кундалини спит. Шри Видья нам даёт ответ, а ещё ответ может дать правильная практика. Шри Видья говорит, что грантхи также соотносятся с огнем, солнцем и луной, что существует три Кундалини: Агни-кундалини, Сурья и Чандра-кундалини. Следовательно, грантхи не просто блоки, препятствующие пробуждению Кундалини-шакти, они препятствуют пробуждению только тогда, когда они пребывают в виде сплетений, что подразумевает некую разницу в энергетических потоках. Когда посредством чистого и правильного образа жизни, ты создаешь в себе некую чистую психоэнергетическую среду, то энергия становится целостной и как говорят тексты, Кундалини-шакти «распрямляется». Патанджали говорил, что это «читта-вритти-ниродхах», «бодхичитта» - говорят буддисты. Всё что есть в человеке, все это нужно, при пробуждении ничто никуда не исчезает, просто появляется нечто, после чего ты становишься другим. Когда я практиковал до Индии, то устраивал себе интенсивные ретриты, тогда и получил опыт пробуждения, но не было никого, кто мог бы это состояние окончательно стабилизировать, всё что мне приходилось раньше делать - это идти методом проб и ошибок, корректируя по интуиции. Но я никому не советую сейчас идти таким путём, сейчас есть очень много информации, всё что нужно, это отметать лишнее и брать самое лучшее не теряя времени. Практики Шри Видьи и Натхов связывает то, что сейчас принято называть Кундалини-йогой. Но нужно понять одну очень важную вещь, что для этого важна хорошая подготовка, каждому человеку свойственно не замечать изъянов в себе, и каждый способен чего-то достичь, однако малейший прокол может всю практику свести на нет. Поэтому главное не спешить, изучайте, практикуйте умеренные методы, учитывая все полезное для садханы.
Меня радует, что Вы задаете вопросы по Шри Видьи и про то, как практики связаны между собой. Самое главное не впасть в эгоизм, гордыню, на этом «посыпался» больший процент людей. Конечно в этом мире нам нужна гордыня, гнев, жадность, но только в определённой мере. В натха-сампрадае мы не считаем что-то окончательно плохим или хорошим, мы стремимся к гармонии с своим существом и с миром. Я Вам передал основные мантры, которые желательно ежедневно практиковать как нитья-садхану. Конечно, мантр великое множество: ведические, пуранические, тантрические, шабари. В натха-сампрадае используются все.
Относительно мантр могу сказать, что есть общие мантры т.н. «Маха-мантры», это такие как Шива-панчакшара мантра, Харе-Кришна, Адья-кали мантра, так же очень распространена Наварна-мантра, Ганапати-мантра. Если они читаются как средство для взращивания бхакти, конечно можно читать пока их, так как получается. Я помню, как-то одному человеку, который хотел от меня получить сразу как можно больше мантр, перечислил предписания, существующие в тантрах, после чего он мне честно сказал: «Нет, это для меня очень сложно, я пожалуй пока одни асаны поделаю». Но, на самом деле не всё так страшно, просто многие тантрики в Индии, действительно часто практикуют мантра-садхану, для конкретных и вполне материальных результатов, и разновидностей этих практик немало. Совершается ануштхана, начитываются определённое количество раз различные мантры, при этом делается асана или янтра из определённого материала. Всё это напоминает народную магию. Но это всё материальное, очень сложное и даже опасное занятие. Поэтому лучше всего для нитья-садханы (постоянной практики) выбрать одну основную мантру, поставить самую высшую санкальпу, а остальное придет само.