Ну так, чисто теоретически, utkIlaka или utkIlana - отпирач. Если килака - "колышек" или "щепа, лубок (которым фиксируют части сломанной кости)", застолбляющий элемент мантры, то уткилана - действие этой килаки, поднятие, вытаскивание, вынимание колышка, букв. "вверх-килака",. Вот, к примеру, из одной кавачи:
hrauM bIjaM tu samAkhyAtaM hrIM zaktis samudAhRtA .
OM kIlakaM samAkhyAtam ucchair utkIlakaM tathA .. 6 ..
hrauM - семя, hrIM - потенция, ОМ [как] колышек сообщен, мощно ("с высотами") отпирающий также.
А может и так, что килака застолбляет на новом, высшем уровне (это уже мое предположение). Тут в одной книге (Hayagriva the horse-headed deity in indian culture) приводятся некие вайшнавские ритуалы, дак там килаку советуют размещать на уровне стоп (pAda). )
_______________________________________________________________
Ну и раз уж я отвечаю, скажу еще чуть-чуть о Раху/Дхумавати и их антиподах.
1. Поглощение собою всех форм, dhUM, - органическая часть Лалиты, aiM klIM sauH.
Так, в книге "Свами Лакшманджу. Самореализация в Кашмирском Шиваизме" о бидже sauH пишется:
...Кшемараджа открывает нам, что высшая, тайная мантра саух является инструментом поглощения этого проявления. С помощью этой мантры ученикам и духовно ищущим показано, каким образом можно положить конец миру элементов и постоянно пребывать на уровне элемента Шива.
...Она является высшей мантрой. Она не создающая мантра, она разрушительная мантра. Почему? Потому что она сворачивает полный цикл тридцати шести элементов. Эта мантра показывает вам способ, как свернуть их, как отказаться от этих тридцати шести элементов и в конце остаться в элементе Шивы. Так что эта мантра — не расширение, а свертывание. И это свертывание в действительности является не разрушением, а сжатием, точно как гигантское дерево сжато в семени.
Несколько схоже с Дхумой-ночью пралаи, правда?
Это можно представить как.. ну, скажем, вот как в любой стране обязательно должны быть свои МВД и служба безопасности, пресловутые "бойцы невидимого фронта", так и просторам Сомы/Сундари нужно что-то, что будет устранять ущербные версии сомы. Получается, Раху и Дхумавати - это госаппарат, обязанный каждый миг атаковать-заглатывать эти пристанища ущербной сомы, пристанища обилия вещей, пространства ума и физического космоса.
2. Дальше, про единство Раху и Чандры.
Двумя главными функциями нашей луны, манаса, являются санкалпа и викалпа. Если мы говорим, что Раху морочит мозги, то в этом влиянии тоже присутствуют оба действия, санкалпа и викалпа. Впрочем, прежде чем продолжить, необходимо заглянуть в словарь:
saMkalpa - букв. "устраивание вместе с, связи с, приобщения"; это настрой, настроенность на, настроение к, настройка на определенный лад; упорядочивание, организация отдельных ощущений в одну конструкциии-идею, вплетение отдельных в общую концепцию; принятие/придание соответствующего вида; увязывание c, приведение в соответствие с (очевидно, со стандартами из буддхи?); [образованная из массы мыслей] идея или замысел, затея.
vikalpa - букв. "устраивание отличного, в разницу от, идущего врозь от, идущего в стороны от"; это устраивание альтернативного, многих вариантов-вариаций; выдумка, воображение, другая интерпретация, другой вариант, хитрость, изобретение и др.
Одержимость духом одной идеи, увлеченность - это просто крайнее выражение санкалпы, настроения к чему-то или настроенности на один лад. Неординарная креативность, смелый полет фантазии (иногда вплоть до жизни в ней, майя) и добывание из символа новых значений (качество-зародыш острого на глаз Кету) - это просто крайнее выражение викалпы, вариации и выдумки. Таким образом, как радикальные формы санкалпы и викалпы Раху - аспект, часть механизма, одна из "шестеренок" манаса, а не чежеродный элемент в нем. Вынь его, и будет застой.
Ну, "радикальные" - это если мы смотрим снизу вверх, конечно. А вот если какое высокое существо посмотрит сверху вниз, то оно увидит картину по-другому: именно Голова асуры - нормальное, природное состояние санкалпы и викалпы. Когда Голова - слепая увлеченность - теряет в силе, отступает, сдает пространства ума обилию идей, то превращается в своего лучистого врага, свою еду. Происходит переход от гомогенности к обильности, и уже Луна яляется аспектом Раху. По сути дела, в основе каждого - и молочного, и дымчатого - лежат по два общих космических принципа, санкалпа и викалпа, "вместе" и "врознь". Две такие разные грахи - и устроены по одному принципу, и могут быть аспектами друг друга, как те Дхумавати и Сундари.
3. Ну и, наконец, раз уж тут пошли стихи, приглашу и я в небольшой литературный поход, но сначала предисловие.
Каждый может ощутить присутствие в своей луне проявления бидж наших героев, rAM и dhUM: это любовная страсть или навязчивая идея. Когда ум оккупировала одна, внимание к другим постоянно сбивается, ничто другое в забитую голову просто не лезет. Эдакий, знаете, "человек рассеянный с улицы Бассейной". Очевидно, когда все твое существо заполнено одной, на пространствах ума - без посторонних, весь космос ума наконец поглотился одной.
..Так вот, к чему веду? Кажется, идеальная (потому ж и рекомендую) иллюстрация этих принципов, описание всех "фирменных фишек" Раху - рассказ "Хотя держит нос налево" Генри Карттнера. Это вариация на тему Второй Мировой, хорошей преамбулой к которой были бы слова из нее же самой: "Мы -- раса логиков. Мы побеждаем логикой, поскольку арийцы -- это суперраса. Но когда сверхлюди понимают, что не могут справиться с собственным разумом..."