Адеш!
Мантра «аИМ хрИМ шрИМ» является кубджиковской, но, как вы знаете, с нее начинаются многие мантры в Шривидье. Все это интересно, потому что ранняя Шривидья (культ Кама-калы) была в основном каулической и, возможно, имела много общего с Крамой. Из этого культа многое, как эссенцию, извлекли натхи и поклонники культа Кубджики (сейчас он, как полноценная традиция, существует только в Непале у неварцев). У неварцев, как одна из амнай, есть и Шривидья. Так как я сейчас сам принадлежу к клану раджопадхьяя, то, собственно, моя Шривидья на данный момент во многом перешла в их практику почитания Трипурасундари. В индийской же Шривидье тоже есть поклонение Кубджике и некоторые ее мантры (далеко не то же самое, что у неварцев), однако, в Шриянтре и в поклонении амнаям она представлена как западная амная.
Да, вы правы, если всю мантру Кубджики свести к одной бидже, это будет "аИМ", а если точнее, ее минимальный элемент - анусвара (точечка над самим слогом), которая символизирует питху Матанга, и Канкону также. Если разворачивать дальше, то неварцы в написании используют другие мантры, отличающиеся от тех, что существуют везде в Индии. У неварцев это называется кутакшара (скопление слогов в один элемент), например такие как хскхпрем, хсоуХ, хсоуМ, соуМ, кхпхреМ, хасакшамалавараюМ, сахакшамалавараюм и т.д, и т.п. Их очень и очень много, и они пишутся слитно, не горизонтально, как обычно, а вертикально. И внешне это чем-то напоминает тибетский язык, хотя на самом деле, это неварское написание санскритских кутакшар.
Пурвамная в Шривидье представлена в трех первых чакрах Шриянтры, начиная с Трайлокьямоханы, Дакшина - в трех других, а Пашчима - это само сердце Шриянтры, она в виде Навайони-чакры с вагдеватами, Кама-калы и центра (бинду). Уттарамная - это Шриянтра со всеми ее аваранами. Неварцы, когда почитают Кубджику, сначала делают специальную стхандилу, на которой рисуют ее янтру, на нее ставят сверху Шриянтру в виде меруприштхи (трехмерную) и в самой Шриянтре могут почитать Кубджику. Правда, не всегда у них много элементов (я дал обещание не рассказывать, меня Гуруджи недавно попросил, чтобы я не писал больше о пуджах много, как, например, в последнем номере "Адеша"). Если коротко, то они почитают Кубджику в своей руке, в питхах, в огне (самварта-мандала), в телах участников чакра-пуджи (агама) и др. У них белому, если кто-то и может передать пашчимамнаю, то только очень квалифицированный раджопадхьяя, что фактически невозможно, так как их осталось столько, что можно сосчитать на пальцах одной руки. Все те РП, кто передают посвящения для Кармачари (помощники в ритуале) или Джоши (астрологов), именно Кубджиковское, те Раджопадхьяя (их семьи) в основном находились на материальном обеспечении некоторых королей Непала. Многие из их родственников живут в Америке и Англии, они богаты, и купить их за бакшиш (как это делают некоторые туристы в Индии), думаю, нереально. Эти Раджопадхьяя Кубджику почитали внутри неварского культа Богини Таледжу. Кстати, я был внутри храма Таледжу, один раз меня Гуру туда проводил. Внешне ничего такого особенного, но сама атмосфера весьма непростая. Кстати, говоря о гупта-садханах, в большей степени неварцы, да и хинду тоже, все-таки учитывают и священность самой атмосферы в храме. Они потому и не пускают не хинду в такие храмы как Таледжу, Пашупатинатх, Джаганатх, Вишванатх и др., по той причине, что это ведет к осквернению атмосферы. В какие-то места, типа Вишванатха, еще можно пройти, а вот, допустим, в Джаганатх, Пашупатинах, Таледжу, думаю, будет очень нелегко. Как вы знаете, почитание питхов и т.п. - это садханы, которые дают прояснения на тему того, что можно считать тайным, это, скорее, сам Даршан Богини в ее тонком виде. Ведь понятно, что сама техническая часть даже самого секретного ритуала может быть напечатана или продана за деньги какими-то нечистыми адептами. Так и есть, вы можете найти в книжных магазинах в Индии, если внимательно поищите, описание ритуалов вамачары, но при этом все Гуру говорят о том, что без передачи это все бесполезно. Так и есть, Гуру дает даршан Богини через практики, а не практики сами по себе. В этом плане Горакшанатх, будучи учеником своего Каула-гуру Матсьендранатха, взял сущность ритуала вамачары, эту сущность он связал с внутренними практиками йоги, а сами ритуалы свел к упрощенным и минимальным по технической сложности. Т.е. Горакшанатх предпочел погружение в сущностно-мистическое, а не во внешнюю, пусть и технически необыкновенную, ритуалистику. Ритуал любой все равно привязан больше к стхула, а йогический опыт - к сукшма. Как бы там ни было, даже не для натха это может дать разную пищу для размышлений, очевидно, ее качество зависит уже от кармы человека.
Извиняюсь, что, возможно, я отклонился от темы бидж, и перешел на межсампрадайные связи.