Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Мантры  (Прочитано 600256 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Re:Мантры
« Ответ #540 : Сентябрь 08, 2010, 18:59:57 »

Каждый человек может идти своим путем и использовать те или иные практики, которые оказыватся эффективными для этого человека; это может быть строго традиционное, может иметь традиционные корни или где-то заимствовано, или найдено в глубине собственного сознания. Почему вы считаете, что божество не может быть "клевым чуваком"? Вам само божество сказало, что таким оно быть не может?

Я полагаю, что все эти эти сущности явл-ся в какой-то степени проекциями сознания самого человека; человек так и говорит - для меня это так и божество принимает такую форму, для тебя может быть по-другому. В конечном итоге это все проявления единого божественного источника сознания и настройка на образ божества используется как костыль постижения недвойственного состояния, а оно и есть  океан блаженства и радости. Вы считаете необходимым поклоняться и молиться этому сознанию, может для кого-то это тоже путь. Что же человек поднял может он сам для себя определить, я могу только смотреть не загоняется ли он в своих иллюзиях и что он говорит и насколько это вибрирует с моим пониманием и ощущениями на данный момент. Точно также можно спрашивать что поднляли многое "традиционщики", если у вас есть свой опыт, то поделитесь, а если нет, то осуждать преждевременно человека по крайней мере не этично.
Записан

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Re:Мантры
« Ответ #541 : Сентябрь 08, 2010, 19:09:53 »

Цитировать
Пожалуйста, назовите конкретных тантриков, конкретные вещества и конкретные ситуации в которых они используют их. И в любом случае, если человек тантрик (а не просто называет себя таковым) - значит, у него есть Гуру, который дает своё благословление на ту или иную практику.

Конкретных тантриков я видел только в Индии, но насколько они релизованны я не могу судить. Я достаточно побродил на Кумбха Меле и видел множество курящих траву йогинов. О принадлежности к той или иной традиции я не стал вдаваться, потому что они плохо знали английский и общение было затруднено, все что я понял по их жестам - так они по их мнению постигают суть божественного сознания. По литературным источникам читал книгу Р. Свободы, где писалось об употребелнии веществ, есть пара приятелей, которые весьма удачно сочетают вещества. Вещества не отностся к определенной традиции, они помогают постигать и видеть саму суть сознания, из которого можно постигать саму суть явлений. Для этого необязательно иметь гуру, потому что Гуру здесь явл-ся само собственное божественное сознание  и озарение, которое от него исходит.

По поводу сексуальности богинь читайте внимательнее, там сказано, что не та обычная сексуальность имеется в виду, а сама изначальная чистота сексуальной энергии. 
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re:Мантры
« Ответ #542 : Сентябрь 08, 2010, 19:58:38 »

Ну зачем вся эта "пурга" на ЭТОМ форуме?
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 212
Re:Мантры
« Ответ #543 : Сентябрь 08, 2010, 19:59:39 »

Каждый человек может идти своим путем и использовать те или иные практики

А какие практики он использовал? Какой результат?
У него открылся дар целительства? Спички взглядом поджигает? Пишет божественную музыку, стихи? Декламирует древние тексты и даёт комметарии на них?
Или просто ему  кайф и на этом проявление шакти заканчивается?
Записан

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Re:Мантры
« Ответ #544 : Сентябрь 08, 2010, 20:13:40 »

Ну зачем вся эта "пурга" на ЭТОМ форуме?

Мне интересно разобраться. Но похоже лучше ответы находить через собственную практику. Чем полагаться на мнения. Что из этого вы называете "пургой"? Вы можете что-то описать из своего опыта и своей практики, что по-вашему явл-ся истинной? Пока о результатах никто кроме Гуруджи ничего не написал. Я же не спрашиваю поджигает ли здесь кто-то взглядом предметы. Пока одни критики и никакого конструктива. Вас интересует результат или традиционность того или иного подхода? Если натхам на этом форуме это все неинтересно и они переросли уровень обсуждаемых вопросов, то хотелось бы услышать что явл-ся правильным и почему и к какому результату приводит.   
Записан

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Re:Мантры
« Ответ #545 : Сентябрь 08, 2010, 20:22:34 »

Каждый человек может идти своим путем и использовать те или иные практики

А какие практики он использовал? Какой результат?
У него открылся дар целительства? Спички взглядом поджигает? Пишет божественную музыку, стихи? Декламирует древние тексты и даёт комметарии на них?
Или просто ему  кайф и на этом проявление шакти заканчивается?


На этот вопрос мне сложно ответить, потому что не так много общался с этим человеком. Насколько я понял, вся суть явлений проявляется в результате трансформации сознания прежде всего, а не проявлений различных сиддх. Как он говорит, это дало полное очищение сексуальной энергии и раскрыло центры, начиная снизу вверх. Тело и сознание наполняется чистой божественной энергией.
Практики - в основном пуджа, медитация на образ божества в сочетании с работой гомеопатических препаратов через проявление их действий в дневном состоянии и сновидениях. Как он говорит, эти препараты (есть препараты как общеочистительные, так и работающие непосредственно с удалением встроенных программ во внутренней энергии), они раскачивают общую энергию, так и нижние центры; еще он что-то из йоги делает, полученной у одного мастера в Индии, но какая традиция я пока не уточнял, в основном общались на другие темы.   
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #546 : Сентябрь 08, 2010, 20:29:05 »

Шри Гуруджи Адеш!

Ганеша - часть Богини, и в каком-то смысле, с ней - одно целое - "ганеша-гаури бхьям". Она проявила Ганешу из кремов, которые использовала при умащении своего тела. Почитая Ганешу, вы косвенным образом почитаете и Богиню. Так вы можете пробудить Кундалини-шакти. Но это произойдет на должном уровне только тогда, когда садхана станет регулярной, а для этого нужен Гуру. Я много лет жил возле своего Гуру, и знаю это не в теории, а на практике. Временное пробуждение Кундалини - это не есть что-то необычное. Мои Учителя говорят, что Кундалини вообще всегда пробуждена, вопрос лишь в том, как и где. И мои Гуру в Шривидьевской традиции, и в Натховской, и в Неварской, говорят, что это слишком сокровенные вещи. Помню, один раз имел смелость поделиться со всеми своим опытом в виде рассказа, после чего убедился, что говорить об этом с теми, кто далек от садханы, смысла нет никакого. Это подобно тому, как нет необходимости рассказывать все тонкости своих интимных отношений. Все может быть опошлено и не понято, каждый все воспримет и истрактует в соответствии со своими помрачениями, по таким отзывам и версиям вы не узнаете потом себя, а, скорее, узнаете, что из себя представляют те, кто вас выслушал. По этой и по многим другим причинам ни один настоящий садху, садхака, никогда не станет демонстрировать сиддхи или много говорить о своих мистических опытах, к чему относится, конечно, и пробуждение Кундалини. Сиддха-йогинам явно не нужны чьи-то бесполезные признания, они слишком зрелы и самодостаточны для такого. Демонстрация не нужна также и тем, кто находится на стадии ученичества и у кого раскрылись какие-то сиддхи, в связи с тем, что, не окрепнув в садхане, они могут эти сиддхи потерять.
Что касается Ганеши, он действительно очищает тело, сознание, устраняет многие, сделанные вами ошибки, поэтому во многих тантрических традициях с него начинается любое поклонение.
   Кстати, когда я приехал из Индии в Россию, долго не быв в ней, встретил многих интересующихся индуизмом, удивился, что они не знали этого. Потом все дружно заговорили об этом. Когда я сказал, что многое от КШ сохранилось в Шривидье, то все махом туда ринулись. Никто не говорит, что их всех туда повлекло, многие о многом умалчивают, но и я помолчу, у меня многое есть уже давно, и я доволен многим. То, что есть, то уже не потеряю, и это работает, об этом лишь могу сказать.
   Если вы хотите пробудить Кундалини и раскрыть свой духовный потенциал, то я советую сделать три вещи:

1) Не спешите с выбором Гуру, а лучше подумайте как следует над тем, что значит быть полноценно учеником согласно традиции и что значит полноценно практиковать садхану.
2) Найдя настоящего Гуру в подлинной традиции, примите у него посвящение и сделайте все усилия для того, чтобы ваша практика и отношения с Гуру стали стабильными.
3) Изучайте тексты традиций, которые непосредственно связаны с Кундалини-йогой, такие как Кубджика, Натха, Шривидья, Трика, Кали-видья.

   В некоторых традициях какие-то знания были утрачены, и нет Гуру, которые могут посвящать, например, в Трике. В СНГ были те, кто себя выдавал за таковых, их и сейчас немало, но это смешно. Придумывают нелепости про индийских Гуру такие, что даже нет желания это комментировать, потому что не хочется себя приравнивать к подобной категории людей. Серьезные диспуты возможны только с теми, кого считаешь хотя бы немного близким своему уровню. Так вот, лучше изучайте языки, качественно фильтруйте информацию в русской среде и поезжайте в Индию, ищите достойных Гуру. Из русских посвящайтесь только у тех, кто достойны, но вообще, Индия велика, в ней много чего есть.
« Последнее редактирование: Сентябрь 08, 2010, 21:58:06 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Re:Мантры
« Ответ #547 : Сентябрь 08, 2010, 20:45:37 »

Спасибо, это конструктивный ответ. Значит по -вашему,Гуруджи, также невозможно ничего достичь без посвящения? В любом случае я думаю, что лучше что-то делать, пракитковать какую-то садхану, просто так гуру не объявится, если ничего не делать. Даже если это "просто" очищение, то это уже очень хорошо.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #548 : Сентябрь 08, 2010, 21:35:50 »

Конечно, надо делать те садханы, которые доступны, и где передача "не горит", если у Вас есть склонность к садхане, то милость Богини проявится, и она найдет способы вас корректировать. Может, так и подведет Вам достойного Гуру. Я до Индии так и делал, практиковал изо всех сил, весь день посвящая практике, той, что я тогда мог понять и то, что было доступно. Видимо так и проявилась милость Горакшанатха и Деви, что я встретил достойную традицию, и даже такие, которые не смог по сей день никто найти. Ничего невозможного нет, то, что может один - то может каждый, просто не все знают, что они желают, а когда узнают даже частично, то боятся трудностей, находят способы полегче, попроще и, в конечном счете, много времени тратят на то, о чем потом через много лет сожалеют. Поэтому лучше не спешить, делать то, что есть возможность делать, и в итоге найти самое идеальное во всех отношениях.

Одно я знаю точно: настоящая садхана дает сиддхи, поэтому она не может быть проповеднической. Конечно, ценное может быть и в проповеднических культах, но и там оно не на виду. Например, натховский культ колоссальный, учитывая количество храмов в Индии, он нисколько не уступает ИСКОНу, но внутри традиции, если не шевелить мозгами, можно всю жизнь прокурить чилум. В традиции есть очень крутые садху и сиддха-йоги, но они не на виду, как правило, или ведут себя подобно обычным людям. Глубоко учат только достойных адептов. В ряде тантрических линий, фактически то же самое, в неварской все закрыто напрочь: или они тебя полностью принимают, или прямо говорят нет. У них, например, остались практики Малини, Шабдарши ньяс, которые они делают в Кармарчана, Павитрарохан и др. ритуалах, это все было в КШ когда-то, сейчас осталось только у неварцев. Но они скрывают все тщательно и паддхати свои не передают тем, кто не в их клане.

Тантра, сама по себе, не для всех, об этом даже обычные индусы говорят. Даже если тантру рассматривать в целом, не говоря уже о каких-то сверхтайных культах и их садханах. 

Обычно все думают, что могут критиковать Учителей, о том, что до настоящих сложно добраться, но у Учителей никто не отнимал право так же критически относится к ученикам и оставаться строгими в выборе тех, кого будут серьезно учить. Да и природа так устроена, что в ней нет равных, не всем дано быть сиддхами в этой жизни, а значит стоит размышлять трезво о тех усилиях, которые нужно проделать, чтобы тебе принадлежало лучшее, и ты ему также. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 398
Re:Мантры
« Ответ #549 : Октябрь 22, 2010, 16:17:07 »

Адеш!

Что такое "мантра шунья"?

В "Победе Горкхо" встречается такой момент:

"[И решил Горкхо]: "Изреку мантру шунья295, лишу их разума!
Прогоню всех, тогда завладею [их] властелином!"

Комментарий:
"295 мантра шунья (sunyamantra букв. "заклинание, [вызывающее] пустоту") — по-видимому, особое заклинание, произносимое для того, чтобы освободиться от чьего-либо присутствия".

Хотелось бы узнать, что это за мантра может быть и какое её подлинное значение? (а то в комментариях свисток, которые на джанео носится, интерпретируется как "фаллический символ".
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #550 : Октябрь 25, 2010, 18:19:30 »

Что такое "мантра шунья"?

В "Победе Горкхо" встречается такой момент:

"[И решил Горкхо]: "Изреку мантру шунья295, лишу их разума!
Прогоню всех, тогда завладею [их] властелином!"

Это Шабар-мантры, связанные с уччатаной (изгнанием) и вашья (подчинением).


Цитировать
Хотелось бы узнать, что это за мантра может быть и какое её подлинное значение? (а то в комментариях свисток, которые на джанео носится, интерпретируется как "фаллический символ".

Вы очень внимательны.  :05: Да, есть такая трактовка, главное, не перевести это понимание, привычное для многих людей. :05: Трактовать как символ фаллоса - так однозначно, думаю, не стоит, тем более, переводчик (пояснитель) вряд ли был натхом-дикшита.

Воздух, выдыхаемый через свисток - это выходящая из тела прана (Кундалини) в направлении к Божеству. Просто в ритуале нади или шамбхави-пуджи это происходит одним способом, а в йоге (где Божество над головой) чуть-чуть по-другому.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Мантры
« Ответ #551 : Октябрь 26, 2010, 14:35:59 »

Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

У меня к Вам есть следующий вопрос по мантрам.

В одном из известных древних священных текстов встречал рекомендацию все мантры открывать трехслоговым "вступлением" аИМ хрИМ шрИМ.

Всвязи с этим, вопрос: возможно ли (допустимо ли, целесообразно ли) (все) мантры, начинающиеся с тантрической Пранавы АУМ - "открывать"  (начинать) не с биджи АУМ - а с биджи АИМ?
Что в этом случае будет происходить?
Как при этом будет меняться действие, направленность, эффективность работы мантр?
(В принципе, эти две биджи довольно похожи, но вот только биджа АУМ - обладает тенденцией к разрушению, (об этом мне говорили аутентичные индийские тантрические адепты), а вот биджа АИМ - напротив, обладает свойствами порождения, (что очевидно, биджа Сарасвати - спутницы (Шакти) Брахмы)).

Вопрос интересный, тем более, учитывая то, что, как Вы писали, аИМ - основная биджа Традиции Кубджика.

Вот, в частности, интересно, в Традиции Кубджика - какими биджами обычно открываются мантры - с АУМ - как это имеет место в ведической Традиции, с хрИМ - как открываются мантры в Школах индийской Тантры, с АИМ, или же, как-либо иначе?

(У меня нет желания экспериментировать с переданными мантрами, (а иные я не читаю); но ясность в этом отношении важна для адекватно понимания вопросов, связанных с Мантра-Йогой и Мантра-Видьей).

Очень интересен Ваш ответ!

С глубоким уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Октябрь 26, 2010, 14:45:12 от Виктор »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #552 : Октябрь 27, 2010, 14:18:39 »

Адеш!

Мантра «аИМ хрИМ шрИМ» является кубджиковской, но, как вы знаете, с нее начинаются многие мантры в Шривидье. Все это интересно, потому что ранняя Шривидья (культ Кама-калы) была в основном каулической и, возможно, имела много общего с Крамой. Из этого культа многое, как эссенцию, извлекли натхи и поклонники культа Кубджики (сейчас он, как полноценная традиция, существует только в Непале у неварцев). У неварцев, как одна из амнай, есть и Шривидья. Так как я сейчас сам принадлежу к клану раджопадхьяя, то, собственно, моя Шривидья на данный момент во многом перешла в их практику почитания Трипурасундари.  В индийской же Шривидье тоже есть поклонение Кубджике и некоторые ее мантры (далеко не то же самое, что у неварцев), однако, в Шриянтре и в поклонении амнаям она представлена как западная амная.

Да, вы правы, если всю мантру Кубджики свести к одной бидже, это будет "аИМ", а если точнее, ее минимальный элемент - анусвара (точечка над самим слогом), которая символизирует питху Матанга, и Канкону также. Если разворачивать дальше, то неварцы в написании используют другие мантры, отличающиеся от тех, что существуют везде в Индии. У неварцев это называется кутакшара (скопление слогов в один элемент), например такие как хскхпрем, хсоуХ, хсоуМ, соуМ, кхпхреМ, хасакшамалавараюМ, сахакшамалавараюм и т.д, и т.п. Их очень и очень много, и они пишутся слитно, не горизонтально, как обычно, а вертикально. И внешне это чем-то напоминает тибетский язык, хотя на самом деле, это неварское написание санскритских кутакшар.

Пурвамная в Шривидье представлена в трех первых чакрах Шриянтры, начиная с Трайлокьямоханы, Дакшина - в трех других, а Пашчима - это само сердце Шриянтры, она в виде Навайони-чакры с вагдеватами, Кама-калы и центра (бинду). Уттарамная - это Шриянтра со всеми ее аваранами. Неварцы, когда почитают Кубджику, сначала делают специальную стхандилу, на которой рисуют ее янтру, на нее ставят сверху Шриянтру в виде меруприштхи (трехмерную) и в самой Шриянтре могут почитать Кубджику. Правда, не всегда у них много элементов (я дал обещание не рассказывать, меня Гуруджи недавно попросил, чтобы я не писал больше о пуджах много, как, например, в последнем номере "Адеша"). Если коротко, то они почитают Кубджику в своей руке, в питхах, в огне (самварта-мандала), в телах участников чакра-пуджи (агама) и др. У них белому, если кто-то и может передать пашчимамнаю, то только очень квалифицированный раджопадхьяя, что фактически невозможно, так как их осталось столько, что можно сосчитать на пальцах одной руки. Все те РП, кто передают посвящения для Кармачари (помощники в ритуале) или Джоши (астрологов), именно Кубджиковское, те Раджопадхьяя (их семьи) в основном находились на материальном обеспечении некоторых королей Непала. Многие из их родственников живут в Америке и Англии, они богаты, и купить их за бакшиш (как это делают некоторые туристы в Индии), думаю, нереально. Эти Раджопадхьяя Кубджику почитали внутри неварского культа Богини Таледжу. Кстати, я был внутри храма Таледжу, один раз меня Гуру туда проводил. Внешне ничего такого особенного, но сама атмосфера весьма непростая. Кстати, говоря о гупта-садханах, в большей степени неварцы, да и хинду тоже, все-таки учитывают и священность самой атмосферы в храме. Они потому и не пускают не хинду в такие храмы как Таледжу, Пашупатинатх, Джаганатх, Вишванатх и др., по той причине, что это ведет к осквернению атмосферы. В какие-то места, типа Вишванатха, еще можно пройти, а вот, допустим, в Джаганатх, Пашупатинах, Таледжу, думаю, будет очень нелегко. Как вы знаете, почитание питхов и т.п. - это садханы, которые дают прояснения на тему того, что можно считать тайным, это, скорее, сам Даршан Богини в ее тонком виде. Ведь понятно, что сама техническая часть даже самого секретного ритуала может быть напечатана или продана за деньги какими-то нечистыми адептами. Так и есть, вы можете найти в книжных магазинах в Индии, если внимательно поищите, описание ритуалов вамачары, но при этом все Гуру говорят о том, что без передачи это все бесполезно. Так и есть, Гуру дает даршан Богини через практики, а не практики сами по себе. В этом плане Горакшанатх, будучи учеником своего Каула-гуру Матсьендранатха, взял сущность ритуала вамачары, эту сущность он связал с внутренними практиками йоги, а сами ритуалы свел к упрощенным и минимальным по технической сложности. Т.е. Горакшанатх предпочел погружение в сущностно-мистическое, а не во внешнюю, пусть и технически необыкновенную, ритуалистику. Ритуал любой все равно привязан больше к стхула, а йогический опыт - к сукшма. Как бы там ни было, даже не для натха это может дать разную пищу для размышлений, очевидно, ее качество зависит уже от кармы человека.

Извиняюсь, что, возможно, я отклонился от темы бидж, и перешел на межсампрадайные связи.     
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Мантры
« Ответ #553 : Октябрь 27, 2010, 15:01:23 »

Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

Благодарю Вас за широкий и подробный ответ!

Как Вы считаете уважаемый Гуруджи Матсьендранатх, возможно ли открытое обсуждение на Форуме (разумеется, с Вашим участием, т.к. без Вас это обсуждение несостоятельно) - темы бидж, их свойств, и аспектов их применения в мантрологии, (а попросту говоря, применение и особенности работы бидж в мантрах)?

Или же, учитывая деликатность вопроса, и ту глубокую мистическую Силу, Которая в (тантрических) биджах заключена, подобное открытое (публичное) обсуждение не представляется уместным (целесообразным)?

С глубоким уважением, Виктор.
Записан

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 398
Re:Мантры
« Ответ #554 : Октябрь 27, 2010, 15:48:58 »

Что такое "мантра шунья"?

В "Победе Горкхо" встречается такой момент:

"[И решил Горкхо]: "Изреку мантру шунья295, лишу их разума!
Прогоню всех, тогда завладею [их] властелином!"

Это Шабар-мантры, связанные с уччатаной (изгнанием) и вашья (подчинением).


Цитировать
Хотелось бы узнать, что это за мантра может быть и какое её подлинное значение? (а то в комментариях свисток, которые на джанео носится, интерпретируется как "фаллический символ".

Вы очень внимательны.  :05: Да, есть такая трактовка, главное, не перевести это понимание, привычное для многих людей. :05: Трактовать как символ фаллоса - так однозначно, думаю, не стоит, тем более, переводчик (пояснитель) вряд ли был натхом-дикшита.

Воздух, выдыхаемый через свисток - это выходящая из тела прана (Кундалини) в направлении к Божеству. Просто в ритуале нади или шамбхави-пуджи это происходит одним способом, а в йоге (где Божество над головой) чуть-чуть по-другому.


Адеш, Гуру Джи!
Спасибо за ответ.
переводчик-комментатор, насколько я понимаю, был "советским ученым-индологом". А "советские ученые" от мифологии в своей массе "фаллический культ" находили во всех древних (и не очень) культах, никаких других ассоциаций им в голову, видимо, не приходило...
Тот же комментатор высказывает предположение о возможной принадлежности МахаГуру Матсйендранатха к "касте рыбаков".

Ещё такой забавный комментарий был:

Цитировать
В данном фрагменте (стк. 1512—1538)— сложное иносказание о йогическом ритуале натхов "кайясиддхи", которым надлежит заниматься ежедневно — все дни недели.
Записан