Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Мантры  (Прочитано 600978 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #555 : Октябрь 27, 2010, 18:00:15 »

Как Вы считаете уважаемый Гуруджи Матсьендранатх, возможно ли открытое обсуждение на Форуме (разумеется, с Вашим участием, т.к. без Вас это обсуждение несостоятельно) - темы бидж, их свойств, и аспектов их применения в мантрологии, (а попросту говоря, применение и особенности работы бидж в мантрах)?

Или же, учитывая деликатность вопроса, и ту глубокую мистическую Силу, Которая в (тантрических) биджах заключена, подобное открытое (публичное) обсуждение не представляется уместным (целесообразным)?

Сложный вопрос. Когда мы создавали этот форум, мы ничего специально не планировали относительно того, чему он больше будет посвящен - или только хатха-йоге, или только ритуалам с мантрами, или же здесь философско-религиозная часть будет обсуждаться. Я решил, что надо посмотреть, как пойдет, что будет актуально, что будет обсуждаться - сама жизнь покажет. Кто меня хорошо знает, тот в курсе, что я сейчас в России провожу немного времени, посему мои семинары сложно назвать бизнесом; если бы я жил в России, может быть, что-то и развернул бы, но для меня йога всегда была больше для души. Это с одной стороны. Общение на форуме с русскими реалиями для меня во многом остается именно возможностью поговорить на те темы, которые мне и самому интересны именно как нечто духовное. С другой же стороны, есть один скользкий момент: в России я соприкоснулся и с такой категорией людей, с кем нет ни малейшего желания даже просто говорить, и уж тем более, говорить о чем-то сокровенном. Не из-за высокомерия и гордыни, а просто это, как показывает жизнь, во многом ущербно, такой путь тупиковый во всех отношениях.
Буду прям: да, я многое на форуме не склонен обсуждать, но грань между тем, что можно и что нет, я лично выявляю по ходу дела. Что-то опасно обсуждать принципиально: я не стану, допустим, обсуждать в деталях пуджи неварских брахманов, мне лично это ничего не даст, кроме проблем; кто ко мне относится хорошо, тот примет меня любым, а кто плохо, то будь ты хоть ангелом, - они из всего сделают негатив. Это делается просто: все хорошее, что есть в человеке, ими задвигается, а все плохое (которого, порой, может и не быть вовсе) раздувается до неимоверных космических размеров, так человеку делают образ "плохого человека". Поэтому с некоторой категорией людей я просто жесток, им ничего доказывать не стоит, коли они видят плохое, то надо плохим с ними щедро делиться, но еще лучше (что самое идеальное) - просто не видеть их, занимаясь тем, что действительно интересно.
Это открытый форум, а в моей школе открытость и закрытость - понятия очень относительные, закрытость тоже бывает многоуровневой. Мы смотрим - зачем люди приходят, как они себя ведут, какие у них мотивы, как, впрочем, делают и многие настоящие индийские Гуру. Натха-сампрадая в Индии открыта внешне, но только попробуй оттуда вытащи что-то стоящее. Это требует естественного искреннего интереса, что невозможно без преданности.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #556 : Октябрь 27, 2010, 18:15:49 »

переводчик-комментатор, насколько я понимаю, был "советским ученым-индологом". А "советские ученые" от мифологии в своей массе "фаллический культ" находили во всех древних (и не очень) культах, никаких других ассоциаций им в голову, видимо, не приходило...

Слово "лингам" может переводиться как "символ", а кто и символ чего там рассмотрел - это зависит от мировоззрения.

Цитировать
Тот же комментатор высказывает предположение о возможной принадлежности МахаГуру Матсйендранатха к "касте рыбаков".

Трудно сказать, так как там во многом все символично. Конечно, натхи принимали к себе адептов из разных каст, хотя многие основатели пантхов Горакшанатха в основном были царями. Но принятие людей из низших каст (матанги) для тантры в принципе считается вполне приемлемым делом. А где-то даже эта идея и особо поощряется.

Цитировать
Ещё такой забавный комментарий был:

Цитировать
В данном фрагменте (стк. 1512—1538)— сложное иносказание о йогическом ритуале натхов "кайясиддхи", которым надлежит заниматься ежедневно — все дни недели.

Я не уверен, что они до конца понимают, что такое кайя-сиддхи. А вот предписания для садханы по дням недели есть в Горакхбани и других текстах. Просто, если мы начнем для большинства людей говорить о "кайя-сиддхи", для людей, воспитанных на йоге "кастрированного" типа, где из садханы отобраны асаны и пранаямы, а часто и вообще все сведено только к асанам, то они это понятия низведут на очень примитивную вещь. Так вот и рождаются искаженные представления о садхане натхов. Многие контексты натховских паддхати просто остаются не у дел. А зачастую о существовании многих из таких трудов мало кто из практикующих йогу знает, им это для их задач, в общем-то, и не особо нужно.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Мантры
« Ответ #557 : Октябрь 28, 2010, 00:40:09 »

Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

Благодарю Вас за ответ!

Как Вы считаете уважаемый Гуруджи Матсьендранатх, возможно ли открытое обсуждение на Форуме (разумеется, с Вашим участием, т.к. без Вас это обсуждение несостоятельно) - темы бидж, их свойств, и аспектов их применения в мантрологии, (а попросту говоря, применение и особенности работы бидж в мантрах)?

Сложный вопрос.

Буду прям: да, я многое на форуме не склонен обсуждать, но грань между тем, что можно и что нет, я лично выявляю по ходу дела.

Чтож, тогда я буду смиренно задавать Вам вопросы, а на какие из них стоит (возможно) отвечать в публичном формате, а на какие нет - решать Вам.

Первый вопрос такой:
Уважаемый Гуруджи Матсьендранатх, скажите пожалуйста, возможно ли (допустимо ли, целесообразно ли) (все) мантры, начинающиеся с тантрической Пранавы АУМ - "открывать"  (начинать) не с биджи АУМ - а с биджи АИМ?
Корректно ли это?
Что в этом случае будет происходить?
Насколько эти две биджи взаимозаменяемы?
Как при этом (в случае установления в начале мантры биджи АУМ - или биджи АИМ) - будет меняться действие, направленность, эффективность работы мантр(ы)?
(В принципе, эти две биджи довольно похожи, но вот только биджа АУМ - обладает тенденцией к разрушению, а биджа АИМ - напротив, обладает свойствами порождения).

С глубоким уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Октябрь 28, 2010, 01:28:21 от Виктор »
Записан

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 398
Re:Мантры
« Ответ #558 : Октябрь 28, 2010, 12:59:16 »

Адеш, Гуру Джи!

В ВБТ упоминается о piNDamantra - не могли бы Вы прояснить, что это за мантры?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #559 : Октябрь 31, 2010, 13:01:14 »

В ВБТ упоминается о piNDamantra - не могли бы Вы прояснить, что это за мантры?

Это то, что неварцы называют кутакшарой, в случае с ВБТ это: H, r, kS, m, l, v, y, N, UM
Но есть и масса других, как в Кашмирском Шиваизме, так и в других традициях: в Шривидье, Гухьякали, Кубджике и др. Пинда, если перевести, означает "скопление разных элементов, сведенных воедино", в случае с мантрами - это сочетание бидж, в других - это может быть, например, "тело", которое состоит из разных систем организма, или вселенское тело Шивы (как это описано в ССП), где Вселенная - это скопление разных энергий, находящихся в равновесии, составляющих тело Вселенной и т.д. Тела Божеств, согласно тантрической доктрине, состоят из мантр.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #560 : Октябрь 31, 2010, 13:11:34 »

Первый вопрос такой:
Уважаемый Гуруджи Матсьендранатх, скажите пожалуйста, возможно ли (допустимо ли, целесообразно ли) (все) мантры, начинающиеся с тантрической Пранавы АУМ - "открывать"  (начинать) не с биджи АУМ - а с биджи АИМ?
Корректно ли это?
Что в этом случае будет происходить?
Насколько эти две биджи взаимозаменяемы?
Как при этом (в случае установления в начале мантры биджи АУМ - или биджи АИМ) - будет меняться действие, направленность, эффективность работы мантр(ы)?
(В принципе, эти две биджи довольно похожи, но вот только биджа АУМ - обладает тенденцией к разрушению, а биджа АИМ - напротив, обладает свойствами порождения).

Это, мягко говоря, некорректно. Связи-то есть, но они слишком общие, чтобы ставить между ними знак равенства. Ом содержит в себе три состояния с четвертым (Турья), но аIM - это особый треугольник (Йони), в который тантрики вписывают все буквы санскрита (матрики); архетип похож, но это разные системы, одна - ведическая, а вторая - тантрическая. Мантра аIM используется только в тех мантрах, в которых это допустимо согласно Агамам, так же как и Ом - согласно тем или иным мантра-самхитам.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #561 : Октябрь 31, 2010, 16:20:18 »

Да, еще есть мантры типа навакшари, где вместо девяти слогов (вместе с аIM), добавляется ОМ. Или мантра Махакалы: "оМ hUM hUM mahAkAlа prasIda prasIda hrIM hrIM svAhA оМ". Некоторые с ОМ-ами вначале и в конце читают, а некоторые только с биджами. В разных Тантрах есть разные предписания. Надо сказать, что в разных традициях те же мантры Махакалы могут быть разными: в Кубджике они одни, у натхов - другие, в Шривидье также свои. Т.е. все мантры описаны в Агамах, и они священны, так как открыты Шивой и Шакти или какими-то сиддхами. Это везде так - у натхов, пожалуйста, есть шабар-мантры, открытые Аджайпалнатхом, есть те, что открыл Паршнатх,  Матсьендра, Горакша и др. Т.е. они не составлялись простыми людьми, и, как эти сиддхи составляли их с благословением, так и надо их применять. Могут, конечно, какие-то мастера вносить изменения, но только если они - реализованные сиддха-пуруши. Но простые люди должны следовать Тантрам и признанным Мастерам.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Мантры
« Ответ #562 : Ноябрь 01, 2010, 23:36:16 »

Гуруджи ко Адеш!

Благодарю Вас за развернутый ответ!
Записан

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 398
Re:Мантры
« Ответ #563 : Ноябрь 02, 2010, 15:37:06 »

Адеш, Гуру Джи!

В ВБТ упоминается о piNDamantra - не могли бы Вы прояснить, что это за мантры?

Это то, что неварцы называют кутакшарой, в случае с ВБТ это: H, r, kS, m, l, v, y, N, UM
Но есть и масса других, как в Кашмирском Шиваизме, так и в других традициях: в Шривидье, Гухьякали, Кубджике и др. Пинда, если перевести, означает "скопление разных элементов, сведенных воедино", в случае с мантрами - это сочетание бидж, в других - это может быть, например, "тело", которое состоит из разных систем организма, или вселенское тело Шивы (как это описано в ССП), где Вселенная - это скопление разных энергий, находящихся в равновесии, составляющих тело Вселенной и т.д. Тела Божеств, согласно тантрической доктрине, состоят из мантр.

Спасибо за ответ.
Не могли бы Вы рассказать побольше об этом типе мантр? Для чего и как их используют?
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Мантры
« Ответ #564 : Ноябрь 03, 2010, 09:47:12 »

Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

Расскажите, пожалуйста, более подробно про биджу ИМ.

Кроме того, что это - Йони-биджа, (как и аИМ), про нее особо ничего не известно; в (известных мне) мантрах она применяется очень редко, (в отличие от биджи аИМ), что странно - судя по ощущению - она должна быть одной из основных, фундаментальных (бидж).

Какой Дэвате соответствует (с Кем соотносится) биджа ИМ, каким (энергетическим, метафизическим) действием обладает, когда и где (в каких случаях) применяется в мантрах?

Буду благодарен Вам за ответ.

С глубоким уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2010, 15:11:22 от Виктор »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #565 : Ноябрь 03, 2010, 11:54:52 »

Гуруджи ко Адеш!

Не могли бы Вы рассказать побольше об этом типе мантр? Для чего и как их используют?

Это мантры каулических традиций, они могут состоять из восьми, девяти и более акшар, небольшое количество акшар может означать сотворение и поглощение, разные их этапы (Крама). Но суть в том, что они сохраняют свое единство. Чаще всего восемь или девять акшар связаны с восемью Матриками или Наватма-Бхайравой. Есть очень длинные текстовые мантры, состоящие из одних бидж, как, например, в Махакала-самхите. Вообще, в тантре много всего непривычного для большинства людей, имеющих об индуизме самые общие представления,  например, есть варианты той же Дурга сапташати, состоящей только из одних бидж, просто взяты главные дхьяны из каждой части и разбиты на биджи. У неварцев, как я уже говорил, кутакшары вертикальные, в отличие от индийских тантриков, но и у индийских тоже встречаются своеобразные написания известных мантр. Вот вам один из примеров - всем известная мантра панчадаши (Кади):


 
После этого всего, когда от некоторых русских слышишь, что, мол, шабар-тантра - это уход от ортодоксального индуизма, смотрится смешно. На самом деле, индуизм настолько многолик, что ту же шабар-тантру можно считать просто одной из форм тантризма. До санскрита были дравиды, потом брахманы отбирали из имеющихся языков то, что считали очищенным, они придумали ведический санскрит, потом классический, потом тантрика-санскрит, в виде использования бидж, потом мантры в виде пракритских, палийских (баудха), шабар (садхикари) и т.п.

Индия многолика.   
« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2010, 11:57:30 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #566 : Ноябрь 03, 2010, 13:09:21 »

Расскажите, пожалуйста, более подробно про биджу иМ.

Это, как и аИМ, тоже в Шривидье считается йони-биджей, иногда их рассматривают как идентичные по значению, с разницей той лишь, что написание разное. Это нормальное явление, например, неварцы даже аИМ (рекху или линию сверху) рисуют с другой стороны.  
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Мантры
« Ответ #567 : Ноябрь 03, 2010, 15:09:00 »

Гуруджи ко Адеш!

  ...[ИМ] как и аИМ, тоже в Шривидье считается йони-биджей, иногда их рассматривают как идентичные по значению, с разницей той лишь, что написание разное.

(Прошу прощения, но должен отметить, что), вероятно, эти биджи все же не вполне идентичны: аИМ - обладает ярко выраженным порождающим аспектом, и, соотносится с процессами правритии; ИМ же - похоже, нейтральная, но какая-то очень важная, ибо большинство тантрических бидж энергии окончиваются именно Ею.

Вообще, Йони - с метафизической точки зрения (в метафизическом смысле) - вещь (категория) очень интересная - Она порождает (все сущее), и в Нее же все сущее сворачивается (уходит, поглощается) в конце Творения.

А, может быть, существуют три аспекта (или три вида) Йони? (Типа, как три Кундалини?) Скажем, соотносящиеся с процессами стхити, сришти, и самхары? Если это так, то биджа аИМ может быть биджей Порождающей Йони, биджа ИМ вполне может оказаться биджей Сохраняющей Йони; (тогда, видимо, исходя из принципа экстраполяции, должны существовать и Разрушающая Йони, и Ее биджа).

Уважаемый Гуруджи! У меня к Вам вопрос по поводу соотносимости бидж:

гАМ, (гЕМ), гИМ, гОМ, гУМ, гАИМ, гАУМ, гАХ

(и)

грАМ, (грЕМ), грИМ, грОМ, грУМ, грАИМ, грАУМ, грАХ

- с различными Дэватами.

Какие из них с Кем соотносятся?

Известно, что ГАМ - мула-биджа Ганеши (Ганапати); ГОМ - мула-биджа Горакшанатха; ГРИМ - биджа шакти Винаяки (собственно, Ганеши); ГЛАУМ - еще одна биджа Ганеши, (насколько я понимаю), в сочетании с аспектом Земли, (что, правда, это значит, и что дает в плане реализации, я не очень хорошо понимаю). Про остальные же биджи из вышеперечисленных - вообще ничего не известно, кроме того, что биджа ГУМ - как-то соотносится с Гуру-таттвой, (но как - опять же, неизвестно).

Интересно так же, касаемо бидж гЕМ и грЕМ. В них участвует гласный звук Э (Е) - один из пяти основных гласных звуков - который вполне существует, и "имеет право на жизнь", (это не какой-нибудь "притянутый за уши" звук Ы), но, почему-то, в тантрических биджах не используется, (или используется редко), и не участвует в "раскладках" основных бидж по гласным, (в "раскладках" согласной (буквы, звука, акшары) по гласным (звукам) в (основных) биджах)?

С другой стороны, присутствуют (дифтонги, по моему) АИ, АУ, и висарга аХ. Что значат (означают) эти элементы с метафизической точки зрения, и как они работают в биджах (и мантрах), при их соединении с основными согласными?

Буду благодарен Вам за комментарии.

(Понимаю, что тема тяжелая).

С глубоким уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2010, 20:48:08 от Виктор »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #568 : Ноябрь 04, 2010, 16:56:24 »

Шри Гуруджи ко Адеш!
  ...[ИМ] как и аИМ, тоже в Шривидье считается йони-биджей, иногда их рассматривают как идентичные по значению, с разницей той лишь, что написание разное.

(Прошу прощения, но должен отметить, что), вероятно, эти биджи все же не вполне идентичны: аИМ - обладает ярко выраженным порождающим аспектом, и, соотносится с процессами правритии; ИМ же - похоже, нейтральная, но какая-то очень важная, ибо большинство тантрических бидж энергии окончиваются именно Ею.

Вообще, Йони - с метафизической точки зрения (в метафизическом смысле) - вещь (категория) очень интересная - Она порождает (все сущее), и в Нее же все сущее сворачивается (уходит, поглощается) в конце Творения.

А, может быть, существуют три аспекта (или три вида) Йони? (Типа, как три Кундалини?)


ИМ - это точно йони-биджа, да, нейтральная, но аИМ не ограничена только творением. Кстати, у меня есть "пракаша" Бхаскарараи на Варивасья-рахасью, с переводом и пояснениями на хинди, там эта биджа соотносится с Камакалой в Шриянтре и верхним треугольником. Там также есть рисунок



Что же касается трех аспектов, да, такое есть, есть и больше.  :05: аИМ - это не только Праврити, в ней все.
Цитировать
Интересно так же, касаемо бидж гЕМ и грЕМ.

А Вы не могли бы указать источник, на который Вы ориентировались относительно этих бидж?
« Последнее редактирование: Ноябрь 04, 2010, 17:00:30 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Мантры
« Ответ #569 : Ноябрь 04, 2010, 19:08:41 »

Гуруджи ко Адеш!

аИМ-это не только Праврити, в ней все.

Большое спасибо Вам за интереснейшие ответы!

  [касаемо бидж гЕМ и грЕМ] ... - не могли бы [вы] указать источник, на который ... ориентировались относительно этих бидж?

Уважаемый Гуруджи! Прошу прощения, но единственный источник - (мои) собственные аналитические рассуждения; мне нужны Ваши разъяснения - а-то я многие вещи не понимаю, и до многих не могу дойти "собственным умом".

(Собственно, в предыдущем сообщении я, в частности, хотел у Вас спросить, почему в стандартных вариативных раскладках тантрических бидж по основным гласным звукам - не присутствует звук Э (Е)? Т.е., например, если брать за основу акшару Га - почему стандртная раскладка идет как: гАМ, гИМ, гУМ, гАУМ, гАИМ, гАХ - а не, (например), гАМ, гЕМ, гИМ, гОМ, гУМ? Мне непонятно, "куда подевался" (при образовании бидж) звук "Э"? И "откуда взялись" (дифтонги) АИ, АУ, и висарга аХ? (Ведь все это, вероятно, не просто так, люди придумали, но это же должно отображать фундаментальные свойства Мира, заложенные еще при Творении). Вот, смотрите, звук Э - в мантрах вообще существует, (присутствует); почему его нет в биджах (энергий)?

Для меня представляется важным не только знать, как правильно - но и понимать - почему. Я не сомневаюсь в том, что Вы можете такое понимание передать, (такому пониманию обучить).

Дело в том, что тема мантрологии, мантра-Видьи - является для меня одной из наиболее интересных и перспективных - и я испытываю внутреннее стремление достичь в этой области совершенства - как в реализации в практике - так и в целостном понимании теории.

С глубоким уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Ноябрь 04, 2010, 19:14:39 от Виктор »
Записан