Ну раз про грахи приглашают писать всех, то попробую и я. Мне эта тема, можно сказать, близка, ведь это моя любимая группа божеств. Вот, тут написались пару набросков идей - ничего, если тут выложу? В махавидьях я, честно говоря, "плаваю", особо неприступны Кали и Бхуванешвари; основном источником о Десяти для меня будет являтся "Тантрическая йога и мудрость богинь" Фроули и
теоретические умозаключения.
Сурья - hrIM - Бхуванешвари (+мой вариант: Бхуванешвари как видимые, уяснение всех видов бытия; + Бхайрави как сверхинтенсивный свет или жизненное рвение, жизненное тепло)
Сома - zrIM - Трипурасундари
Мангала - krIM - Кали (+мой вариант: Кали как крия-шакти или волеизъявление в мире, вовне; Бхуванешвари как Ишвари миров из руп, форм; Бхайрави как Агни, как интенсивный теджас, как пылание воли)
Будха, Саума - aim - Матанги
Брихаспати - strIM - Тара
Шукра - klIM - Камала
Шани - hlIM - Багаламукхи
ультрахолодный Раху - dhUM - Дхумавати (+отчасти Чхиннамаста)
ультрагорячий Кету - hum - Чхиннамаста (+отчасти Дхумавати)
Сначала о Солнце и Марсе. Сурья - абстрактный, общий символ огня и продвижения (в небе, свар), Мангала - конкретный (на земле, в человеке). Сурья - жар как источник освещения и тепла жизни, Мангала - жар как источник решения. Солнце - продвижение тепла жизни и света в мире, Мангала - продвижение своей воли в мире.
С одной стороны, везде ж вроде пишут что
hrIM это биджа солнца;
haMsa,
viyat и прочие названия пространства как раз и есть буква
h, а Адитья известен как сын неба и Хамса. Логично было б перво-наперво соотнести именно с Бхуванешвари.
С другой стороны, мне теоретически кажется, что Сурья - божество очень многостороннее, в некоторых ипостасях его лучше идентифицировать с Бххайрави. А Мангалу, сына земли тогда - с Бхуванешвари.
Логика? Напр., у Солнца есть имена
ghRni (знойное, палящее солнце),
ravi (≈гудящий, ревущий, т.е. сильный огонь??),
mahAdyuti (великоосвещающийся, сильно освещающий себя),
mahAtejA (великотеджасный, с большым острым сверканием) и
asamAna-bala (чьей силе нет равных); а в пуранах он имеет обыкновение опалять-сражать демонов одним своим сиянием, безо всякого оружия. Марс известен как
bhauma (сын, относящийся к Бхуми, действующий в сфере Бхуми),
kuja (сын, производное Земли). А Бхайрави - это тоже страшно интенсивный теджас, а Бхуванешвари - Ишвари быванья, имеющих бытие миров. Теоретически тут может быть связь? Хм.
Биджа? Есть Хамса-биджа,
hsauM, несколько напоминающая биджу Бхайрави, но я не слыхал чтобы она прямо соотносилась с солнцем; из конкретных деват
hsauM связывалась с Хаягривой и Хакини.
Чандра и Лалита - абстрактные радость и рефлексия (самонаблюдение), Шукра - конкретные. Да простится мне такое предположение, но вот по-моему Лалита-Сома -
zrIm и отчасти
klIM, Камала-Шукра -
klIM и отчасти
zrIm; Лалита-Сома - вимарша и иччха, Камала-Шукра - иччха и вимарша.
Чандра олицетворяет скорее изумление уже открытым себе горизонтам, он ближе к вимарше, а Шукра - изумление только открывающимся. Сома полон радости, когда вкушает, пробует-теститрует со всех сторон. Шукру же интересует "устремленность ради самой устремленности", он рад уже самой своей радости, его и эта радость предвкушения уже переполняет. Сома - непосредственное касание, испробование, а Кави - любование, троганье взглядом, несколько издали, еще не касаясь тактильно, но уже предвосхищая скорое касание. Очевидно, венерианский идеал - это гаудиявайшнавская "випраламбхабхАва", настроение разлуки влюбленных.
Матанги - это прежде всего вайкхари-вак, и она же представляет мадхьяма-вак; в этом ее схожесть с Будхой. Будха и Мананги - это коммуникация, сообщеение между существами разных уровней, говорение с разными существами на доступном им языке. Чанда - манас, Саума (сын Сомы) - буддхи. Как буддхи оперирует данными, поставляемыми ему из манаса (а индрии - просто продолжения, "руки" манаса), действует в сфере манасных данных (так сказать, познает мир через вторые руки, проводит четкие различие). Упоение Матанги, советницы Лалиты - репрезентирует внешнее выражения ананды, сомарасы Лалиты.
Ах да, про цвет еще. Мананги (и похожая на нее Минакши) - шьямного и темноизумрудного цвета). Саума тоже где-то такой.
Будха - конкретные интеллект и видья (область известного" или "наука"), Гуру - абстрактные; аналогично Матанги - вайкхари- и мадхьяма-вак, Тара - пашьянти-. Гуру (он же Вачаспати и Брихаспати) и Тара оба паредставляют пашьянтивак. Юпитер несет в себе элементы Солнца, Юпитер - это все положительные качества Варуны-хранителя риты, но без без палящего зноя. Тара тоже есть Бхайрави со спавшим теджасом.
Шани и Багала - это шанти, снятие напряжения, успокоение, сбавление темпа, угасание активности, прекращение движений-усилий; это стамбхана, стопорение на одном месте, закрепление в стационарном положении, концентрация внимания на одном, методы йоги, асана для тела и для ума; это концентрация ума, вайрагья и уединение. можно и так повернуть: Багала есть Бхайрави с теджасом "не в полную силу", Шани, Саури (сын, производное Солнца) тоже - свет закатного солнца, "сын" дневной, полной видимости.
Раху и Дхумавати репрезентируют скрывание, дым, грязь и т.п.; цвет тела Раху дымный, темный с дымкой. Имя "Раху" буквально значит что-то вроде "охватник" и происходит от корня
rabh - охватывать, зажимать в своем захвате, скреплять в объятьях, брать в обхват; охватываться, ставать тем, кем овладело, кого крепко охватило что-то, неистово желать, пылать каким-то желанием; действовать необдуманно и опрометчиво. А имя "Дхумавати" - от корня
dhvan - окутывать, обволакивать, омрачать, делать что-то смутным-мрачным-темным; затмевать, убирать из вида; охватывать, затмевать (о гневе).
Раху, как известно, затмевает луну, имеет злотворное влияние на Чандру и манас. Чандра и Лакшми поставляют индриям пищу (еду, из которой мы непрямо извлекаем жизнь, ананду), Лакшми и Чандра заполняют наше пространство обилием многого; Дхумавати же - всепоглощающая Алакшми, пространство, занятое только одним, пустота из чит. Неудивительно поэтому, что Раху по примеру Алакшми нападает на луну и манас; он хочет добывать сому напрямую, а не из еды, опосредованно.
Раху - это vakra, все кривое, изогнутое, искаженное, отличное от нормы (нормой можно считать как нечистые таттвы, напр. манас, так и трансцендентную реальность, основу всего), упорное желание добраться до манаса/сомы любым путем ("ты его в двери, а он через окно").
Кету - "знамя", от корня
cit - замечать. Кету - дальнейшее развитие остроты Мангалы, Чхиннамаста (как
pracaNDacaNDikA, преяростная Чандика-Кали) тоже есть более острое настроение Кали. Кету и Чхиннамаста связаны с гьянайогой, проницательностью, мечом различения и подобными вещами. Кету всегда несет в себе частицу Раху, и наоборот; поэтому у Раху есть общее и с Чхиннамастой, у Кету и с Дхумой. Мне еще почему-то представляется так, что Кету в основе своей восходит к вимарше, Раху к пракаше. И наоборот))
а сама она называется daaridrya duHkhadahana shiva sampradaya.
В перый раз слышу, Шантира Шани ж буквально все уши прожужжал про свою принадлежность к "шайва-джнана-сампрадае" (или что-то такое). Слышал и то, что он хранитель и может дать не посвящение в, но благословление на чтение простейших мантр. Что там за сампрадая такая - шайва-джнана - ноль знаний, понял только, что там есть четкое разделение гьяны и бхакти. Хех).
Впрочем, я бы сказал, что испытываю скорее симпатию к этому человеку, чем антипатию. Во-первых, собрал на сайте уйму материалов (многие я впервые увидел только там); во-вторых, любит погримасничать, на многих форумах это очень в тему); ну и в-третьих - в третьих, еще неизвестно что вдруг скажу я, когда мне стукнет лет эдак 40...
Его Райква-рахасья - сущая грязь.