Ну, раз нашел тут пару интересующихся, позволю себе выложить заключительную часть неких мыслей, добытых все тем же теоретически-логическим методом. Может, завтра буду думать по-другому, ну а пока так:
И (или же) Она (Дхумавати) как-то очень явно соотносится с Сатурном,
О да, Дхумавати - это пустота, а Сатурн - определенно буддист(-тхеравадин?), Вы не находите? Где-то читал даже, что "четыре благородные истины" - это именно в его духе, эдакий пессимизм аскета, печаль и усталость от мира, когда краски мира поблекли; но это и духовная надежда, что выход есть (в нашем случае - что абсолютная красота, Сундари есть). Сатурн - это повзрослевшая, помудревшая нажитым опытом душа (а надбожество Шани - самая старшая душа во вселенной, прадед Брахма), закат эволюции души, после которой наступает ночь пралаи. Дхумавати у нас тоже самая старшая шакти и окончательная пралая, всевтягивающая Самхарини.
Дхумавати и Шани - старые, иссохшие и костлявые (без мяса на членах), грубоволосые, а мужскую часть тандема к тожу же отличают джата-мукута и длинные усы-борода.
Дхумавати на рисунках всегда под знаменем вороны (иногда с вьищимися вокруг воронами. но это вроде неканонично); если смотреть издали, то мы сначала увидим не Ее саму, а ворону. Ворона и стервятник - ваханы Шанаишчары; его привозят к нам неуемный голод (стервятник на санскрите -
gRdhra, букв. "прожорливо голодный, жадный, охочий до"), падаль и смерть, он приезжает к нам в образе терзающих напастей и смерти.
Также Сатурн он упоминается как Яма или брат бога Ямы; однако ж yama буквально значит "сдерживающий, удерживающий в одном определенном положении", а это смежно с Шани-йогином и Багалой. Вообще, надо сказать, биджа
dhUM мне кажется слишком "крутой" как для Сатурна, а вот
zaM и
hlIM как раз ему впору. Я вот как-то больше склонен приравнивать Шани к Багале, остановке враждебного, ведь смерть, горе и напасти - просто следствия, корень которых - в проникших, засевших в нас врагах-желаниях. Сатурн - сын ложного солнца, аханкары и читты, он работает с последствиями их деятельности, того, что непременно приходит после аханкары. Шани и Багала есть остановка враждебной, вредящей душе душе активности, активности как внешней (карая за проступок, останавливает поток злоденияний), так и внутренней (удаляет из мыслящего ума все лишнее и заполняет только нужным, старание следить за собой, дисциплина, йогическая концентрацию на одном).
Каждый может ощутить в себе Раху и Дхумавати: это неудовлетворенность достигнутым материальным успехом, тем, что имеешь ("сколько волка ни корми, он все равно на лес смотрит"). Ненасытная голова Раху "носит воду решетом", раз за разом просеивает все новые и новые порции в поисках нужного, но ничто не пристает к ней, т.к. она только голова! Раху-Дхумавати ассоциируются с бездонной пропастю и незатронутостю акаши: сколько ни дай ей форм (ведантических "горшков")), сколько не "корми" ее, никакого влияния на нее нее это не окажет.
Настроение Раху - "хочу сейчас и все сразу" (заметили, что лунные затмения возможны только в полнолуние?). Дхумавати тоже (как писали тут на форуме пару месяцев назад) требует ПОЛНОЙ преданности Себе, Параматману, ничто меньшее ее не устроит-не удовлетворит. Помнится, в пуранах Она мужа в приступе голода сьедает. Очевидно, только нескончаемый Шива и может насытить, заполнить нескончаемые же просторы Дхумы.
Любимая сфера Раху и Дхумавати, то, что они любят делать - это видеть Новое в Старом, ущербном, видеть вечномолодую за старой. И один из уроков Раху и Дхумавати - поддерживать в себе чистоту одного, не терпя возле Себя грязь другого. Злотворые, они могут атаковать манас из любого грязного места, поэтому держите все свое, все подходы в чистоте!
Раху и Дхумавати - достижение запредельной амриты запредельным (а каким же еще?) способом, способом сверх обычного, обманом богов, в обход богов, не считаясь ни с чем внешним, не принимая во внимание ничто внешнее.
(Ну и, наконец, приближаясь к моей трактовке
биджи дхум и дыма:) Раху и Дхумавати символизируют всеохватность. Заполонение собою всего окоема (везде один и тот же вид - откуда ни гляди, ничего другого не увидишь), занятие собою всего пространства так, что ничему "другому" и втиснутся некуда, не допускание в свои собственные просторы никого и ничего, поглощение в себе других форм. Это черта дыма (напр., от полицейской дымной шашки против разбушевавшихся толп), это черта Брахмана.
Шани и Багала - остановка уже проникших, уже втиснувшихся в просторы ума врагов, враждебных желаний. Но Асуры таким не занимаются; все их существо одержимо одной идеей, не допускающей все другие (неважно, здравые или бредовые) мысли и чувства. Говорится, что шакти Раху может дать сильную сконцентрированность на одном только своем, на одной цели (так, что других и не замечаешь), погоню только за одним. Героический, отваживающийся-на-великое Асура наследует от Шани-Багалы концентрацию внимания, стопорение всего неинтересного себе; но Раху - это дальнейшее развитие Йогина, это всепоглощающее домогание цели. Он известен как
karAlAsya, зияющеротый, широко раскрывающий рот. Наверное, в любой садхане стадия Сына Тени - умиротворенной сконцентрированности на одном и сдержанности по отношению к другим - когда-то неминуемо должна перейти в стадию восьмой (и первой теневой) грахи, умопомрачающей, всепоглощающей страсти к одной лишь своей цели, к Своему, и полной холодности к другим. Очевидно, только в таком случае сможет произойти выход личности в девятую (и вторую теневую) граху, мокша-караку.
Интересно, а почему Бхуванешвари с Сурьей? Она, насколько знаю, "Владычица миров"
Ну, как говорится, "за что купил, за то и продаю", как читал, так и воспроизвожу. У Бхуванешвари и Сурьи одинаковая биджа -
hrIM, и это, согласитесь, более чем серьезный аргумент.
Но вот мне почему-то вдруг оформилось такая мысль. И вайшнавы, и шайвы всегда притаскивали Солнце к своему Иштадеве, поэтому из ведического Сурьи выделились два индуистских - Сурья-Нараяна и Сурья-Шанкара. Сурья-Нараяна это Солнца с уклоном в имманентность, Он скорее основа жизни миров, зримый символ Бхагавана. Сурья-Шанкара - Солнце с уклоном в трансцендентность, Он скорее Парамашива трики, зримый символ пракаши и чит, способностей продвигать свет, ясно обнаруживать/раскрывать и за(при)мечать в их чистом виде. Так вот, Сурья-Нараяне у меня соответствует Бхуванешвари, Сурья-Шанкаре - Бхайрави.
Богиня Бхуванешвари, Сурья-Нараяна и
hrIM у меня сейчас как-то ассоциируются с пространством, эфиром, насквозь пропитывающей собою все свои формы (ведантические "горшки") во всех трех фазах их существования.
Качество пространства, акаша-таттвы - расширение по все стороны света, по всем направлениям (что хорошо отражено в слове
brahman, букв. "убольшение, увеличение размера, становление бОльшим, крупнейство"). Акаша есть горизонт, окоем, видимая даль, открывающиеся себе виды, кругозор, диапазон зрения, места докуда доходит свет/глаз сознания. В трике прообраз, к которому восходит акаша - первая таттва, хотя Бхуванешвари, безусловно, правильнее описывать как существуемость на уровне четвертой, гьяна-шакти. Из всех качеств эфира в Бхуванешвари особо выпячено два качества эфира: равное освещение, равное виденье для себя всех бываний; незадеваемость. Хм.
Бхайрави это пракаша как свет "на полной яркости", стопроцентная яснота, которую нижние таттвы не способны выдержать. В слишком слепящем свете исчезает все. Слишком уж все ясно для них, нет никакой загадки в бытии, не к чему продвигаться дальше. Нижние таттвы, конечно же, хотят познавать, но "не так быстро", их зрение (взор сознания) больше приспособлено к чуть приглушенному свету, или к полумраку, или к прохладному свету луны. Такой большой напор ясноты слишком давит на глаза, столь бурлящая жизнь Парамашивы их просто пугает: "в таком слепящем свете исчезает все" или даже "сейчас выжжет глаза!". Кажется - уясни они все, и не к чему станет больше двигаться дальше, не на что станет; их личная "пракаша" и "вимарша" - запримечание и созерцание запримеченного - их жизнь! - остановит свой бег. Язык Бхайрави, паравак, они определенно не понимают.
Ах да, еще о Сурье и Бхайрави. В прошлый раз как-то умудрился просмотреть, что у Сурьи ж есть имя
ina - "проходящему с энергией" или "напорный" . Это, на мой взгляд, "в точку", как разотлично согласуется с огненным характером Бхайрави. В словаре заявлены следующие значения слова
ina: проходящий с энергией, энергичный, выражающий свою [оказывающую воздействие, мощно воздействующую, напирающую, форсирующую, понуждающую активничать (по-ее, так, как она?), прокладывающую себе путь и вступающую в что-то/кого-то] силу-энергию; +решительный, настаивающий на чем-то, непреклонный, напорный, отважный, удалой; могучий, дикий-бурный в своем проявлении; выдающийся в чем-то.
Корни
in и
inv (связ. с
i, идти) - налегать, напирать на; передавать-вселять свою энергию в, давать силы к; вливать новые/больше силы, возбуждать, воодушевлять, вселять энергию, делать «ожившим», =радовать; использовать-применять свою силу, принуждать силой; силой отводить, удалять и т.п.; иметь что-то под своей властью, быть повелителем, иметь силу-власть над.