Вы (неоднократно) писали, что результативность (эффективность) Шабар-мантр - в значительной степени зависит от внутреннего состояния практикующего, (от его энергетического статуса, внутренней упорядоченности и адекватной укомпонованности его энергий (внутреннего пространства), уравновешенности духа (эмоциональной сферы), здоровья, в конце концов, и т.д.).
Кстати, одна из особенностей натховских мантр, отличающая их от вайдика и тантрических, ориентированных на Веды, - то, что в них не используется контент винийоги. А это что? Это ритм, в котором произносятся мантры, это Риши и т.д. Дело в том, что для хинду их садхана - это то, чем они живут всю жизнь. Они рождаются в определенной готре, касте с множеством правил. И так как всем им невозможно следовать в совершенном виде без ошибок, поэтому и была разработана тантра. Но она разработана была тоже не на пустом месте, она связана с Ведами так или иначе. Всегда на протяжении многих веков разные Ачарьи разрабатывали подходы с учетом тех упущений, которые были в предыдущих системах и традициях. И, конечно же, всем подобным Гуру всегда было свойственно утверждать, что их подход (который рано или поздно становился традицией) - самый совершенный, эти методы священные, и в них проявлено божество или какая-то наивысшая реальность. Но давайте посмотрим трезво на линии этих учителей: они имеют очень древний базис, и, несмотря на то, что какие-то тексты, например, Каула-традиции, могут утверждать, что Веды по сравнению с Каула-шастрами подобны проституткам и всем доступны, что тантрику их надо отбросить, но на самом деле, это далеко не так. Для классического хинду, рожденного в определенной этнической и религиозной среде, это, может, и так, ему есть что на что "менять", если, конечно, можно так сказать. Но для белого человека менять нечего. Поэтому у 95-99% белых людей, которые пытаются имитировать индийскую тантру, - это именно имитация. Я попытался посмотреть и тщательно изучить тех, кто следует индийской тантре в СНГ, претендующих на традицию, изучал, что они говорят другим, что делают сами, и пришел к выводу (сравнив с тем, что в Индии), что это пустая пародия, а не духовная практика. Потому что она не меняет человека как личность целостно, и понятно почему - эта практика для большинства просто декорация, а не то, чем они живут и то, чему полностью принадлежат. Она не меняет человека в корне. Все это отличается от того, что я видел в Индии, как земля и небо.
Там обучение не начинается вообще, если нет посвящения, и при посвящении ученик дает обязательства на всю жизнь своему Гуру, Божеству и Традиции, и обязательства эти очень непростые. Русских любителей (это самое мягкое и самое точное определение, которое я мог бы им дать) тантры привлекают в ней перспективы, которые они радикально искажают, а именно - это идеи "внеортодоксальности", "делания того, что хочешь", "неадекватности поведения можно оправдать кусками из тантрических текстов" и т. д., и т. п. Может быть, и есть единицы, которые учились годами в Индии, и их Гуру принял в "семью", видя полную самоотдачу со стороны претендента на дикшита, видя уважительное отношение, и тем самым решившись взять ответственность вести ученика к мокше, а не формально его посвятить для "сруба денег". Но это такие редкие случаи, что по сравнению с массовой профанацией они - редкость. В целом практика аутентичной индийской тантры в ее совершенном виде для западных людей почти равна нулю. Это не так просто, как многие русские хотят преподнести. Единственное, что еще может массово продвигаться - это учения типа натхизма, потому что в их мантрах и практиках нет принадлежности к готре по рождению и много еще всего. Так как традиция изначально создавалась теми, кто оставил индийский бытовой и духовный социум, конечно, при этом натхизму свойственно уважительное отношение ко всему, что было и есть в Индии. Поэтому натха-дхарма и шабар-тантра куда более реальна для западного человека. Конечно, в ней тоже нужна ответственность, но там технических тонкостей, которые реальны только для индуса, поменьше, и обычная западная йога может постепенно привести к более аутентичной натховской. Что касается тантры, у западного человека на ее изучение и постижение может уйти больше времени, и то при условии полного вручения себя Гуру, что на самом деле, не так и просто по целому ряду причин.
В общем, это если вкратце сказать то, что я думаю на основе своего опыта. Конечно, кто-то может не соглашаться и говорить, мол: "Нет, тантра - это не индуизм, она шире и глубже", но пока меня никто не убедил в том, что это так, на основе тех результатов и духовного уровня, к которым пришли говорящие подобные вещи. Показателем того, что человек действительно продвинулся от того или иного метода, является его самое обычное человеческое состояние: если он готов из-за денег порвать другому глотку, если склонен к мелочности, зависти, отождествлению себя с миром, и его качества характера на протяжении многих лет не только не меняются, а развиваются по заданному ранее маршруту (не в чистом виде), то можем ли говорить о том, что мы от чего-то независимы, странствующие по эзотерическим системам "тантрические мистики". Вопрос не о "странствиях" в виде количества духовных систем. Вопрос в том, что же по сути странствует? Существо, так и оставшееся с помрачениями и при этом говорящее, что индуизм и его социум - это низшее, никогда при этом не живя в нем и не веря в него по большому счету? В этом плане куда более естественно смотрится какой-нибудь любитель new-age, вот ему они преданы полностью, так как он действительно для них нормален. Я не считаю, что для ортодоксального индуизма индийские "необычные системы" способны помочь западному человеку стать чище, если человек не прошел серьезной дисциплины, не заслужил честно того, чтобы эта духовная среда приняла его, а он ее, на самом деле.
Натхизм - это одна из систем, которая тоже стала плодом поисков великих Учителей Индии. И не стал бы Горакшанатх, пусть и формально, отвергать то, что было в том же каулизме, значит, и в нем не все так чисто и легко, как кому-то хотелось видеть и даже это преподносить. Но у натхов большой плюс в том, что есть хорошая система очищения и подготовки личности для чего угодно, будь то ведизм, будь то тантризм. У натхов больше значения придается преданности тому, что ты выбрал: работа с телом, чувствами и сознанием - это хороший фундамент, и в принципе, для того, чтобы стать совершенным человеком (сиддхом), это достаточно более чем. Поэтому, конечно, прежде чем обсуждать подходы, связанные с шабар-тантрой, йогой натхов, нужно учесть очень многие факторы, о которых я частично рассказал выше, которые могут привести к пониманию при их учете, как лучше практиковать, и к непониманию как практиковать, если вы их не учтете. Мы не ставим перед собой задачи просто заняться раздачей мертвых техник или какой-то эзотерической экзотики, этого добра кругом полным-полно, и оно не экзотичнее всего того, что есть в этом мире помимо них, поэтому я предлагаю натховский простой, но трезвый подход. О разных эзотерических системах и традициях Индии я, конечно, буду рассказывать, но эта информация не должна никого обольщать, она частично полезна для начинающих, а для трезвых людей полезны изменения в их человеческом характере, мировоззрении, в тех поступках, которые вы совершаете в самой обычной жизни, в чистоте вашей веры, в том, насколько вы уравновешены в моменты разной социальной нестабильности и т.д., - можно много всего еще перечислить.