Джай Шива Горакшанатха!
Адеш!
Поделюсь и я немного опытом, может пригодится.
Адеш!
В процессе практики возникли, казалось бы, банальные, но насущные вопросы:
1. устающие к 8-9 кругу пальцы, а к 12 - "зерна" начинают ощущаться неудобными - это нормально в начале, потом пальцы привыкнут и "накачаются", или я неправильно держу рудракшу?
Чтобы понять, как Вы держите рудракшу, надо это увидеть, посмотреть, как перебираете бусины. Поначалу у меня бывало, что уставали пальцы, если долго читала мантру, но это проходит, скорее за счет того, что начинаешь в более расслабленном и ровном состоянии практиковать, быстро возникает пратьяхара.
2. кто-нибудь пробовал использовать подставку под локоть при чтении джапы?
или ещё есть какие-то хитрости от перенапряжения мышц правой руки и правой стороны спины?
Я не пробовала, только при пранаяме. Вообще есть вариант, когда правая рука расслабленно лежит на правом колене, четки перебираются в специальном мешочке (т.о. они не касаются земли и их никто не видит, мешочек в форме буквы "Г").
3. можно ли, не прерывая чтения, менять положение тела?
Если это делать медленно и плавно, и если у Вас не нарушается концентрация, то, думаю, можно.
4. если начитываются 2 мантры (сначала положенное количество кругов одна, потом - вторая), то между 2 джапами можно/нужно ли что-нибудь поделать для переключения, расслабления напряжения от (сравнительно, конечно) долгого нахождения в одной позе?
Если тело устало, то можно; насиловать себя ни к чему, ведь если Вы будете напряженно, согнувшись кое-как читать мантру, то, согласитесь, эффект будет не велик. Вообще, если тело не особо подготовлено, то рекомендуется перед практикой джапы поделать сукшма-вььяму, асаны. Важно держать позвоночник прямым во время чтения мантры.
И я правильно понимаю, что соотношение рудракш и реализуемых мантр идёт по принципу 1 мантра - 1 рудракша?
В принципе, да.
5. какая внутренняя работа должна совершаться в процессе джапы? только фиксация проявляющихся ощущений? визуализация Дэваты в анахате (или в других чакрах?) - как образ или как свет/ощущение/вибрацию? медитация на качества и свойства Дэваты? Например, на Горакшанатха как совершенного йогина?
Тут есть разные варианты. Гуруджи говорил, что можно фиксировать внимание на свете (или образе Деваты) в межбровье, или в брахмарандхре, либо в сердце. Все, что Вы перечислили, также может иметь место. Просто люди разные, и каждому могут подходить разные варианты. Наверное, критерием верного выбора тут может служить достаточно быстрое возникновение состояние глубокой концентрации или дхьяны. А для начала можно попробовать разные варианты.
6. как проявляющиеся состояния интегрировать в свою жизнь и психофизическую структуру?
Это происходит со временем, если практика регулярна (нитья-садхана), особенно если садхака выполняет дина-садхану и старается развиваться в различных разделах йоги (не только мантры, но и асаны, пранаямы, джняна и пр.).
7. джапа возможна и эффективна только во время утренней садханы или, если утром времени мало, то можно прочитать несколько кругов, а вечером сделать омовение, пранаяму и дочитать оставшиеся?
Можно и так, но лучше конечно утром.
8. мантры можно читать только на асане во время садханы или можно и вне её, без малы - допустим во время дороги, не требующей внимания, или перед сном, можно ли мысленно проговаривать мантру, медитируя на Дэвату?
Так можно делать, это будет аналогично медитации на Божество. Знаю, например, можно читать мантру Горакшанатха сразу после пробуждения в кровати, в качестве "вспоминания" о Гуру, о Иштадевате и медитации на них, обращая свое пробудившееся сознание сразу к самому Высшему.
9. Гуру Джи говорил, что для реализации мантры нужно на каждый её слог прочитать мантру 100 000 раз - считается только то, что было начитано с малой?
Вообще да, ведь малу Гуруджи предварительно освящает. И не только мала важна, важны также определенное место, время и пр. - для реализации тантрических мантр существует много предписаний.
10. как хранить рудракши? в конце садханы убирать в мешочки или можно держать на алтаре, а мешочки использовать только для переноски? Нужно ли читать на мешочки какие-то мантры?
Если Вы реализуете мантру, то лучше чтобы эту рудракша-малу никто не видел, пока пурасчарана не закончена. Т.е. хранить в мешочке и читать в мешочке или как-то иначе, чтобы посторонние не видели. Если же на четках читается Горакшанатха-мантра, то их можно носить на себе в качестве защиты, например. Насчет мантр на мешочки я не слышала.
11. Вопрос к тем, кто использует в джапе "чайные" свечи - "таблетки" в металлических гильзах - куда девать гильзы после прогорания свечи? На них слишком чистый "фон", чтобы кидать в мусор. Можно ли их как-нибудь использовать? Или собирать пачку и сплавлять в реку?
Я бы тоже посоветовала чрезмерно не заморачиваться на всяких "фонит/чисто/грязно". В мире все состоит из энергии, не чистой и не грязной, просто разных частот, и все это является проявлением Абсолюта.
Со временем при правильной постоянной практике появится внутренний стержень и некоторая отрешенность, различающее видение, в том числе и энергетических вещей.
Насчет свечек может кто другой подскажет
у меня с этим никогда проблем не было