Гуруджи ко Aдеш!
Спасибо; это, в общем, понятно; исходя, например, из (той) аналогии, что хрИМ и шрИМ - совершенно разные биджи отдельных самостоятельных Дэват; ((хотя и здесь - не все так просто - биджа хрИМ в разных мантрах и разных (священных) текстах упоминается и как биджа Бхуванешвари, и как биджа Лакшми, и как биджа Лалиты Трипура Сундари, и как биджа Багаламукхи...))
hrIM — это просто Махамая-биджа (Майя, в смысле великой Шакти), потому неудивительно, что она у многих шактийских Деват и не только.
Скажите, пожалуйста, а что тогда значат элементы Ша и Ка в начале бидж? Очень интересно!
Кади, Хади, Сади — они (эти принципы) не только в Шривидье, в Каливидье тоже. "Ка"-варга означает знание, образование, "Ха" — означает поддержку, материальную и духовную, "Са" — Шакти, мощь, силу (мистическую), "Ша" в Шривидье — это символ, соединяющий три предыдущие. Например, традиционно в Индии есть три периода — брахмачарья, грихастха, ванапрастха (санньяса иногда четвертый). Период Брахмы — время обретения знаний и обучение следованию ему; Вишну — период становления во всех смыслах и опоры, когда человек формирует мировоззрение; Рудра — когда человек окончательно все лишнее оставляет, посвящает себя той мудрости, которую выявил. Есть еще период, когда человек соединяет все воедино, но садхана не заключается только в этих периодах, она распространяется на каждый день, человек делает сандхьопасану (утром в брахма-мухурту, днем, вечером и иногда самую мистическую — ночью). Вот откуда Кади, Хади и Сади. Это все связано с Гаятри, с Пранавой и Махавьяхрити, она также переводится в Панчадаши или Шодаши мантры, с тремя кутами и биджами. Можно еще детально это все рассматривать уже на эзотерическом уровне в связи с чакрами, нади и т.д. С чем связаны Кади, Хади и т.д., как они могут флексировать, как взаимоотражать друг друга и многое другое. В общем — целая наука, освещающая тему Кундалини-шакти, макро- и микрокосма, переходящая в йогу и дающая ей теоретический базис. Но это относится не только к Шривидье, ведические и многие другие тантрические садханы тоже имеют подобные вещи. Аспекты единой Санатана-Дхармы, много руп, но одна сварупа.
Уважаемый Гуруджи Матсьендранатх! Скажите пожалуйста, а неизвестно, какой Дэвате принадлежит (с какой Дэватой соотносится) биджа шлИМ?
Я встречал ее использование в мантрах разных Деват, но не в какой-то специальной.