Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Мантры  (Прочитано 598479 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Василий

  • *
  • Сообщений: 54
Re:Мантры
« Ответ #930 : Январь 01, 2012, 00:39:31 »

Гуруджи ко Адеш!

Гуруджи, огромное спасибо за разъяснения!  :17:
Записан

Василий

  • *
  • Сообщений: 54
Re:Мантры
« Ответ #931 : Январь 01, 2012, 18:48:33 »

Гуруджи ко Адеш! Джай Бхагаван!

В одной из тем Гуруджи написал что самое главное время для йоги - ранее утро, а более конкретно - с 3 до 6 утра (брахма-мухурта), и практиковать лучше всего именно в это время. Я стараюсь следовать этому наставлению, и учусь вставать рано. Но во время ранней джапы очень трудно произносить мантру осознанно. Если делать с закрытыми глазами, отвлекаешься на внешние объекты; если делаю с закрытыми - осознанность падает, начинаю как бы засыпать. То и дело ловлю себя на том что чтение джапы ограничивается чисто механическим движением губ и языка, а меня самого там особо-то и нет(( Я понимаю что просто механического повторения не достаточно. Подскажите, куда должен быть направлен взгляд во время джапы, если ты ещё не полностью проснулся, и когда закрываешь глаза, клонит в сон? Ведь у кого-то же тоже должны были быть подобные проблемы (ну хотя бы на начальном этапе)!

Заранее спасибо!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #932 : Январь 02, 2012, 14:22:03 »

Джайя Горакх!

В одной из тем Гуруджи написал что самое главное время для йоги - ранее утро, а более конкретно - с 3 до 6 утра (брахма-мухурта), и практиковать лучше всего именно в это время. Я стараюсь следовать этому наставлению, и учусь вставать рано. Но во время ранней джапы очень трудно произносить мантру осознанно. Если делать с закрытыми глазами, отвлекаешься на внешние объекты; если делаю с закрытыми - осознанность падает, начинаю как бы засыпать. То и дело ловлю себя на том что чтение джапы ограничивается чисто механическим движением губ и языка, а меня самого там особо-то и нет(( Я понимаю что просто механического повторения не достаточно. Подскажите, куда должен быть направлен взгляд во время джапы, если ты ещё не полностью проснулся, и когда закрываешь глаза, клонит в сон? Ведь у кого-то же тоже должны были быть подобные проблемы (ну хотя бы на начальном этапе)!

Конечно, если получается в брахма-мухурту, то это замечательно. Я, когда подолгу находился в Индии, при регулярной жизни там это само по себе легко шло, но когда, например, начались разъезды по миру, то с этим появились проблемы, и я спросил Гуру, как быть. Он мне ответил, что, когда просыпаешься, тогда и брахма-мухурта для тебя лично, главное – начинать день с дхьяны. Вообще, человек – очень непростое существо, согласно "Сиддха-сиддханта паддхати", наше тело – это единая психофизическая система, и она нам подает знаки, часто даже о событиях, которые еще не произошли. Иногда желание поспать может быть причиной того, что в ближайшем времени долго будет не до сна, а иногда может быть и лень; чтобы уметь отличить одно от другого, лучше попробовать как следует пожить в стандартном режиме, который рекомендуется для садхаков.

Насчет взгляда: большинство натхов в садханах направляют мысленно взгляд на кончик верхней губы, говорят, что это помогает одновременно присутствовать и в то же время "не залипать" на грубой реальности. И потом, многое зависит от состояния связи энергии и сознания, что увязывает хатха-йогические аспекты практики с раджа- и мантра-йогой. Хорошо, когда концентрация идет естественно; если не получается, то лучше просто долго практику не делать или можно немного поделать пранаяму.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Василий

  • *
  • Сообщений: 54
Re:Мантры
« Ответ #933 : Январь 02, 2012, 17:46:13 »

Гуруджи ко Адеш! Джайя Шива Горакша!

Гуруджи, благодарю Вас за ответ! Скажите пожалуйста, когда говорится что нужно "мысленно направлять взгляд на кончик верхней губы чтобы не залипать на грубой реальности", подразумевается что глаза при этом приоткрыты? (то есть "грубая реальность" была бы ни при чём, если у нас закрыты глаза)

Для того чтобы мысленно направить взгляд на кончик нижней губы, мне нужно максимально опустить зрачки вниз, при этом чувствуется напряжение в глазных яблоках - является ли это знаком того что я делаю неправильно? Просто заметил уже что любое напряжение мышц лица очень мешает при медитации, и мешает почувствовать тело когда делаешь асаны...

Заранее благодарю Вас за помощь!
« Последнее редактирование: Январь 02, 2012, 17:48:12 от Василий »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #934 : Январь 02, 2012, 18:15:03 »

Гуруджи ко Адеш! Джайя Шива Горакша!

Гуруджи, благодарю Вас за ответ! Скажите пожалуйста, когда говорится что нужно "мысленно направлять взгляд на кончик верхней губы чтобы не залипать на грубой реальности", подразумевается что глаза при этом приоткрыты? (то есть "грубая реальность" была бы ни при чём, если у нас закрыты глаза)

Для того чтобы мысленно направить взгляд на кончик нижней губы, мне нужно максимально опустить зрачки вниз, при этом чувствуется напряжение в глазных яблоках - является ли это знаком того что я делаю неправильно? Просто заметил уже что любое напряжение мышц лица очень мешает при медитации, и мешает почувствовать тело когда делаешь асаны...

Глаза прикрыты, но так, чтобы немного проникал свет; если их закрыть совсем, то действительно можно уснуть. Техника концентрации на кончике верхней губы описана в «Горакх-сабади», это форма мадхья (средней) тратаки, этот средней вариант позволяет не фиксироваться чрезмерно на внешних объектах, так, чтобы вы не становились частью вещественного мира, а, скорее, оставались вне его. Т.е. речь идет о состоянии пратьяхары, это возможно при управлении диапазонами пран в органах чувств.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Василий

  • *
  • Сообщений: 54
Re:Мантры
« Ответ #935 : Январь 02, 2012, 18:35:50 »

Гуруджи ко Адеш!

Благодарю вас Гуруджи! Постараюсь найти этот текст...
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #936 : Январь 02, 2012, 22:17:07 »

Благодарю вас Гуруджи! Постараюсь найти этот текст...

В сети я находил перевод "Горакх-бани" на английский, там же есть и "Горакх-сабади", она – как вторая часть "Горакх-бани". Хотя в целом это разные тексты. "Горакх-сабади" натхи вообще считают сукшма-ведой и даже иногда поют как мантрический текст. Очень своеобразный труд Горакши.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Василий

  • *
  • Сообщений: 54
Re:Мантры
« Ответ #937 : Январь 03, 2012, 03:33:01 »

Джайя Шива Горакша!

Да, текст на русском я уже поискал, и увы - безрезультатно. Когда ищу текст на английском, в ссылках вижу что из Gorakh-sabadi что-то цитируют, но вот сам текст полностью надо будет покопать. И ещё нашёл Ваше сообщение на форуме, где упоминается английский перевод, и что он не полный:

Цитировать
Сразу хочу сказать о том, что Горакх-бани и Горакх-сабади были переведены на английский Шукадева Синхом и Гордоном Джурджевиком. Но, судя по всему, в переведенном ими тексте одно из  предложений пропущено, возможно из-за того, что оригинал текста, который они использовали, не сохранился полностью. У меня есть этот текст, поэтому я предоставлю его полный перевод. Также, позволю себе дать несколько пояснений в связи с особенностями и многогранностью значений языка (садхикари или кхичари), на котором текст написан.

И далее Вы приводите три фрагмента из текста, видимо это и есть тот пропущенный кусок. Так как сам текст, судя по тому что я прочёл из Ваших комментариев в том топике, очень значимый, и тем более Вы сами подтверждаете что в сети есть перевод, продолжу копаться, и флаг мне в руки;))
Записан

Василий

  • *
  • Сообщений: 54
Re:Мантры
« Ответ #938 : Январь 04, 2012, 06:37:05 »

Гуруджи ко Адеш!

Скажите пожалуйста, когда перед джапой делается пранаяма, правильно ли я понимаю что она делается уже после того как произнесена асана-мантра? Перед самой джапой я читаю асана-лаганека мантру, сажусь на асану, потом Ганеша-гаятри, затем Горакша-гаятри и потом уже джапа. Если я хочу перед джапой сделать пранаяму, получается я должен произнести асана-мантру, затем сесть на асану, выполнить пранаяму, и уже затем Ганеша-гаятри, Горакша-гаятри и уже затем джапа?

Заранее спасибо!
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 473
Re:Мантры
« Ответ #939 : Январь 04, 2012, 16:51:41 »

...когда перед джапой делается пранаяма, правильно ли я понимаю что она делается уже после того как произнесена асана-мантра?

Если перед джапой пранаяму вы выполняете, сидя на асане, то последовательность описана вами верно, т.к. асана-мантра читается перед тем, как сесть на асану.
Записан

Василий

  • *
  • Сообщений: 54
Re:Мантры
« Ответ #940 : Январь 04, 2012, 18:17:46 »

Гуруджи ко Адеш!

Адеш, Viveknath! Спасибо за разъяснения! Насколько я понимаю, пранаяму тоже нужно делать на асане... Я помню что читал комментарии Гуруджи на форуме о том что если практику делать не на асане, то эффект будет не полным:

Цитировать
Если вы не будете использовать асану (подстилки для сиденья), то силу садханы у вас заберет Индра, и верим мы в это или нет, но в асане и мантре есть большая необходимость. Пранаяма, которая делается без асаны (подстилки для сиденья), теряет свой полный эффект. Поэтому в начале садханы читается мантра, вы ступаете на асану той ногой, которой соответствует активная свара, в конце садханы нужно коснутся рукой асаны, а потом своего тела (т.е. забрать результат практики  себе").

Интересно, а как в этой связи обстоят дела с практикой асан? Если я делаю асаны на обычном резиновом коврике, нужно ли читать на него асана мантру?

Кстати по поводу последнего момента - когда в конце садханы касаемся рукой асаны, а затем своего тела, чтобы "забрать результат практики себе". На записи с сатсанга с Гуруджи Виласнатхом, после джапы был показан другой вариант того же действия (забрать результат себе) - произносится мантра "sаt namo adesh, gurudji ko adesh, om guruji, om brahmArpanam astU" - после чего нужно провести руками сверху вниз вдоль туловища. Скажите, являются ли эти два действия (с касанием асаны и затем тела - и с произбесением мантры) взаимозаменяемыми, или они чем-то отличаются по эффекту?

Заранее спасибо!
« Последнее редактирование: Январь 04, 2012, 18:21:46 от Василий »
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 473
Re:Мантры
« Ответ #941 : Январь 04, 2012, 21:47:40 »

Если я делаю асаны на обычном резиновом коврике, нужно ли читать на него асана мантру?

Асана-мантра — один из элементов садханы, предназначенный для очищения места, где будет находиться божество. Если резиновый коврик вы используете в таком аспекте, асана-мантра не помешает. Если же ваш коврик (не обязательно резиновый) — это лишь подстилка для удобства тела при разминке, то можно обойтись без лишней эзотерики.

...другой вариант того же действия (забрать результат себе) - произносится мантра "sаt namo adesh, gurudji ko adesh, om guruji, om brahmArpanam astU"

Приведенная мантра произносится при жертвовании плодов садханы — Брахману.
Записан

Василий

  • *
  • Сообщений: 54
Re:Мантры
« Ответ #942 : Январь 05, 2012, 06:16:11 »

Адеш, Viveknath! Большое спасибо за помощь!

Асана-мантра — один из элементов садханы, предназначенный для очищения места, где будет находиться божество.

Я почему-то думал что это нужно для очищения места где будет находиться сам практикующий (если речь об асане для занятий)...

Я разминаюсь перед асанами без коврика. Коврик расстилаю когда уже готов делать асаны, просто комплекс из асан с шавасаной в конце, как положено. Нужно ли в таком случае произносить асана-мантру?

По поводу благословения в конце садханы. Скажите пожалуйста, в чём различие для практикующего в эффекте если после джапы посвещать плод садханы Брахману, и если касаться рукой асаны а затем своего тела? Какой части тела нужно касаться, и какой рукой это должно делаться (как я понимаю - правой)? Нужно ли что-то произносить при этом?

Прошу прощения за такое обилие вопросов, и спасибо вам за уделённое время и помощь!


Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 473
Re:Мантры
« Ответ #943 : Январь 05, 2012, 15:06:28 »

Я почему-то думал что это нужно для очищения места где будет находиться сам практикующий

Вот асана-мантра и нужна (среди прочего) для того, чтобы божество находилось там, где находится "сам практикующий".

Скажите пожалуйста, в чём различие для практикующего в эффекте если после джапы посвещать плод садханы Брахману, и если касаться рукой асаны а затем своего тела?

Попробуйте оба варианта — и почувствуйте разницу. Могу лишь сказать, что после того как вы реализуете свое тождество с Брахманом (что и является одной из целей йоги), жертвование плодов садханы Брахману будет равнозначно "забиранию" их Себе. А до тех пор  :05: можно разделить: непосредственно после джапы ее плод с мантрой "oM brahmArpanam astU" жертвуем Брахману, а по окончанию практики, вставая с асаны, вбираем в себя результат всей садханы, касаясь правой рукой асаны и затем сердца.
« Последнее редактирование: Январь 05, 2012, 15:27:24 от Viveknath »
Записан

Василий

  • *
  • Сообщений: 54
Re:Мантры
« Ответ #944 : Январь 05, 2012, 18:13:16 »

Гуруджи ко Адеш!
Адеш, Viveknath!

Большое спасибо за понятные и ценные объяснения!

Кстати как быть если сначала делаешь асаны на резиновом коврике, а затем, допустим, читаешь джапу уже на нормальной асане. Получается, сначала нужно прочесть асана-мантру на резиновый коврик, а позже убрать его, положить асану, снова прочитать асана-мантру, и уже приступать к практике?

И ещё когда делаешь асаны перед джапой, то потеешь, и садиться потным на асану для медитации и читать джапу это как-то... неправильно, мне кажется. Даже омовение специально делаешь перед практикой, чтобы чистым подходить, а тут... Пот, конечно, ручьями не хлещет, тем более сейчас, зимой - да и в шавасане за 10-15 минут "подсыхаешь" - но всё равно остаётся это ощущение вспотевшего тела. Я поэтому просто переодеваюсь перед джапой. Нормально ли это, и если нет, то как тогда правильно выйти из ситуации?

Заранее спасибо за помощь!
Записан