Есть неплохое объяснение высшего смысла джапы в Виджнянабхайрава-тантре:
भूयो भूयः परे भावे भावना भाव्यते हि या।
जपः सोऽत्र स्वयं नादो मन्त्रात्मा जप्य ईदृशः॥ १४५॥
bhūyo bhūyaḥ pare bhāve bhāvanā bhāvyate hi yā |
japaḥ so ‘tra svayaṃ nādo mantrātmā japya īdṛśaḥ || 145 ||
Акт созерцания, который приходит в процессе повторения (мантры), и есть джапа. Погружение в спонтанно возникший из сущности мантры звук.
Т.е. сама пульсация нады, которая происходит при джапе, подразумевает некую живую ритмику вибрации, джапа - означает повторение, но в данном случае тут повторением можно считать ритмичную пульсацию, которая фактически может считаться аджапа-джапой, так как она "сама по себе" возникает.
Я выработал на основе своего опыта и того, что получал от Гуру и из Тантр, свое видение уровней практики джапы. Некоторые тантрики считают, что есть четыре уровня практики мантры: вачака (вслух), упамшу (полушепотом), манасика (мысленно) и аджапа-джапа (непрерывно и спонтанно). Более низкий уровень актуален для абхичары, но если сказать более понятно, то под ней подразумевается убирание внешних деструктивных влияний. Многие люди, пытаясь изображать из себя "духовных", говорят, что это не то, к чему надо стремиться. Однако все на низком уровне, как правило, и находятся, потому именно им и не надо избегать "физичности", надо делать развернутые пуджи с упачарами, если из йоги, то более "ощутимые физические методы", если это джапа, то или вачака, или упамшу. Когда приходит чистота с пульсацией, тогда можно только на таттве мантры и Деваты сосредоточиться, на более тонком (сукшма) уровне. Если же на вас накатывает "физичность", чувства, навязчивые мысли и т.д., то практиковать вачаку и упамшу. Как только пришла тишина в процессе очищения (трансформации грубых влияний), то нужно просто делать созерцание, практика переходит в лайя-йогу (наданусандхану). Истинная йога - это довольно высокий уровень, хотя не многие это понимают. Йогины могут себе позволять безопорность и увеличение способности все больше и больше пребывать в таком состоянии до окончательной реализации.