[И вот как она может быть выраженной?
Я попробую дать определение согласно натхам и Тантрам. У нас есть такое понятие, как "Адеш", что переводится как "желание, воля, приказ, наставление". Натховские мантры часто начинаются с "Адеш" или заканчиваются им, например: "Сат намо Адеш, Гуруджи ко Адеш" и т.д. У послелога "ко" को в хинди есть целый ряд значений, в случае "Гуруджи ко" – это будет субъектный послелог, который можно перевести как "воля Гуру" или "приказ Гуру", "наставление". Можно сказать, что Адеш - это нечто, что принадлежит Гуру и, соответственно, что он транслирует, передает ученику или адепту. Также это может быть воля Божества, но передаваемая через Гуру, впрочем, зачастую во многих традиционных школах Гуру и Божество отождествляют, иногда даже Гуру ставят выше. Во втором случае обоснование этому в том, что воплощенное и доступное нам Божество – это нечто, олицетворяющее большую заботу или милость в отношении нас. Божество просто как идея, как обитатель какого-то малодоступного измерения ("лока" – Вишнулока, Ганешалока и т.д.), менее благоприятно для ученика, нежели непосредственное получение даршана этого Божества. Так как Гуру - это тот, кто реализовал Божество и стал в связи с этим проводником его, выполняя роль некоего индикатора, он часто рассматривается как этап первостепенной важности. Ну и тут вы можете увидеть параллели с буддизмом, а именно, с концепцией бодхисаттв, что там Божества - это зачастую бодхисаттвы. Мы видим принцип почитания Гуру, Махасиддхов (сиддха-пуруша), как у натхов, так и у буддистов, я даже смею предположить, что в этом их древнее родство. Мы видим почитание Божеств в человеке в каула-садханах, ну и как совершенный плод этой практики – почитание Горакшанатха, Наванатхов (Девяти Великих Натхов) и Чаураси-сиддхов (84 сиддхов) у натхов. Отсюда такие популярные изображения, когда Горакшанатх - это Шива-сварупа, Сантошнатх - Вишну, Удаянатх - Шакти и т.д. В каком-то смысле сами Натхи, Бодхисаттвы, совершенные йогины выше даже самих Деват. Соответственно, Адеш Деваты и Адеш Гуру - это единое целое для ученика в йоге (авадху). Но что это за Адеш для ученика и как это ему помогает в практике йоги? Согласно "Сиддха-сиддханта-паддхати" (6.94):
आत्मेति परमात्मेति जीवात्मेति विचारणे।
त्रयाणामैक्यसंभूतिः आदेश इति कीर्तितः॥ ९४॥
ātmeti paramātmeti jīvātmeti vicāraṇe |
trayāṇāmaikyasaṁbhūtiḥ ādeśa iti kīrtitaḥ || 94 ||
Реализация единства Атмана, Дживатмана и Параматмана в этой жизни – это есть Адеш (божественная воля или божественный порядок).
आदेश इति सद्वाणीं सर्वद्वन्द्वक्षयापहाम्।
यो योगिनं प्रति वदेत् स यात्यात्मानमैश्वरम्॥ ९५॥
ādeśa iti sadvāṇīṁ sarvadvandvakṣayāpahām |
yo yoginaṁ prati vadet sa yātyātmānamaiśvaram || 95 ||
Кто почитает это в йогинах словом Адеш, тот преодолевает двойственность противоположностей, он становится сам Божеством (с Айшвара-атман).
Иногда термин раскладывают по слогам: आदेश адеш = "आ" (а) – आत्मा атма, "दे" (де) – देवात्मा/परमात्मा Деватма или Параматма и "श" (ша) – शरीरात्मा/जीवात्मा шариратма/дживатма.
Т.е. йога, как реализация единства Атмана, Дживатмана и Параматмана, происходит через благословения Гуру (его Адеш), его Шактипат (нисходящую милость).
В другом натховском тексте "Мачхиндра Горакх бодх", написанном на хинди с диалектами, в диалоге Матсьендры и Горакхнатха встречается еще одно определение:
"अवधू आदेस का अनूषम उपदेस"
अनूषम - очевидно от санскритского अनुपम "наставление (upadesh) в безмерной (anupam) передаче (ādeś), где неизменность (nirantar) живет (vās) в пустоте (śūnya)".
Т.е. реальность, которая всепроникающая и всеобъединяющая, что, собственно, сходится и с ССП.
Мне встречались и иные трактовки происхождения этого понятия, увязывая их с Ишварой и тождество натха йоги с ним. "Адеша" от आद "ада" (обретение) + ईश "Иша"(Владыка) . Получение милости Ишвары или Адинатха.
По поводу иччхи, нады и т.д., разных понятий йоги и тантры, думаю, позже написать еще, как найдется время.
Спасибо, Гуру Матсьендранатх, за хорошие ориентиры!
It is my pleasure